КОНЦЕРТЫ В Национальной филармонии Украины 15 декабря состоится концерт цикла «Волшебная гитара», в котором с программой «Лирический джаз на классической гитаре» выступает лауреат международных конкурсов Александр Винницкий (Россия). Композитор, педагог, признанный исполнитель-виртуоз, Александр Винницкий – воспитанник Российской академии музыки им. Гнесиных. В прошлом – ученик крупнейшего специалиста в области игры на гитаре профессора А. Фраучи. Победитель многочисленных международных конкурсов и лауреат международных музыкальных фестивалей, Александр Винницкий с огромным успехом выступал в десятке стран. Манера, в которой работает Винницкий, зиждется на классической школе игры на гитаре, но обогащенная свободным владением джазовой стилистикой (в частности, свингом и блюзом) она обретает совершенно неповторимый индивидуальный почерк. Вот как, к примеру, оценивает искусство российского музыканта столь авторитетное издание, как английский журнал Classical Chitar: «…его композициям присущ безупречный вкус, они легкие, как воздух, игра исполнена великолепной техники и блистательного шарма… Он открывает в гитаре потрясающие выразительные возможности». А педагог Александра Винницкого, профессор А. Фраучи считает, что его ученик, объединив классическую школу с элементами джаза, создает новый язык в гитарном искусстве. В программе выступления Александра Винницкого перед киевской публикой – собственные сочинения, а также аранжировки в различных джазовых стилях произведений С. Джоплина, Дж. Гершвина, Р. Роджера, А. Жобима, К. Портера, а также циклы обработок из еврейской музыки и мелодий И. Дунаевского и А. Цфасмана. |
КОНЦЕРТЫ Концерт струнного Квартета им. Н. Лысенко, посвященный 50-летию коллектива, состоится 12 декабря в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины. «Четыре виртуоза чудесным уравновешенным звучанием, утонченными нюансами, свидетельствующими об их особенном исполнительском стиле и славянском романтизме, сразу же создают особую атмосферу задумчивости» («Прогресс», Франция); «Это мир безупречной согласованности и равновесия…» (М. Буливант, «Хроника», Зимбабве); «Первоклассный концерт, благородное исполнение… Публика в восторге» («Федреландзоннен», Норвегия); «Это была исключительная возможность послушать высокоартистический концерт Квартета» («Норддойчерундшау», Германия). Это лишь очень небольшая часть отзывов зарубежной прессы о концертах Квартета им. Н. Лысенко. Единственный в Украине заслуженный ансамбль Украины, лауреат Шевченковской премии, коллектив, снискавший блистательный успех едва ли не на всех континентах, преступает полувековой юбилей в прекрасной артистической форме, исполненный великолепных творческих замыслов. Сегодня в его составе – четыре первоклассных музыканта: народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Анатолий Баженов (I скрипка и бессменный художественный руководитель коллектива с 1970 года), лауреаты Всеукраинских конкурсов Олег Серединский (II скрипка), Сергей Романский (альт) и заслуженный артист Украины Иван Кучер (виолончель). Они свято чтут память как о музыкантах, стоявших полстолетия тому назад у истоков создания коллектива (Александре Кравчуке, Анатолии Сикалове, Романе Гурале, Леониде Краснощеке), так и коллегах, работавших с ними на протяжении последних десятилетий (Борисе Скворцове, Викторе Гайдуке). Преемственность традиций, свято хранимая сегодняшними «лысенковцами», – одна из составляющих неизменного успеха Квартета как у публики, так и у взыскательных критиков. Программа юбилейного вечера составлена как ретроспектива, в определенной мере отражающая и историю коллектива, и историю мировой квартетной литературы. Концерт открывает Квартет Н. Лысенко. Это – и дань уважения классику национальной культуры, ставшему основоположником жанра в отечественной музыке, и почтительное отношение коллектива к высокому званию «лысенковцев». Затем последует Квартет №2 П. Чайковского – великолепное масштабное романтическое сочинение, предоставляющее возможность каждому из музыкантов в полную силу продемонстрировать недюжинный исполнительский потенциал. Во втором отделении в интерпретации «лысенковцев» прозвучит Квинтет А. Шнитке для фортепиано и струнных, одно из самых значительных сочинений камерной литературы ХХ века, с неизменным успехом исполнявшееся коллективом в ансамбле с заслуженной артисткой Дагестана пианисткой Наидой Магомедбековой в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Дании, Германии. И в заключение концерта прозвучит Большая фуга для струнного квартета Л. Бетховена, одно из последних сочинений гениального немецкого композитора, практически не звучащее в наших концертных залах. Концерт состоится при поддержке Фонда содействия развитию искусств. |
