Site icon Companion UA

Национальный дом органной и камерной музыки Украины 27 декабря представляет концерт австрийской и итальянской инструментальной музыки.

КОНЦЕРТЫ

Национальный дом органной и камерной музыки Украины 27 декабря представляет концерт австрийской и итальянской инструментальной музыки.

Программа, предлагаемая вниманию киевлян и гостей столицы в канун новогодних праздников струнным квартетом им. Н. Лысенко (художественный руководитель – народный артист Украины лауреат шевченковской премии Анатолий Баженов), заслуженным артистом Украины Виктором Тимцем (кларнет) и дипломантом международных конкурсов Ириной Харечко (орган), по своему духу и образному строю может претендовать на то, чтобы называться популярной классикой. Но с другой стороны, она достаточно оригинальна, поскольку знакомит слушателей с рядом малоизвестных и редко исполняемых в Киеве сочинений.

Первое отделение посвящено великим классикам австрийской музыкальной культуры В.-А. Моцарту и Ф. Шуберту. Оно достаточно традиционно по «репертуарному» наполнению, но тем не менее насыщенно и интересно: прозвучат Квинтет для кларнета и струнных, Сюита №2 соль минор для струнных В.-А. Моцарта и «Satz-квартет» Ф. Шуберта. Последнее сочинение – совершенно очаровательная миниатюра, которая требует безупречного исполнительского мастерства, ибо композитор его создал в расчете на ансамбль настоящих виртуозов.

Второе отделение большей частью посвящено творчеству классика итальянской музыкальной культуры О. Респиги (1879-1936 гг.), давно признанного и широко известного на Западе, но достаточно редко исполняемого у нас композитора. В истории итальянской музыки вторая половина XVIII столетия и весь XIX век целиком прошли «под знаком» оперы. И лишь в начале ХХ столетия страна bel canto после двухвекового перерыва явила миру выдающегося мастера инструментальных жанров О. Респиги. Творчески переосмыслив достижения европейской культуры (в частности, Р. Штрауса и К. Дебюсси), композитор показал оригинальный почерк, отличающийся яркостью, сочностью музыкального языка, эмоциональной насыщенностью и выразительной колористичной звукописью. Вместе с тем в музыке О. Респиги ощутимо и определенное влияние неоклассицизма, которое зиждется на неизменной пламенной увлеченности композитора историческим прошлым Италии и ее величественной культурой. Оно нашло определенное отражение и в образном строе многих его сочинений. Одно из них – Сюита «Старинные танцы и ария на темы итальянских композиторов XVI-XVII веков», в которой О. Респиги «воскрешает» старинные традиционные жанры и мелодии забытых мастеров прошлого – Иньйото, Бесардо, Ронкальи. В концерте Сюита прозвучит в исполнении струнного квартета им. Н. Лысенко (народный артист Украины Анатолий Баженов – I скрипка, лауреаты всеукраинских конкурсов Олег Серединский – II скрипка, Сергей Романский – альт, заслуженный артист Украины Иван Кучер – виолончель) и Александра Мельника (контрабас). Прозвучат также другие сочинения О. Респиги: «Ария» для скрипки с органом и «Адажио с вариациями».

В заключение концерта Ирина Харечко исполнит несколько сольных органных произведений: «Токкату» Дж. Фрескобальди и Intermezzo lirico М. Э. Босси.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 28 декабря состоится концерт цикла «Симфонии Бетховена». В его программе – Симфония №2 ре мажор гениального немецкого композитора.

Л. Бетховену принадлежит особое место среди величайших творцов симфонической музыки. Его искусство, родившееся в годы, озаренные пламенем Великой французской революции, выдвинуло новую концепцию художника-просветителя, духовного вождя человечества. И широко известное высказывание Бетховена о том, что «искусство должно не услаждать, а потрясать, высекать огонь из мужественных сердец», можно в известной мере рассматривать как один из основных лейтмотивов творчества композитора.

Вторая симфония ре мажор как бы предваряет зрелый симфонический стиль Л. Бетховена. Расширен масштаб формы, найдены новые звучности, но главное заключается в новаторском эмоционально-образном строе сочинения.

