Site icon Companion UA

В фокусе

решения


Кризис в налоговом раю
Евросоюз и США могут праздновать победу: их настоятельные требования «иссушить налоговые оазисы» наконец возымели эффект. В середине марта Швейцария заявила о готовности смягчить свои законы о банковской тайне. На аналогичный шаг пойдут Австрия, Люксембург и Монако. Чуть раньше о своем согласии ужесточить финансовый контроль в условиях кризиса объявили Бельгия, Лихтенштейн и Андорра. Откажись они сотрудничать с другими странами в борьбе против укрывательства от налогов, им грозили бы штрафные санкции и репутация финансовых изгоев.


Наиболее резонансной стала капитуляция Берна. Отныне клиенты иностранных банков, хранящие в Швейцарии необлагаемые налогами сбережения, должны готовиться к тому, что тайна их счетов может быть раскрыта. В последние месяцы по обе стороны Атлантики политики все резче критиковали дифференцированный, как это принято в Альпийской конфедерации, подход к уклонению от налогов и налоговому обману. Первое по местным законам является нарушением порядка, второе – уголовным преступлением. Таким образом, если на швейцарских счетах оказывались деньги из-за границы в результате доказанного налогового обмана, чиновники соглашались содействовать следствию. Но если речь шла о налоговых грешниках, переправляющих свои миллионы в банки Швейцарии, то шансов у прокуратуры не было никаких. Благодаря этому в данной «тихой гавани» накопилось около €3,2 трлн.


Нынешнее решение Берна не может не сказаться на имидже национальной банковской системы. Времена, когда банковская тайна в Альпийской конфедерации «неприступна, как монахиня», постепенно уходят в прошлое. Однако, как отмечают местные эксперты, вряд ли стоит ожидать оттока основной массы клиентов. Швейцарские банкиры являются профессионалами в сфере управления персональными финансами, а конфиденциальность здесь и в дальнейшем будет высоко цениться. Если власти других стран потребуют раскрытия информации о тех или иных счетах, им придется обосновать свои требования.


Почему же именно теперь западные страны вступили в столь яростную борьбу с налоговыми оазисами (особенно учитывая то, что те же США и Великобритания сами не без греха)? «Во времена рецессии мы наблюдаем возрождение «всесильного правительства» со всеми разрушительными последствиями этого процесса для рыночной экономики, – отмечает Роджер Коппель, главный редактор швейцарского еженедельника Die Weltwoche. – Во главе с новым президентом Америка постепенно движется «влево». Погрязшие в долгах западные экономики нуждаются в деньгах, и они готовы взять их силой у таких независимых государств с низкими налогами, как Швейцария».


влияние


Сыгранные роли
Из острой стадии болезни автомобильные рынки Украины, России и Беларуси переходят в хроническую. По данным холдинга Атлант-М, симптомами этого перехода стали резкий спад спроса и потребительский пессимизм клиентов. Дело в том, что факторы, которые еще в первые месяцы кризиса как-то поддерживали рынки, уже почти утратили свою силу.


Потеряла актуальность распродажа по сниженным ценам автомобилей 2008 г. выпуска. На сегодняшний день по многим маркам склады в этих трех странах почти исчерпали себя. К тому же свое влияние уже начинает оказывать фактор устарелости прошлогодних авто, ведь производители активно презентуют новинки 2009 г. Утратил силу и фактор роста покупательной способности той части населения, у которой были сбережения в валюте. Это больше не стимулирует рынок к развитию, так как приостановилась девальвация национальных валют, а продавцы авто стали постепенно повышать цены в гривне (за исключением машин 2008 г. выпуска). Больше не играет своей роли и ожидание подорожания автомобилей из-за повышения ввозных пошлин.


