Site icon Companion UA

Зачем руководителям государственных структур, имеющим все полномочия для борьбы с коррупцией, нужны для этой борьбы еще и общественные организации?

Виктор Король, народный депутат Украины, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, первый заместитель председателя ГНАУ (1996-98 гг.), генерал-лейтенант милиции:

– Для того чтобы создать в государстве такое общественное мнение, т. е. лобби со стороны общественности, которое бы способствовало, во-первых, активизации принятия необходимых законов по борьбе с коррупцией, а во-вторых, чтобы показать, что существуют такие организации, такие силы, которые должны и будут бороться с коррупцией. Я думаю, что это своеобразный допинг для государственных служащих в правоохранительных органах, числящихся на своих должностях, но еще не до конца выполняющих свой профессиональный долг. И привлечение общественности -еще один «приводной ремень», который бы заставил выполнять их свои служебные обязанности лучше.

Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:

– В Украине очень мало неправительственных организаций. А все неправительственные организации по существу правительственные, потому что они либо поддерживаются государством, либо содержатся финансово-политическими группировками. На мой взгляд, их роль в нашей стране третьестепенная. Это особенность посткоммунистического развития в Украине – не допустить формирование настоящего гражданского общества через развитие различных ассоциаций и объединений граждан. Хотя декларативно сегодня о значимости формирования гражданского общества говорит любой правительственный чиновник. На Западе деньги отделены от политиков, и там общественные организации действительно представляют «рупор и форму» влияния на власть. И то, что возникает снизу, мгновенно поглощается, инкорпорируется властью.

Николай Томенко, директор Института политики:

– В Українi є певна традицiя в полiтицi – для того, щоби бути впевненим в майбутньому, треба щоб твою особисту корпоративну дiяльнiсть контролювала або разом з нею вирiшувала громадська органiзацiя, яку ти сам очолюєш. Це не перший приклад у нас – є ситуацiя, коли президент футбольного клубу одночасно є президентом Нацiональної федерацiї футболу. Вiн i вирiшує свої корпоративнi iнтереси, i виступає вiд iменi громадської органiзацiї. Це лише пiдтверджує те правило, що в країнi, де немає демократiї, де закон не є один для всiх, кожен знаходить для себе метод побудови взаємин з суспiльством – так, як йому найбiльш вигiдно. Насправдi це не виключення з правил, це є загальне правило.

Геннадий Самофалов, глава АКФ:

– Эта общественная организация будет показывать, кто есть кто в Украине, используя региональные возможности, мнения граждан Украины, возможности прессы.

Александр Ржавский, народный депутат Украины:

– По всей видимости, у нас еще долго руководители госструктур будут руководителями общественных организаций. Хотя так не должно быть. Это привычка руководить всем и вся, потому что по сути – это определенная индульгенция безопасности. На мой взгляд, так сделано для того, чтобы обеспечить себе безопасность: если общественность вдруг станет чем-то возмущаться, то уже есть общественность «карманная», которая легко регулируется.

Михаил Ратушный, народный депутат Украины, УНР:

– Боротьба з корупцiєю завжди була зручним PR-кроком, особливо перед виборами. Я вважаю, що, справдi маючи достатньо повноважень, щоб боротися з цим явищем за допомогою податкової, iнших фiскальних органiв, iнiцiювання створення громадської органiзацiї – бiльше передвиборчий популiзм, нiж реальна боротьба.

Григорий Дашутин, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Укрросметалл»:

– На мой взгляд, это внутренняя потребность в обществе. Украина – государство, где уровень коррумпированности очень высок. Общественная организация «Антикоррупционный форум» будет подчеркивать, что никто не имеет права жить за пределами законодательной базы государства: ни председатель сельсовета, ни глава правительства.