Произведение в определенной степени можно рассматривать и как «художественную автобиографию» композитора, отразившую победу могучего бетховенского духа над тяжкими испытаниями – резким ухудшением слуха, трагедией неразделенной любви, незадолго до этих лет приведшими его на грань самоубийства. «Мои физические силы растут и прибывают больше, чем когда-либо, вместе с силой духовной, – писал в те годы Бетховен. – Судьбу должно хватать за глотку. Ей не удастся согнуть меня. О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!» Радостная игра человеческого духа, сбросившего оковы отчаяния, упоение жизнью запечатлены в кипучих ритмах и солнечных мелодиях Второй симфонии.

Во втором отделении концерта будет звучать симфоническая поэма А. Скрябина «Прометей» – одно из последних сочинений композитора. Образ Прометея, подарившего людям свет и могущество, волновал А. Скрябина как символ активного, волевого, творческого начала. Поэтому сюжетные перипетии известного древнегреческого мифа остались как бы «за рамками» скрябинской партитуры. Композитора интересовали более обобщенные вопросы: Человек, его роль во Вселенной, процессы зарождения новых миров. Именно эта философская проблематика блистательно воплощена композитором в масштабном сочинении «Прометей», исполненном экстатических взлетов, страстных порывов и утонченной одухотворенной лирики.

Программа прозвучит в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины профессора Романа Кофмана.

КОНЦЕРТЫ

12 января в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины в концерте цикла «Искусство фортепианной игры» выступает народный артист России профессор Михаил Воскресенский.

На сегодняшний день Михаила Воскресенского по праву считают одним из крупнейших российских пианистов, а его концерты имеют неизменный успех как на родине, так и за рубежом. Воспитанник выдающегося пианиста ХХ века Льва Оборина, Михаил Воскресенский в молодости прошел через многие авторитетные международные конкурсы, неизменно добиваясь успехов и побед. Он лауреат очень солидных конкурсов: им. Р. Шумана в Берлине (1956 г.), им. Ф. Шопена в Рио-де-Жанейро (1957 г.), им. Дж. Энеску в Бухаресте (1958 г.) и им. В. Клиберна в Форт-Уорте, США (1962 г.).

Как публика, так и музыкальные критики неизменно отмечали великолепную виртуозность Михаила Воскресенского, его стремление найти свежий неординарный подход к исполняемым произведениям, безупречное чувство стиля, отменный вкус.

Для встречи с киевской публикой М. Воскресенский подготовил два крупных, практически не звучащих в наших залах сочинения: «Клавирштюк» К.-М. Вебера и Концерт для фортепиано с оркестром С. Танеева. Будет также исполнена малоизвестная Симфония В.-А. Моцарта для духовых инструментов и чрезвычайно яркая по музыкальному материалу Сюита из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, один из номеров которой – зажигательный «Танец с саблями» – получил всемирную известность.

В концерте, который состоится при поддержке Фонда содействия развитию искусств, принимает участие симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 8 января с сольной программой из сочинений И.-С. Баха выступит солистка органного зала, дипломант международного конкурса «Пражская весна» Ольга Дмитренко.

То, что во второй день Рождества органистка в программу сольного вечера вынесла музыку гениального немецкого композитора, разумеется, не случайно. Ибо в истории мировой музыкальной культуры трудно найти художника, в такой мере посвятившего и подчинившего жизнь и творчество идее служения Господу, как И.-С. Бах. И дело не только и не столько во внешних контурах его биографии (как известно, Бах почти всю жизнь работал в лоне церкви: кантором, органистом), сколько в высочайшей духовности его творений, независимо от жанров, к которым обращался композитор.

Программу концерта Ольги Дмитренко открывает Фантазия соль мажор. Очень праздничная, торжественная, она как бы вводит слушателей в высокую духовную сущность праздника Рождества. Затем последует Фантазия до минор. Многие органисты исполняют ее на большой звучности, «акцентируя» драматичные моменты сочинения, но Ольга Дмитренко предлагает не совсем обычную интерпретацию, подчеркивающую, в первую очередь, возвышенно-философскую направленность произведения (И.-С. Бах, как, впрочем, и его современники, в своих текстах не указывал темпы, динамику, нюансировку, а в произведениях для органа – еще и регистровку).

