Евгений Вакуленко знает, что инвестиции в искусство очень выгодны, но сам предпочитает зарабатывать в другом бизнесе.
Для директора Киевского музея русского искусства Юрия Вакуленко открытие любой выставки похоже на именины. Его лицо с роскошными усами благодушно сияет, руки гостеприимно распахнуты. Сегодня он представляет журналистам частную коллекцию работ Давида Бурлюка. Отвечая на вопросы, директор демонстрирует радушие и чувство юмора. Ему нравится «принимать ванны» человеческого внимания. Однако посреди такого блаженства, улучив момент, он смотрит куда-то поверх голов собравшихся и громко спрашивает: «Женя, сколько стоит самая дорогая картина Бурлюка, проданная на украинских аукционах?». «Около $80 тыс.», – отвечает ему стоящий у входа молодой человек в синем пиджаке спортивного кроя. Кто этот парень, пока знают не все журналисты. Но это лишь дело времени.
В свое время молодой Вакуленко увлекался игрой на фондовом рынке, но акции, принадлежащие ему сегодня, вызывают гораздо меньше оптимизма, чем полотна крымских живописцев. Валентина Цветкова, Петр Столяренко, Федор Захаров – имена, которые через пять-десять лет имеют потенциал для того, чтобы преодолеть порог $100 тыс. Неофициальные продажи Цветковой уже достигают этого значения. Спрос на Столяренко аукционная борьба разогревала до $80 тыс. «В свое время Терещенко покупал Шишкина и Айвазовского. Я тоже собираю то, что мне доступно: современных художников, соцреализм, – говорит Евгений. – Соцреализм – уникальное явление в мировой культуре. Каждый сюжет с участием Ленина, Сталина строился по определенным правилам, которые можно сравнить с религиозными канонами. Но при всем своем пафосе это искусство великолепно передавало настроение своего времени».
Продажа картины Степана Ярового – одна из немногих, которые Евгений осуществил за последние годы. Его амбиции в сфере искусств находятся в стороне от стремления извлекать прибыль – для заработка лучше иметь другой бизнес. «Я прежде всего коллекционер, а не дилер. Мне нравится собирать предметы искусства и заниматься его популяризацией». Сегодня коллекция их семьи насчитывает около 1,5 тыс. работ, однако планы Вакуленко-младшего выходят за пределы локального собирательства. «До 20 лет меня, как и многих молодых людей, не интересовало ничего, кроме денег. От этого я начал отходить через искусство».
Задача, которую поставил перед собой этот молодой человек на ближайшие 10-20 лет, – собрать и подарить Киевскому музею русского искусства коллекцию художественных произведений, написанных в жанре соцреализма. Для этого часть работ он купит сам, а часть надеется безвозмездно получить от художников. Возможно, на самом деле, чтобы стать покровителем искусств, не обязательно дожидаться седины в висках и боли в пояснице.
Семейный бизнес Евгений Вакуленко получил образование в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры по специальности «искусствовед-менеджер», а ныне продолжает обучение в аспирантуре. Позиционирует себя как специалист по украинскому искусству 1960-х и 1970-х. В семейной фирме VACG (Vakulenko Antique Consulting Group) на правах партнера Евгений курирует вопросы по созданию коллекций. Его младший брат Владислав занимается юридическими вопросами, связанными с авторским правом. Глава семьи Юрий Вакуленко обеспечивает экспертную оценку. «Коллекция стоит на 25% дороже, чем отдельно продаваемые работы, потому что это готовый продукт со своей идеей, на реализацию которой были потрачены годы, – говорит Евгений Вакуленко».