Сокращение спроса на авто, которое наблюдается на рынках России, Украины и Беларуси, по мнению аналитиков холдинга, неизбежно приведет к сокращению предложения. Дилеры будут меньше заказывать, а производители устанавливать все более высокие цены. После этого, а также после ухода с рынков части продавцов сформируется новая точка равновесия спроса и предложения. Однако какой она будет – аналитикам холдинга пока сложно предсказать. Ее приблизительный уровень станет понятен только по итогам апреля-мая. Что касается итогов января-февраля 2009 г. на автомобильном рынке новых иномарок, то в России он сократился на 32,4% (нынешний его объем соответствует двухлетней давности), а в Украине – на 66,7% (продажи на уровне четырехлетней давности).


тенденции


От среднего к частному


Руководствуясь опытом других стран, отечественные рекламодатели в этом году уделяют много внимания коммуникации с потребителями посредством Всемирной сети. Но, несмотря на разницу в проникновении Интернета (в Украине это около 27%, в Словакии – 51%, Литве – 56%, Венгрии и Германии – более 70%), усредненные цифры вдохновляют. Так, по данным недавнего исследования, проведенного InMind, регулярных пользователей Интернета в Украине 8 млн. человек, а доступ в него имеют 10 млн. жителей страны в возрасте 15-75 лет. Наиболее активными пользователями Сети являются молодые люди. А достучаться до аудитории 30-44 лет и старше даже в крупных городах не так просто. Проникновение Интернета в среде возрастной группы 30 + составляет 35%, а 45 + и вовсе около 10%.


«&»: Нынешние 40-летние потеряны для интернет-рекламы?


Ирина Лебедева, директор по стратегическому планированию Euro RSCG New Europe:
– Доля возрастной категории 45 +, составляющая 10%, конечно, низкий показатель. Но мне известно очень мало брендов, которые определили бы свою целевую аудиторию как «люди старше 45 лет» и соответственно возлагали большие надежды на интернет-рекламу для нее. Интернет в Украине работает в первую очередь как источник дополнительной информации о компаниях и продуктах и используется как неосновное медиа.


финансирование


Сложное решение
Крупнейший в мире металлопроизводитель Аrcelor Mittal продолжает пожинать плоды своего агрессивного поведения на рынке слияний и поглощений. Инвестбанкиры, ранее охотно кредитовавшие новые приобретения Лакшми Миттала, теперь переживают не лучшие времена и требуют своевременного погашения долгов. Компания отягощена значительными обязательствами: на конец декабря 2008 г. эта сумма составляла $26 млрд.


В конце марта компания провела размещение конвертируемых облигаций. Чтобы подогреть интерес инвесторов, неохотно расстающихся с деньгами в разгар кризиса, она выставила ряд привлекательных условий. Номинальная цена бондов составила €20,25, что соответствует 32%-й премии к рыночной цене акций Arcelor Mittal на бирже Euronext Amsterdam. Бонды имеют полугодовой купон в размере 7,25%. Но самое существенное – облигации могут подлежать обмену на существующие акции Arcelor Mittal и (или) наличные деньги с 13 мая 2009 г. до 3 апреля 2014 г. Преобразование или обмен облигаций предполагает одну новую или существующую акцию металлопроизводителя за бонд.


Спрос на облигации с такими условиями со стороны инвесторов из США, Австралии, Канады и Японии был настолько высоким, что первоначальная сумма размещения увеличилась с €750 млн. до €1,25 млрд.


оживление


Взлетно-посадочный путь наименьшего сопротивления
Амбиции Минтранссвязи относительно развития столичной инфраструктуры аэропортов поубавились: вместо строительства новой площадки возле с. Большая Бугаевка было решено выделить средства на реконструкцию международного аэропорта Киев (Жуляны). К текущему моменту завершена реставрация взлетно-посадочной полосы – теперь она пригодна для приема воздушных судов класса Airbus A320 и Boeing 737. В нынешнем году также будут завершены работы по модернизации рулежных дорожек, которые на сегодняшний день вызывают нарекания, а к середине 2010 г. планируется завершить строительство терминала с пропускной способностью 500 пассажиров в час. Общая сметная стоимость реконструкции составляет 131 млн. грн., из них в этом году будет потрачено 74 млн. грн.