В первом отделении концерта Ольга Дмитренко также исполнит три хоральные прелюдии и Фантазию и фугу соль минор.

Во втором отделении прозвучат масштабная Токката, адажио и фуга до мажор, несколько хоральных прелюдий, а в заключение концерта – знаменитая Токката и фуга ре минор.

ВЫСТАВКИ

Новогодняя выставка-продажа отечественной живописи 60-80-х годов прошлого века продолжается в художественной галерее L-ART.

На выставке представлено более трех десятков полотен отечественных мастеров из коллекции галереи, которые ранее не выставлялись – то есть почти неизвестны зрителю. Практически все участники экспозиции – мастера первой величины, снискавшие признание и успех не только в Украине, но и за ее пределами: Петр Столяренко, Евгений Волобуев, Галина Зоря, Юрий Зорко, Федор Захаров, Ефим Вайсбург, Григорий Минский, Асхад Сафаргалин, Степан Кошевой.

Широкая жанровая палитра экспозиции (натюрморты и пейзажи, жанровые картины и монументальная живопись) образует совершенно удивительное «соцветие», повествующее об ином, навсегда ушедшем времени, деликатно и ненавязчиво напоминая, что человек во все эпохи рождается для счастья и радости.

Мэтр отечественного изобразительного искусства Петр Столяренко, снискавший громкий успех и признание в Европе, представлен на выставке двумя полотнами: «Натюрморт» и «Пейзаж». Насквозь пронизанные светом и воздухом, они несказанно радуют глаз дивной цветовой гаммой – насыщенной и в то же время ненавязчивой, излучающей покой и счастье.

Интересна работа донецкого мастера Юрия Зорко «Храм»; непременно обратят внимание зрителей великолепное монументальное полотно патриарха харьковской живописной школы Асхада Сафаргалина «Сбор урожая» и выразительная работа Степана Кошевого «Сирень», которая стала внутренней доминантой одного из разделов экспозиции.

Выставка продлится до 15 января. Адрес галереи: г. Киев, Андреевский спуск, 2 б.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ателье Карась» продолжается выставка отечественной живописи «Возвращение фигуры Автора», заключительный раздел масштабного художественного цикла «Диалог с цитатой».

В отличие от предыдущих экспозиций этого проекта, разворачивающихся в пространстве галереи «Ателье Карась» на протяжении уходящего года и ставящих перед каждым из участников конкретные художественные задачи, выставка «Возвращение фигуры Автора», напротив, максимально раскрепостила каждого из них. Ибо цель создания экспозиции – позволить каждому «высказаться» наиболее характерным для него в данный момент образом, позволить роскошь «вернуться к самому себе».

На первый взгляд, результат оказался достаточно неожиданным, но если поразмыслить – абсолютно закономерным. Если практически все предыдущие выставки, разворачивающиеся в рамках проекта «Диалог с цитатой», производили удивительно целостное впечатление, то данная экспозиция – иная. Невзирая на ярко выраженный авангардный характер выставки (впрочем, это традиционно для галереи «Ателье Карась»), в каждом полотне четко проявлена индивидуальность автора.

Как и всегда, интересен, выразителен и экспрессивен Тиберий Сильваши («Триптих»); интригует недосказанность ужгородского художника Тараса Табаки («Красное поле»); весьма экстравагантен Николай Кривенко (его работа озаглавлена «Без названия», а авторская ремарка гласит, что полотно представляет собой масляную живопись по холсту, выполненную с помощью… грызунов). Особо хотелось бы отметить полотно Александра Дубовика «Торжество», веселую, «карнавальную» картину, решенную в духе футуризма. Яркая, задорная, очень красочная, не лишенная определенной внутренней музыкальности, она вызывает определенные ассоциации с наступающими праздниками.

