Site icon Companion UA

Без денег

Для любого бизнеса важно движение. Из курса политэкономии известно, что каждый оборот ресурсов в компании приносит для нее добавленную стоимость. Чем быстрее компания проводит сделки («бизнес крутится»), тем больше прибыли получает бизнес, тем богаче становятся акционеры. При стабильной бизнес-среде, когда у большинства действующих на рынке компаний достаточно финансовой прочности (ликвидности) и они могут своевременно оплачивать поставщикам полученные от них товары, работы и услуги, поддерживая тем самым необходимый оборот, формула «деньги — товар — деньги» работает без сбоев. И даже при временном отсутствии у компании свободных денежных средств можно получить кредит в банке и своевременно выполнить свои финансовые обязательства перед поставщиками.

Но это в стабильной среде. А в кризисной ситуации компании в первую очередь начинают испытывать нарастающий дефицит ликвидности и ощущают финансовый голод, когда денежных ресурсов для ведения нормальной деятельности постоянно не хватает. Создается патовая ситуация: у покупателей нет требуемого для поддержания бизнеса объема денежных средств, а продавцы не хотят продавать свои товары, работы и услуги дешевле. Существовавший между продавцом и покупателем оборот разрывается. Следовательно, бизнес продавца и покупателя простаивает и не приносит владельцам никакого дохода. В проигрыше обе стороны. Чтобы разрешить данную ситуацию, нужно сделать шаг назад и возвратиться к неденежным формам расчетов.

Можно долго дискутировать о том, полезны или нет для экономики отдельного предприятия, страны и даже мира неденежные формы расчета, но достаточно признать реальный факт: не только для отечественной, но и для мировой практики ведения бизнеса неденежные формы расчетов не являются чем-то необычным. По данным статистики, доля товарообменных операций в мировой внешней торговле достигает 20% от общего объема торговых операций, а в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой (к последним можно полноправно отнести и Украину) — даже выше этого показателя. Мировой опыт подтверждает: неденежные расчеты в некритических объемах не только не оказывают негативного воздействия на экономику хозяйствующих субъектов, но, наоборот, способствуют ускорению оборачиваемости активов в бизнесе (особенно во внутрикорпоративных расчетах), организации сбыта неликвидного товара, проникновению на новые рынки.

Углубление в Украине кризисных явлений вызвало очередной всплеск интереса со стороны компаний к уже порядком подзабытым с конца прошлого столетия неденежным формам расчетов — векселям, бартеру или взаимозачетам. В первую очередь это коснулось отраслей с длительным оборотом денежных средств, так как именно в них произошло существенное падение продаж и возникла нехватка «живых» денег. Впрочем, к упомянутым инструментам сейчас присматриваются и компании из менее пострадавших от кризиса отраслей. В частности, высокую заинтересованность в практических аспектах применения неденежных форм расчетов высказали финдиректора, принявшие участие в прошедшем в конце марта очередном деловом завтраке Клуба ФИНАНСИСТ (темой мероприятия была «Практика управления долгом»). По отзывам финансистов, в настоящее время доля неденежных форм расчетов в общем объеме платежей их компаний занимает считанные проценты, но в ближайшей перспективе практически все опрошенные CFO прогнозируют рост данного показателя вследствие сохраняющегося дефицита ликвидности на рынке.

Каких-то универсальных рекомендаций, касающихся выбора приоритета в использовании неденежных инструментов, по словам специалистов, не существует — все решается исходя из текущих потребностей партнеров и взаимной договоренности по погашению задолженности. Хотя эксперты прогнозируют, что отечественные компании в первую очередь отдадут предпочтение выпуску векселей, поскольку у этого инструмента более широкие возможности. Кроме того, росту интереса к векселям будут способствовать и планируемые нововведения со стороны Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которые направлены на повышение привлекательности векселя как инструмента расчетов (о них мы расскажем в следующем номере журнала). В любом случае, какому бы инструменту компания не отдала предпочтение, чтобы их использование принесло ей максимальную пользу и не создало дополнительных рисков, необходимо правильно организовать работу по их проведению внутри компании. Как это сделать, какие нюансы важно учесть в этом процессе, читайте в статье Виталия Белашева, финансового директора ГК «Познякижилстрой», — «Второе пришествие» (стр. 8).


&.Ф.

Exit mobile version