КОНЦЕРТЫ В Национальном доме органной и камерной музыки Украины с новой концертной программой «Рождественская музыка» 16 декабря выступает дипломант международных конкурсов Ирина Харечко (орган). Свой замысел – поздравить пришедших на концерт с приближающимся великим христианским праздником – артистка воплощает в достаточно оригинальной, насыщенной и разнообразной программе. Первое отделение она посвящает сочинениям гениального немецкого композитора И.-С. Баха, музыка которого насквозь пронизана идеей служения Богу, а основная часть жизненного и творческого пути (за исключением пятилетнего, так называемого «кетенского» периода) протекала в лоне церкви. В программу «Рождественская музыка» органистка включила «Прелюдию и фугу» до мажор, где композитор использовал темы рождественских хоралов, несколько оригинальных «Рождественских хоралов» И.-С. Баха и «Токкату, адажио и фугу» до мажор, в которой присутствуют элементы тематизма, связанные с символикой Рождества. Второе отделение концерта, продолжая и развивая идею программы, охватывает музыкальный материал композиторов различных эпох и национальных школ. Прозвучат обработки рождественских песен французского композитора первой половины XVIII века, выдающегося мастера эпохи рококо Л. К. Дакена из сборника NoЮl. В программе также будут звучать «Три токкаты» («Траурная», «Рождественская» и «Свадебная») малоизвестного у нас чешского композитора-неоромантика О. Махи. Ирина Харечко исполнит и великолепную Симфонию №9 («Готическую») для органа француза Ш. М. Видора, сквозная лейттема которой – рождественский хорал «Рождение ребенка» – «обработана» композитором в чисто романтическом стиле. |
ВЫСТАВКИ Персональная выставка Тиберия Сильваши «Вспышка цветов» откроется 13 декабря во Французском культурном центре. Один из крупнейших современных мастеров отечественной живописи, Тиберий Сильваши, по мнению искусствоведов, стал «живым воплощением», символом возрождения современного украинского искусства. Основная внутренняя доминанта его великолепных работ – цвет, превращенный волей мастера в самодостаточную образную субстанцию: взрывной, динамичный, чрезвычайно экспрессивный. Он развивается в его работах как целостный организм, освобожденный от извечного диктата сюжета и фигуратива, подлежащий исключительно своим внутренним закономерностям. «К ощущению пространства, – пишет известный французский искусствовед Дени Мийо, – созданного из широких контрастов и утонченной общности цветовых сочетаний, которые формируют чрезвычайно выразительное дыхание полотна, Тиберий Сильваши добавляет экспрессивное могущество живописного материала, наделяя его таким образом символической ролью в воплощении нематериальных мыслей и чувств… свойственных его предшественникам Кандинскому и Малевичу.» Работы художника имеют стабильный успех не только в Украине, но и на Западе. Они представлены в Национальном художественном музее в Киеве, художественном музее Zimmerly (Нью-Джерси, США), а также во множестве частных собраний в Украине, Германии, Чехии, Франции, США. По мнению специалистов, живопись Тиберия Сильваши отвечает самым сокровенным духовным потребностям человека, живущего на грани тысячелетий. Выставка «Вспышка цветов» продлится до 14 января. Адрес Французского культурного центра: ул. Горького, 104. |