Выставка «Возвращение фигуры Автора» продлится до 9 января. Адрес галереи «Ателье Карась»: г. Киев, Андреевский спуск, 22 а.

ВЫСТАВКИ

В галерее «Кукольный дом» продолжается выставка авторской куклы под названием «Мой гений, мой ангел, мой друг».

Работы, созданные Верой Гордынской, Ириной Елисеевой, Татьяной Деревинской и Ириной Киршиной, – произведения искусства. И представлен настоящий эксклюзив, поскольку куклы были выполнены авторами в одном экземпляре, и копии, скорее всего, не предусмотрены.

Вера Гордынская – автор прелестных фарфоровых кукол, входящих в коллекции «Цветы» и «Времена года». «Цветы» – это три женщины-цветка: Роза, Лилия и Хризантема, а «Времена года» пока состоят из одной «Зимы» («Метелицы»).

Татьяна Деревинская работает с кожей, текстилем и парчой и создает «огненные» куклы (Повелитель огня и Солнечный лучик). Ирина Елисеева использует редкий американский материал под названием скальпей и сейчас работает над династией «Гарем султана», которая будет состоять из десяти кукол. Конечно, для султана это гарем малочисленный, но зато красавицы в нем – как на подбор. На выставке представлены Египтянка (Ирина назвала ее Клеопатрой), эфиопская царевна (почти Аида), белокожие девицы. Все – в исторических костюмах, более или менее соответствующих временам знаменитой египетской царицы или эфиопской царевны, героини оперы Верди.

Ирина Киршина придумывает и создает птиц Феникс из папье-маше и пластика. Фениксы расшиты огромным количеством бисера, бусинок и блесток, ее куклы блестят не хуже сказочных жар-птиц.

Выставка продлится до 31 декабря. Галерея «Кукольный дом» расположена по адресу: г. Киев, Андреевский спуск, 26.

ВЫСТАВКИ

4 января в художественной галерее «Ирена» открывается выставка украинской художницы Наталии Жураковской.

Последние десять лет Наталия Жураковская, выпускница Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, живет в Германии, в Мюнхене. И ее новая коллекция «Национальное подсознательное» – это ностальгия по родине.

Выставляется коллекция впервые. Будет представлено 20 работ, но это лишь треть картин, созданных художницей за последние два года и вошедших в данную коллекцию. Все экспонируемые работы, по словам директора галереи Ирины Осадчей, «глубоко украинские, что проявляется и в ярких цветах, характерных для национального изобразительного искусства, и в технике – в том, как положены мазки». Художница продолжает традиции национальной художественной школы, заложенные еще в эпоху барокко (отсюда и абстракционизм картин Жураковской).

Экспонируемая серия представляет собой графику на бумаге, что является новым шагом в творчестве художницы: до этого она работала на холсте или газетах и исключительно в стиле живописи. Жураковская использует в создании картин настоящие фотографии, которые вкрапляет в абстрактные цветовые узоры. Это вызывает неповторимое ощущение, как будто наблюдаешь за воссоединением двух противоположных миров – фантазий без каких-либо ограничений и окружающего мира с привычными лицами и предметами обихода. Есть нечто детское в плавно плывущих по картинам линиях: нежные цвета, колесики и похожие на нарисованные ребенком смешные рожицы пятна.

Выставка продлится до 23 января. Адрес галереи «Ирена»: г. Киев, ул. Артема, 35.

ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

Национальная музыкальная академия Украины (консерватория) 28 декабря представляет творческий вечер поэта Андрея Вознесенского «Поэзия, живопись, архитектура».

Кумир молодежи 60-80-х годов прошлого века сейчас читает лекции и выступает со своими творческими вечерами в разных странах. И раньше, и сейчас его с удовольствием принимают у себя разные политические лидеры и выдающиеся деятели культуры. В Киеве же Андрей Вознесенский был только один раз – два года назад, когда выступал в концертном зале КПИ.