Благодаря удобному расположению и невысоким по сравнению с международным аэропортом Борисполь сборам, некоторые авиаперевозчики готовы использовать площадку в Жулянах в качестве основной. Так, Визз Эйр Украина уже совершила технический рейс с посадкой в аэропорту Киев. О переносе сюда своих рейсов подумывает и Днепроавиа.


Цифры
15,5 % – это самый высокий уровень безработицы, зафиксированный в странах ЕС в феврале, а отличилась им Испания. На втором и третьем местах, по данным Евростата, расположились Латвия (уровень безработицы 14,4%) и Литва (13,7%).

В среднем по ЕС этот показатель составляет 7,9%


$550 млрд. готовы потратить международные телекоммуникационные компании на построение мобильных сетей широкополосного доступа в течение следующих пяти лет. По данным Reuters, одной из целей предлагаемых инвестиций является увеличение мирового ВВП на 3-4%.


На 2,3%, по данным Министерства труда и соцполитики Украины, сократилась в марте задолженность по заработным платам.


0,2% составило сокращение объема розничных продаж в Германии в феврале, в то время как ожидался рост на уровне 0,3%. По данным немецкого статистического ведомства, в январе снижение было на уровне 0,9%.


До 26 пунктов вырос в марте индекс потребительского доверия в США. Как отмечает Conference Board, пересмотренный в сторону улучшения этот показатель в феврале 2009 г. составлял 25,3 пункта.


$23,22 млрд. планирует в нынешнем году выделить пекинская администрация на строительство инфраструктуры. Основные цели этого решения – расширить внутренний спрос, улучшить качество окружающей среды в городе, а также повысить уровень жизни населения.


На 22,8% снизился объем
пассажирских авиаперевозок в Украине в I квартале текущего года (по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.). Согласно детализированным данным Госавиаадминистрации, международные авиаперевозки сократились на 24,1%, тогда как на внутренних направлениях сокращение составило порядка 17,9%.


уверенность


Дефицит оптимизма
Уверенность в быстром выходе из кризиса постепенно покидает топ-менеджеров крупных мировых компаний. По результатам недавно проведенного PricewaterhouseCoopers 12-го опроса, только 12% руководителей по-прежнему считают, что через 12 месяцев доходы их компаний продемонстрируют положительную динамику. В прошлом году утвердительно на этот вопрос ответили 50% респондентов. Мало того, лишь 34% опрошенных уверены в том, что их компании будут расти в течение последующих трех лет.


Среди факторов риска, кроме банковского кризиса и дефицита финансирования, руководители назвали также спад и ослабление активности на рынках капитала (72% опрошенных), чрезмерное регулирование экономики (55%), затраты на энергоносители (50%), ограниченные возможности по привлечению компетентных и талантливых специалистов (46%). Только 26% респондентов заявили, что планируют в этом году сокращать штат персонала, а уверенность в том, что смогут оставить штат без изменений, выразило 35%. Несмотря на то что нехватку стоящих кандидатов отметили 70% руководителей, еще более проблемным им видится набор молодых специалистов. А все потому, что сейчас стало сложно привлечь их перспективами карьерного роста.


Говоря о долгосрочной перспективе, руководители отмечают растущую актуальность проблемы использования природных ресурсов. 75% респондентов заявили, что сейчас разрабатывают новые продукты и услуги исходя из возможности экономии этих ресурсов, а 80% уже принимают меры по сокращению энергозатрат или ищут способы повышения эффективности деятельности своих предприятий. Более половины опрошенных занимаются поиском возможностей перехода на альтернативные источники энергии.


В ходе опроса также выяснилось, что руководителям компаний постепенно приходится признавать необходимость сотрудничества с государством в решении системных проблем. Если 55% все еще смотрят на чрезмерное регулирование как на препятствие в развитии своего бизнеса, то остальные заявляют, что по различным направлениям государства могли бы сделать и больше.

Exit mobile version