Александр Зинченко, народный депутат Украины, председатель фракции СДПУ(о):

– Я думаю, что любая инициатива может быть либо «однодневкой», либо чем-то более серьезным. Если руководствоваться тактикой «однодневки», то достаточно информационного повода, чтобы появиться на экранах с заявлениями по поводу создания общественной организации. Вторая сторона вопроса – когда через некоторое время спросят: что сделано? Мне кажется, что время информационных поводов, заявлений о создании уже прошло, и мало кто обращает внимание на создание очередной пятисотой организации по борьбе с чем-то. Важна главная сторона вопроса – действенная. Если это «Антикоррупционный форум», то он должен что-то сделать. Необходимо, чтобы внимание привлекали действия, а не факт создания.

Григорий Омельченко, народный депутат Украины, член Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:

– Чтобы ответить на вопрос «зачем», нужно сначала узнать: а почему это возникло? За время правления Украиной президентом Кучмой страна постоянно признается международными экспертными учреждениями одной из наиболее коррумпированных в мире. В декабре 1999 г. сам президент публично признал, что за время его руководства страной в Украине криминализированы и оказались в тени все сферы экономики, коррупция проникла во все органы государственной власти и управления, из страны вывезено и спрятано на валютных счетах за границей не менее $40 млрд. Леонид Кучма подчеркнул, что последние 4 года из Украины ежегодно вывозится и прячется за рубежом около $4 млрд. Таким образом, создание общественной организации, которую назвали «Антикоррупционным форумом», свидетельствует о том, что государство в лице президента, правоохранительных структур и других государственных органов расписалось в своем бессилии вести эффективную борьбу с коррупцией, потому что оно полностью коррумпировано. Для создания видимости, что якобы что-то делается в этом направлении, и создана общественная организация «Антикоррупционный форум», которая должна быть рупором, имеющим доступ к СМИ, «отбеливающим» коррупционеров самого высокого ранга, в т. ч. президента Кучму.

Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:

– У ГНАУ, других органов государственной власти (МВД, СБУ) есть достаточно рычагов, в том числе законодательных, организационных, для борьбы с коррупцией. Поэтому действительно некоторое удивление вызывает то, что была создана такая организация под патронатом руководителя ГНАУ. Эти организации создаются именно как общественные, с привлечением большого числа общественных организаций, народных депутатов, которые должны инициировать рассмотрение вопросов о коррупции, информировать о них власть, ставить вопрос об изменениях законодательства или предотвращении конкретных случаев нарушения антикоррупционного законодательства. На мой взгляд, данной проблемой должны заниматься больше журналисты, эксперты.

Скорее всего, это можно рассматривать как какую-то предвыборную PR-акцию, чтобы потом рекламировать действия партии «Регионы Украины» и лично ее лидера, направленные на борьбу с коррупцией. Однако я думаю, что все-таки тут необходимо делать упор на работе органов государственной власти и на реальных результатах в данном случае, а не на работе в общественной организации.

Георгий Крючков, народный депутат Украины, КПУ:

– Для того чтобы привлекать внимание к своей персоне, поскольку г-н Азаров – один из самых активных «партблокостроителей», и в связи с предстоящими выборами он хочет поднять свой рейтинг. Это сугубо популистская акция, потому что г-н Азаров заявил публично в прессе о том, что у него есть компромат на все мафиозные клановые структуры. Что ему мешает реализовать имеющийся материал и вести эту борьбу? Тем более, что у него есть аппарат налоговой милиции, есть прямые выходы на Генпрокуратуру и другие карательные органы. На мой взгляд, это самый дешевый популизм и демагогия.

Артур Белоус, народный депутат Украины:

– Я думаю, что это PR-ход, имеющий предвыборный характер. С помощью СМИ данная акция будет разрекламирована. Будет показано, как глава ГНАУ выступает инициатором действий по искоренению коррупции не только в госструктуре, но и в общественном движении. Безусловно, реально от этого коррупции меньше не станет, это чисто предвыборная акция для улучшения имиджа.

Леонид Кравчук, экс-президент Украины:

– Для того чтобы этот форум помогал правоохранительным органам и исполнительной власти возвращать деньги в Украину. Необходимо, чтобы это было общественное движение и не зависело от исполнительной власти. Оно призвано создавать в обществе мнение о том, что деньги должны возвращаться в Украину и работать на украинский народ.

Exit mobile version