Возможно, не все знают, что А. Вознесенский окончил архитектурный институт, одновременно учился живописи у Бехтеева и Дейнеки. Но со школьной скамьи не давало покоя юному Вознесенскому еще одно увлечение – поэзия – которое в конце концов оказалась сильнее других. Впервые напечатавшись в 1958 году, Вознесенский сразу на равных встал в когорту молодых поэтов, уже получивших шумную известность к концу пятидесятых годов. Это были (в будущем) громкие имена: Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко. «Кто мы – фишки или великие?» – этот риторический вопрос тогда дерзко прозвучал из уст молодого Вознесенского. И читатель никогда не оставлял без внимания творчество этого поэта, который никогда не был «фишкой». Он – новатор и революционер во всем, за что бы ни брался: поэзия, публицистика, проза, тексты для шлягеров, коллажи, криптограммы, словесные каламбуры.

На своем веку А. Вознесенскому пришлось пережить и признание, и славу, и неприятие (именно ему на встрече с интеллигенцией в Кремле Н. Хрущев прокричал: «Вон из нашей страны!»). Сейчас Вознесенский является одним из нескольких русских литераторов-кандидатов на Нобелевскую премию.

Творческий вечер Андрея Вознесенского в Киеве – это уникальная возможность пообщаться с живой легендой ХХ века, редкий шанс поймать мгновение ушедшего столетия и, конечно, приобщиться к прекрасному.

ТЕАТР

28 и 30 декабря состоится последняя премьера 2001 года в Национальном академическом драматическом театре им. И. Франко – спектакль «Мартын Боруля».

Пьеса основателя украинского театра Ивана Карпенко-Карого «Мартын Боруля», увидевшая мир в 1886 году и сюжетно «списанная» автором с истории его отца, принадлежит к «нетленным произведениям», и в Украине ее ставили десятки раз. Входила пьеса и в репертуар Театра им. И. Франко, причем трижды: в 1950, 1967 и 1979 гг. Еще раз поставить классическую комедию предложил постоянный режиссер театра украинской драмы Петр Ильченко, известный своим «Шельменко-денщиком». Повториться режиссер не боится, ведь актуальность «Мартына Борули» заложена в самом сюжете: главного героя, простого крестьянина, «дворянське депутатське собранiє определiло… сопричiслiть к дворянському его роду i представити на утверждєнiє в Правiтельствующiй Сенат до департаменту герольдiї». И вот Боруля уже мнит себя дворянином, знатным и богатым человеком…

В игре актеров изначально чувствуется наигранность, и именно этот фарс придает постановке сильный комедийный момент. Композитор Владимир Гданьский, написавший оригинальную звуковую партитуру к спектаклю, красноречиво «проиллюстрировал» бесплодные фантазии героя: в моменты «вознесения» Борули к «небесным замкам» сцена преобразовывается, меняется свет, а оркестр начинает играть победный, нарочито бравурный марш. Подчеркивают контрастность между тем, что герой имеет, и тем, что хочет, и созданные Олегом Татариновым костюмы.

В спектакле заняты артисты Василий Мазур, Владимир Коляда, Евгений Шах, Виталий Розстальной, Тамара Горчинская и др.

ТЕАТР

В Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра 4 января состоится премьера спектакля «Кто боится..?».

Пьеса «Кто боится Вирджинии Вульф?», по которой поставлен спектакль, является одной из самых известных и самых любимых пьес в мире. Американский драматург Эдвард Франклин Олби написал ее еще в 1962 году. В то время она выдержала 663 представления на Бродвее, а чуть позже, выкупленная голливудским гигантом «Уорнер Бразерс», стала мировым кинобестселлером. В Украине инсценизацию «Кто боится Вирджинии Вульф?» в 1995 году на сцене Молодого театра талантливо осуществил Андрей Жолдак. А в сентябре 2001 года за нее взялся лауреат «Киевской пекторали» Олег Липцин. Но в отличие от А. Жолдака сюжет не менял. Основной упор в «Кто боится..?» делается на диалоги – благо, что они чрезвычайно остры и необычны за счет своей предельной откровенности. Семейные ссоры героев, как бы это странно ни звучало, представляют наибольший интерес для зрителя: есть пространство для сравнения и ассоциаций…

