Site icon Companion UA

Взрослые игры

В последние годы, когда прибыли росли день ото дня, а выделять немалые суммы на развитие и сплочение персонала стало просто хорошим тоном, топ-менеджмент редко задумывался об истинной эффективности мероприятий по построению команды. Ну в конце-концов — пять тысяч туда, пять тысяч сюда, свозили на пикник — и хорошо… Однако сегодня, когда бюджеты, в связи с падением прибылей, сократились в разы, и эффективность каждой акции стала подсчитываться куда серьезнее, у многих топ-менеджеров и HR-директоров возник вполне закономерный вопрос: «А за что же мы на самом деле платим?». «Комп&ньоН.оnline» решил узнать мнение ведущих специалистов по тимбилдингу по этому поводу. И пришел к совершенно неутешительным выводам: в течение последних нескольких лет деньги отечественных компаний, выделяемые на сплочение команды, уходили в песок. Точнее — в траву.


Связанные одной… веревкой


Итак, какие же программы сегодня предлагают большинство event-агентств для тренингов по командообразованию? Конечно же — так называемый «веревочный курс». Эта методика сплочения коллектива приобрела небывалую популярность порядка трех лет назад и до сих пор считается одной из наиболее эффективных для вне-офисных тренингов. Программа «веревочных курсов» строится на предположении, что, научившись страховать друг друга во время активного преодоления полосы препятствий где-нибудь в лесу, доверять коллегам, падая им в руки с большой высоты и совместно достигать окончания маршрута, люди смогут перенести эти навыки в свою повседневную работу. Соответственно, потратив деньги на создание команды в полевых условиях, заказчики получат команду и на рабочих местах.


Однако это не совсем верно, чтобы не сказать — совершенно неверно, уверена практикующий коуч, соучредитель Консалтингового Центра «Бизнес-Сервис» Елена Самсонова. «Поведение людей зависит от контекста. Например, человек, который в обычных условиях никогда не поднимет руку на другого, в условиях войны или защиты жизни своих близких может легко не только ударить, но и убить другого. В различных контекстах у людей меняется иерархия ценностей, на основании которой они принимают решения», — уверена г-жа Самсонова. Поэтому, уверяет эксперт, невозможно быть уверенным в том, что человек, подстраховав своего коллегу на полосе препятствий и руководствуясь в это время ценностью «важность человеческой жизни», не «подставит» этого же коллегу в контексте «офисных войн», руководствуясь ценностями «моя семья», «моя карьера», «мое благополучие».


«Тренинги на свежем воздухе типа «веревочный курс» не отвечают задачам командообразования, так как физически активные игры сами по себе не несут командообразовательного эффекта», — поддерживает коллегу генеральный директор российской тренинговой компании Team Spirit Светлана Погорелова. При этом добавляя, что проблема многих командообразовательных тренингов заключает еще и в том, что их программы изначально были разработаны под «классический формат» проведения — в зале, с тренером, проектором и флипчартом, и их перенесение в обстановку корпоративного отдыха на открытом воздухе «убило» весь изначально предполагающийся эффект.


«Все говорят, что мы вместе, но никто не знает — в каком»


У корпоративных тренингов на свежем воздухе есть еще одна негативная сторона, которая может особо остро проявиться именно в кризисный период. Сегодня редко можно найти компанию, которая не оптимизировала зарплаты, а зачастую — и штат. И любые нецелевые с точки зрения коллектива траты в этот период воспринимаются, мягко говоря, «в штыки». Что вполне объяснимо: когда человек начинает получать на 20-30% меньше, чем раньше, ему сложно объяснить, зачем тратить на командообразовательные тренинги деньги, которые можно было бы пустить на бонусы для сотрудников.


Если добавить к этому давно сформировавшееся скептическое отношение украинцев (именно украинцев, так как у европейцев и американцев восприятие корпоративной культуры совершенно другое) к корпоративным выездам, то особого эффекта от самой талантливой и профессиональной тимбилдинговой программы ожидать не стоит.


Но как-то вдохновлять и строить команду все равно нужно. Что же рекомендуют эксперты в нынешних условиях? Оказывается — всего лишь больше времени проводить вместе с сотрудниками. «Совместный обед сотрудников с руководителями компании сегодня способен вдохновить и сплотить коллектив вокруг единой цели ничуть не хуже, чем целый день беготни по лесу и лазания по горам», — уверены эксперты. Правда, только в том случае, если стоит задача именно успокоить и «зажечь» напуганный увольнениями персонал. А вот если внутри самого коллектива есть серьезные противоречия, влияющие на эффективность работы, то тут обедом не поможешь. Как, в общем-то, и разработанным именно для повышения доверия и улучшения коммуникации между сотрудниками «веревочным курсом». Что же предпринимать в этом случае? Об этом читайте в следующем материале «Комп&ньоН.оnline».







Коротко о главном:


В условиях сокращения бюджетов менеджмент украинских компаний стал куда серьезнее относиться к любым тратам, в том числе — и к тратам на командообразование. И, попытавшись оценить истинную эффективность столь популярных в последние годы «веревочных курсов» многие пришли к выводу, что свою задачу — построение доверия и взаимопомощи в коллективе — они выполняют лишь пока не закончиться тренинг, при возвращении в офис же все возвращается «на круги своя». Куда дешевле и не менее эффективно сплотить коллектив может и несколько выходов на обед вместе с руководством.

Exit mobile version