ВЫСТАВКИ В Центре современного искусства Sovi art, который сейчас называют галереей Марата Гельмана, 28 ноября состоялась презентация выставки московского художника Валерия Кошлякова «Место жительства». Признанный мэтр российского арт-рынка Марат Гельман вот уже 10 лет успешно и дерзко занимается «преодолением отчуждения между обывателем и современным искусством». Он преодолевает границы, и теперь галерея Гельмана есть в Киеве. (Кстати, его арт-деятельность в Москве началась именно с выставок украинских художников). Выставка Валерия Кошлякова «Место жительства» – третья в рамках долгосрочного проекта сотрудничества с киевской галереей М. Гельмана. Инсталляция «Место жительства» Валерия Кошлякова навевает различные и самые неожиданные метафоры. Художник работает с видениями-цитатами зрительных воспоминаний, своеобразным «инвентарем» доставшегося нам от прошлого наследства. Все это – покосившийся телеграфный столб, разрушенная церковь, полустанок, причудливые абрисы сталинской архитектуры – он размещает на огромном белом фоне. Белая заснеженная пустота выступает у художника как национальный визуальный фантазм, навеянный созерцанием сохнущего во дворе белья… Опыт жилья в бараках и на гигантской свалке проявляет исходный дуализм русской эстетики: с одной стороны – лирический вариант национального чувства прекрасного с сочувствием и умилением при столкновении с жалким и убогим. С другой – помпезность, эпичность имперской красоты в градостроительных безумствах социализма, грохоте танков и хоров. Если этого всего мало, зрителю подается другой предмет данной инсталляции нашего общего «места жительства» – галерея фотопортретов актрис провинциального театра. Эти женские лица являются второй точкой схода обеих эстетик – убогости и помпезности – в зависимости от выбранного варианта. Они могут быть восприняты как прачки или балерины, проститутки или скромницы, театральные маски или натуральные портреты. Валерий Кошляков не старался, да и не мог выбрать единственную «правильную» тенденцию восприятия. Каждый видит то, что подсказывает ему его внутренний мир и личный опыт. Выставка продлится до 15 декабря. Адрес галереи М. Гельмана (Sovi art): ул. Костельная, 11. Ирина Бурлакова |
ТЕАТР На сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки 14 декабря Московский экспериментальный театр «О’кей» представляет спектакль «Прелести измены и прочие радости жизни». В основе спектакля «Прелести измены и прочие радости жизни» лежит четыре литературных произведения, абсолютно не связанных между собой в постановке. Объединяют их лишь общая тема – отношения между мужчиной и женщиной, и актеры – Наталия Варлей, Александр Белявский и Альберт Филозов. Первая часть спектакля, «Прелести любви», поставлена по пьесе «Риск» итальянского драматурга-комедиографа ХХ века Эдуардо де Филиппо. Эта пьеса ранее никогда в СНГ не ставилась, и тем интереснее смотрится конфликт между мужем и женой, суть которого в том, что супруг решает зло подшутить над своей ревнивой и истеричной половиной. Пьеса автора многих книг и театральных пьес Валентина Красногорова «Прелести измены», которая лежит в основе второй части спектакля, тоже еще не ставилась на театральных подмостках. Критики назвали ее «любовным романом окончательно загнанных бытом любовников» и определили как самопародию. В третьей части спектакля «Прелести жизни» обыгрывается пьеса французского журналиста и драматурга Клода Фортено «Учитесь водить автомобиль». Комедия смешивается с фарсом, а трагедия воспринимается и буквально, и как метафора. Сюжет очень прост и разворачивается вокруг двух людей: инструктора по вождению автомобиля и ученицы. Каждый из них – эксцентричный водитель, каждый любит скорость. Заключительная часть спектакля – «Прелести тихой старости» – поставлена по пьесе известного американского драматурга Роберта Андерсона «Я – Герберт». Эта новелла – самая спокойная, философская, но смешного в ней тоже достаточно. Пожилая пара на старости лет решает позабавиться и немного взбодрить себя воспоминаниями о былой молодости, о ее бурных порывах и своих любовных похождениях. Шутки становятся причиной скандала, однако он стихает, когда двое понимают – жизнь прожита, и делить уже нечего, остается лишь вспоминать… Идея необычной постановки с объединением четырех произведений в одном спектакле принадлежит режиссеру-постановщику и бессменному художественному руководителю Московского экспериментального театра «О’кей» на протяжении 11 лет Ольге Шведовой. В 1990 году она одна из первых создала частную антрепризу «Фора-театр», а затем первый частный экспериментальный театр «О’кей». Как говорит сама Ольга Шведова, она не любит, «когда жалуются, ноют… Надо действовать и не тратить время. И это, согласитесь, не пошлый оптимизм». Отсюда – и название театра. Гастроли Театра «О’кей» проходят при поддержке продюсерской компании «Этуаль». |