…Уже немолодая супружеская пара, Джордж и Марта, приглашают к себе в гости только состоявшуюся чету, Ника и Ханну. Гости сразу же обращают внимание на слишком откровенные, граничащие с грубостью и нецензурностью разговоры хозяев. Их поведение, как говорит Джордж, всего лишь «проветривание остатков остроумия». Впрочем, Ник и Ханна принимают правила игры и отвечают колкостью на колкость. Однако вскоре гости становятся свидетелями, а потом и участниками чрезвычайно бурных семейных раздоров… В итоге мелодрама с элементами комедии становится эксцентричной драмой с оттенком трагикомедии…

Спектакль рассчитан на зрителя с традиционными представлениями о режиссуре и сценографии. Отсутствие какой-то особой оригинальности компенсируется бурлящими (иногда не в меру) страстями, драмой «потерянной любви» и «комедией положений».

Роль истеричной Марты, жалующейся на бесцельно прожитую с Джорджем жизнь, Липцин отдал актрисе из когда-то организованной им экспериментальной студии «Театральный клуб», лауреату «Киевской пекторали» Алле Даруге (во втором составе Марту играет Нина Лич). Джорджа играют Александр Ганноченко (Александр Гетманский). Но как ни странно, в постановке Театра драмы и комедии убедительность и наибольший актерский потенциал чувствуется не за исполнителями главных ролей, а за «второплановым» Ником, воплощенным Виталием Линецким (во втором составе Ника играет Андрей Саминин). Роль Ханны исполняет Татьяна Круликовская (во втором составе – Татьяна Комарова).

КИНО

Первый сюрреалистический шедевр нового столетия – шведский фильм «Песни со второго этажа» – появился на лицензионном видеорынке Украины.

На прошлогоднем Каннском кинофестивале фильм режиссера Роя Андерсона произвел фурор, ему пророчили главный приз – Золотую пальмовую ветвь. И хотя фильм получил только Приз жюри, благодаря этой работе на шведское кино взглянули иначе. Картина – о конце света, хотя и повествуется об этом в сюрреалистическом стиле. В неком абстрактном городе начинается хаос: бесконечные пробки на всех улицах, возникшие неизвестно от чего; падение курсов акций; уволенный после отданных на благо фирмы 30 лет клерк сходит с ума; у бизнесмена сгорает фирма, а вместе с ней и все его состояние, у его сына-поэта помутился рассудок; парня бросает девушка; посыльного избивают случайные прохожие… Все обобщает только бомж, копающийся в мусорнике и произносящий слова: «Кажется, весь город куда-то едет, и все в одну сторону». Мини-историй, объединенных видом одного мрачного города и ощущением надвигающегося кошмара, в фильме много. Объяснений происходящего в «Песнях…» нет, что и делает картину абсурдной. Но весь этот хаос парадоксальным образом создает ощущение полноценной жизни, хотя и не похожей на ту, которую все привыкли считать нормальной. Фантасмагоричность происходящего проявляется не только в сценарии фильма, но и в форме подачи: город окрашен в особенные зеленые и серые цвета, отсутствуют крупные планы – только общие. Каждый кадр кажется глубоким за счет удивительной, используемой, как правило, только в изобразительном искусстве, пространственной перспективы, когда маленькая комната похожа на огромный зал, а поле за городом – целая планета, лежащая перед взором героя.

Столь нестандартные методы съемок характеризуют самого режиссера фильма. Андерсон отличается от всех известных миру шведских кинематографистов: если он ставит фильм в павильоне, то вообще не приемлет натуру, если привлекает на роли людей – то не актеров, а профессионалов в той области, о которой идет речь в фильме. Режиссер говорит: «На создание картины «Песни со второго этажа» меня вдохновило стихотворение «Спотыкаясь среди звезд» перуанского поэта Сесаро Вальехо. Когда я 25 лет назад прочитал его стихи, то подумал, что это – один из самых красивых стихов, которые я когда-либо читал». Результат его «вдохновения» удивил всех. Одним фильм показался депрессивным, другим – «веселой отпевной минувшему тысячелетию, напоминанием о потерянном смысле». Однозначно то, что подобного «Песням…» никто еще не снимал, и выход этого фильма – бесспорно, событие в киномире.

