Site icon Companion UA

Юность коллекционера

Евгений Вакуленко знает, что инвестиции в искусство очень выгодны, но сам предпочитает зарабатывать в другом бизнесе.


Для директора Киевского музея русского искусства Юрия Вакуленко открытие любой выставки похоже на именины. Его лицо с роскошными усами благодушно сияет, руки гостеприимно распахнуты. Сегодня он представляет журналистам частную коллекцию работ Давида Бурлюка. Отвечая на вопросы, директор демонстрирует радушие и чувство юмора. Ему нравится «принимать ванны» человеческого внимания. Однако посреди такого блаженства, улучив момент, он смотрит куда-то поверх голов собравшихся и громко спрашивает: «Женя, сколько стоит самая дорогая картина Бурлюка, проданная на украинских аукционах?». «Около $80 тыс.», – отвечает ему стоящий у входа молодой человек в синем пиджаке спортивного кроя. Кто этот парень, пока знают не все журналисты. Но это лишь дело времени.


Сын директора одного из самых авторитетных музеев Украины Евгений Вакуленко несколько лет назад был введен отцом в среду столичных антикваров. На сегодняшний день он курирует частные собрания искусства и создает собственную коллекцию. Ему 25 лет, и он представляет новое поколение киевских коллекционеров. Молодых людей до 30 лет с азартом арт-хантеров и серьезными финансовыми возможностями, по его оценкам, в столице сейчас немного – человек десять (при общем числе собирателей 100-150). Сам Евгений почувствовал инвестиционную привлекательность искусства в относительно юном возрасте. Восемь лет назад он по случаю приобрел небольшую работу Степана Ярового. Картина обошлась ему всего в $75. Ни он, ни продавец толком не знали, с чем имеют дело. «Я был тогда подростком, и мне понравились изображенные там кораблики», – улыбаясь, вспоминает Евгений. Позже он узнал, что Яровой – крымский художник очень хорошего уровня, и легко продал эту картину за $600.


В свое время молодой Вакуленко увлекался игрой на фондовом рынке, но акции, принадлежащие ему сегодня, вызывают гораздо меньше оптимизма, чем полотна крымских живописцев. Валентина Цветкова, Петр Столяренко, Федор Захаров – имена, которые через пять-десять лет имеют потенциал для того, чтобы преодолеть порог $100 тыс. Неофициальные продажи Цветковой уже достигают этого значения. Спрос на Столяренко аукционная борьба разогревала до $80 тыс. «В свое время Терещенко покупал Шишкина и Айвазовского. Я тоже собираю то, что мне доступно: современных художников, соцреализм, – говорит Евгений. – Соцреализм – уникальное явление в мировой культуре. Каждый сюжет с участием Ленина, Сталина строился по определенным правилам, которые можно сравнить с религиозными канонами. Но при всем своем пафосе это искусство великолепно передавало настроение своего времени».


Продажа картины Степана Ярового – одна из немногих, которые Евгений осуществил за последние годы. Его амбиции в сфере искусств находятся в стороне от стремления извлекать прибыль – для заработка лучше иметь другой бизнес. «Я прежде всего коллекционер, а не дилер. Мне нравится собирать предметы искусства и заниматься его популяризацией». Сегодня коллекция их семьи насчитывает около 1,5 тыс. работ, однако планы Вакуленко-младшего выходят за пределы локального собирательства. «До 20 лет меня, как и многих молодых людей, не интересовало ничего, кроме денег. От этого я начал отходить через искусство».


Задача, которую поставил перед собой этот молодой человек на ближайшие 10-20 лет, – собрать и подарить Киевскому музею русского искусства коллекцию художественных произведений, написанных в жанре соцреализма. Для этого часть работ он купит сам, а часть надеется безвозмездно получить от художников. Возможно, на самом деле, чтобы стать покровителем искусств, не обязательно дожидаться седины в висках и боли в пояснице.







Семейный бизнес


Евгений Вакуленко получил образование в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры по специальности «искусствовед-менеджер», а ныне продолжает обучение в аспирантуре. Позиционирует себя как специалист по украинскому искусству 1960-х и 1970-х. В семейной фирме VACG (Vakulenko Antique Consulting Group) на правах партнера Евгений курирует вопросы по созданию коллекций. Его младший брат Владислав занимается юридическими вопросами, связанными с авторским правом. Глава семьи Юрий Вакуленко обеспечивает экспертную оценку. «Коллекция стоит на 25% дороже, чем отдельно продаваемые работы, потому что это готовый продукт со своей идеей, на реализацию которой были потрачены годы, – говорит Евгений Вакуленко».

Exit mobile version