ТЕАТР В Театре на Подоле 13 декабря состоится премьера спектакля «Квартал небожителей». Оригинальность постановки заметна с первых минут: умирает главный герой, и собравшиеся над его могилой не только плачут о нем, но и обсуждают его. Одни восхваляют, другие – ругают. Дальнейшее сценическое действо – воспоминания самого героя о прошедшей жизни. Он возвращается в свое детство, потом в молодость, а затем и в старость. События происходят без особой четкости, «отрывками», поскольку в спектакле показывается не жизнь героя, а его воспоминания. «Все – уходящее, что, кроме воспоминаний? -риторически вопрошает постановщик «Квартала небожителей» Виталий Малахов. – Будущее мы творим сами, теперешнее – всего лишь миг, а прошлое существует исключительно в нашей памяти.» Малахов поставил спектакль по сборнику стихов «Рукоплескание мертвых рук» Александра Коротко. Неожиданное предложение автора воплотить на сцене его поэзию сначала вызвало у режиссера недоумение, а после прочтения – заинтересованность. Как говорит Виталий Малахов, и его, и актеров театра подкупила искренность стихов Коротко, некая мистичность и «странность, которая сравнима со странностью стихов Эдгара По». Невзирая на нестандартность исходного материала, «Квартал небожителей» рассчитан не на маргиналов, а на широкий круг зрителей. Спектакль ассоциативен, он полон именно тех особенностей, которые присущи жизни советского и постсоветского человека: война в Афганистане, зачитывание диктором поздравлений сначала генсека, а потом – президента с Новым годом, отношения в коммунальной квартире, специфические шутки. Огромное количество деталей используется намеренно: все они призваны оживить память зрителя, напомнить ему прошлое, все то, что считалось безвозвратно забытым, малозначимым, а на поверку оказалось весьма существенным. Режиссер вместе с актерами разрабатывал идею постановки три года. А когда она созрела, спектакль «родился» всего за месяц. Под него создали двухэтажные декорации, приобрели специальные осветительные приборы. Оригинальной оказалась и «новельная структура спектакля», как ее назвал Виталий Малахов. Он говорит, что каждая отдельно взятая новелла может «выниматься», и на ее место может ставиться другая, созданная по новым стихам автора. |
КИНО Один из самых спорных и самых резонансных фильмов конца ХХ века – «Идиоты» – появился на лицензионном выдеорынке Украины. Фильм «Идиоты» снят одним из самых значительных кинодраматургов современности Ларсом фон Триером и является этапным для кинематографа. Это одна из центральных и одна из первых картин, созданных датским кинообъединением «Догма», о появлении которого еще в 1995 году на Каннском кинофестивале провозгласили шесть начинающих режиссеров-радикалов. «Идиоты» полностью подчинены правилам «догмовского» манифеста, отрицающего все достижения существующего кино: картина должна сниматься исключительно на натуре; нельзя использовать реквизит и декорации; звук не должен записываться отдельно от изображения или наоборот; камера должна быть ручной; специальное освещение исключается и т. д. Триер с удовольствием принял эти правила, так как сам стремился к техническому минимализму. Для него идея – первична, а форма – вторична. …Компания молодых людей находит большой пустой дом в красивой загородной местности и решает провести эксперимент: на некоторое время стать «идиотами», то есть немного попридуриваться и посмотреть, как на это будут реагировать другие люди. Кажется, что режиссер избрал слишком скользкую тему, и слишком сложную для того, чтобы ее адекватно понял зритель. Но по замыслу режиссера, зритель должен был понять и идею «Догмы». Триер говорит: «Французская «Новая волна» дала кинематографу свежее дыхание, ради того же была придумана и «Догма-95» – чтобы дать свежее дыхание, чтобы вернуть утраченную чистоту». В «Идиотах» все герои счастливы, ведь они снова могут чувствовать себя детьми, без «нагрузки интеллекта». Агрессии в их мире не существует. Главная