КИНО

На лицензионном видеорынке появился новый фильм каннского лауреата, новозеландки Джейн Кемпион, «Священный дым».

Мир открыл этого режиссера в 1993 году после фильма «Пианино», получившего Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале и «Оскар» Американской киноакадемии. Фильм, единогласно оцененный как шедевр конца ХХ века, продемонстрировал, что Кемпион обладает талантом создавать свежие по форме и смыслу кинополотна. Естественно, что после такого признания все с нетерпением ожидали следующей работы режиссера.

Сценарий к новой работе Джейн Кемпион написала совместно с сестрой Анной. Завязка сюжета – вполне банальная для сегодняшнего мира ситуация, когда молодая девушка попадает под влияние секты: Рут (ее играет звезда «Титаника» Кейт Уинслетт) вместе с сестрой приезжает в Индию, чтобы увидеть живого гуру Чидатма Баба, а домой в Австралию возвращается только ее сестра. Когда все способы вернуть Рут исчерпываются, семья решает использовать крайние меры. $10 тыс. они тратят на гонорар для лучшего в Америке психолога, излечивающего и более серьезные психологические недуги, чем религиозное пристрастие. Сюжетная банальность заканчивается с момента приезда психолога Пи Джей Уотерса (Харви Кейтель) в Сидней. Перед зрителем остаются лишь двое – Рут и Пи Джей. В небольшом бунгало в пустыне они живут три дня. Три дня поединка, как потом оказывается, не на жизнь, а на смерть вконец изматывают обоих… Своей картиной Кемпион попыталась сказать, что нельзя считать человека ненормальным, если он отличается от других, и это, в свою очередь, созвучно с библейскими истинами.

Сделали фильм ценным с точки зрения киноискусства и режиссерские детали, некоторые кадры-находки, идеально совмещающие в себе и информативность, и эстетичность.

Картина «Священный дым» удостоилась приза Венецианского кинофестиваля за выдающуюся режиссуру.

КИНО

Один из самых успешных французских фильмов, «Рождественский пирог», с 24 декабря выходит в кинопрокат Украины.

Оригинальное название фильма – «Полено» (La Buche) – дистрибьюторы изменили, посчитав, что картине, в которой события происходят как раз в католическое Рождество с 24 на 25 декабря, более подходит название «Рождественский пирог».

Три главных героини фильма – три сестры (почти как у Чехова): Люба, Соня и Мила. Их отец, еврейский эмигрант из России Станислас, давно с ними не живет, и мать, француженка Иветта, вышла замуж во второй раз. Картина начинается с минорной ноты: похорон отчима сестер. Но минор вполне фарсовый, отчима никто из них не любил. Более важна для сестер организация рождественского ужина. Занятие вполне ответственное, ведь у каждой из них – собственная жизненная драма, и всем надо к Рождеству вывести себя и своих близких из затянувшегося пике. Поэтому предстоящий праздник герои воспринимают как некую финишную черту, пересечь которую необходимо в благополучии с собой и с родными.

Каждая отдельно взятая ситуация, в которой пребывают герои фильма, подкупает своей неподдельностью, жизненной достоверностью. Но это не рождественская сказка – это драма, ценная для зрителя тем, что предоставляет возможность отождествить себя с героями, «примерить» на себя их проблемы и задуматься о том, как можно не попасться на удочку судьбы.

В картине чудесным образом соединились таланты актеров старшего поколения – Клода Риша и Франсуазы Фабиан, и младшего – Сабианы Азема, Эммануэль Беар и Шарлотты Генсбург. Последняя даже была удостоена наивысшего национального приза – премии «Сезар» за лучшее исполнение второплановой роли. Удачна и режиссура известной сценаристки, но дебютантки в постановке, Даниэль Томпсон, прославившейся своим прекрасным сценарием к фильму «Королева Марго».

Exit mobile version