идея фильма в том, «чтобы близкий человек полюбил и того идиота, который есть в тебе, так же, как и в каждом из нас». На Каннском кинофестивале, когда состоялась премьера, фильм многих шокировал, а многих – покорил своей искренностью и натурализмом. Действительно, к фильму можно относиться по-разному, но он представляет абсолютно новый вид кино, и его нельзя однозначно «вписать» ни в один жанр: это и драма, и фарс, и комедия одновременно. К тому же в фильме заложен парадокс: все живут по определенной системе, и в то же время опровергают систему как понятие. Ларс фон Триер в очередной раз предлагает зрителю задуматься над этим важным вопросом: как жить в обществе и быть независимым от него, подчиняться его законам и быть свободным. |
КИНО С 14 по 18 декабря в столичном кинотеатре «Зоряный» пройдет мини-фестиваль немецких фильмов. Такой мини-фестиваль в столице проводится уже в шестой раз. В этом году в Киеве покажут пять фильмов, созданных в 1999-2000 гг. Откроет фестиваль 14 декабря мелодраматичная лента одного из лидеров молодого кино Германии режиссера Фатига Акима «В июле», в которой главную женскую роль исполнила Кристиана Пауль («Достучаться до небес»). Девушка Юли дарит молодому учителю Даниэлю колечко и пророчит ему вскоре встретить свою любовь, при этом имея в виду себя. Но учитель влюбляется в другую, за которой едет через всю Европу в Стамбул… Даниэля играет звезда немецкого кино Мориц Блайбтрой («Беги, Лола, беги»). Этот же актер сыграл и в другом фильме фестиваля «Эксперимент» (показ состоится 15 декабря). В сюжете режиссер Оливер Гиршбигель использовал скандальный факт проведения эксперимента на агрессивность: 20 добровольцев за 400 марок согласились провести две недели под надзором кинокамер в искусственно созданных тюремных условиях. Одни должны были изображать заключенных, другие – надзирателей. Но расчет, сделанный перед экспериментом, оказался неправильным, что привело к трагическим последствиям. Кинодрама Гиршбигеля оказалась настолько убедительной, что получила несколько национальных призов: за лучшую главную и второстепенную роли и приз зрительских симпатий. Самым известным на немецком минифестивале для киевского кинолюбителя будет дебютный полнометражный фильм режиссера Фейта Гелмера «Тувалу» (16 декабря), премьера которого состоялась в 1999 году на Международном киевском кинофестивале «Молодость». Тогда он был отмечен призом зрительских симпатий, не в последнюю очередь благодаря игре российской актрисы Чулпан Хаматовой. Она сыграла девушку, мечтающую об идеальном месте на земле – неком острове Тувалу. Притча-сказка построена по методу немого кино: диалогов нет, а движения актеров несколько ускорены. Из-за этого некоторые сцены становятся комичными, а некоторые – драматичными. Особую художественную ценность фильму придает цветовое решение картины: намеренно тусклые цвета мрачного и «неухоженного» мира героев контрастируют с насыщенными цветами острова мечтаний Евы. Но к нему можно добраться, лишь имея свой корабль. Найти его помогает Антон, влюбившийся в Еву бескорыстной и чистой любовью. Режиссер фильма «Наша жизнь – футбол» (17 декабря) Томи Виганд известен своими телевизионными картинами, а также как монтажер (в его активе – работа с Рональдом Эммерихом над «Луной-44»). Сейчас все футбольные болельщики ждут его новой работы – фильма о Франце Беккенбауэре. «Наша жизнь…» – драма, не имеющая в своей основе реальной истории. Очень мобильная и экспрессивная лента рассказывает о футболе, его фанатах и их идеализме, который часто приводит к разочарованию. Картина мюнхенского режиссера Ахима фон Борриса «Англия» (18 декабря) о бывшем «чернобыльце», неизлечимо больном художнике Виталии. Веря в выздоровление, он покупает билет в Англию, где надеется излечиться. Но попадает Виталий в Берлин… Половина фильма снята на русском языке. Причем немецкие спонсоры пропустили иноязычный сценарий лишь потому, что были увлечены коллизиями картины. Именно динамизм плюс драматическая, смешанная с романтикой, фабула позволили фильму стать заметным явлением на немецком кинонебосклоне, завоевать несколько призов и обратить на режиссера внимание продюсеров. Фестиваль проводится при поддержке Гете-института. |