Site icon Companion UA

Второе пришествие

Что должен знать финансовый директор об особенностях применения неденежных форм расчетов


Виталий Белашев, финансовый директор ГК «Познякижилстрой»


Виталий Белашев

Карьерный путь начал в 1993 г. экономистом на Никопольском заводе ферросплавов.
В 1998–2001 гг. руководил финансовым отделом группы компаний «Ресурс». 2001–2002 гг. — финдиректор розничной сети «ПИК» (корпорация «Ольвия»).

С 2002 по 2004 ­г. — антикризисный директор, позже — финдиректор ГК «Корк–Стайл».

С 2004 по 2007 г. — финдиректор

ГК «Эльдорадо-Украина». В 2007 г. приглашен на должность финдиректора ГК «Познякижилстрой».


Образование:

в 1998 г. получил диплом Национальной академии управления (факультет «учет и аудит»).

В настоящий момент обучается в Moscow Business School.

С 2008 г. является членом Ассоциации независимых директоров (Москва).



ПРОБЛЕМА:
В бизнесе нарастает недостаток оборотных средств, что создает для компании серьезные трудности для своевременного расчета с поставщиками. В связи с этим перед финансовым директором нужно поставить насущный вопрос: как компании расплатиться с контрагентами, не имея на расчетном счете достаточного количества свободных денежных средств?

РЕШЕНИЕ:
Выходом из сложившейся ситуации может стать использование неденежных форм расчетов.

Выдержка из протокола собрания совета
директоров некой розничной украинской компании.


Углубление в Украине финансового кризиса вызвало реинкарнацию в реальном секторе экономики страны уже порядком подзабытых с 1990-х неденежных форм расчетов. В первую очередь это коснулось отраслей с длительным оборотом денежных средств (строительной, горнорудной и металлургической), так как именно в них произошло существенное падение продаж и возникла нехватка живых денег. Менеджмент достаточно большого круга компаний стал перед выбором — остановить свой бизнес или выбрать наиболее оптимальную форму неденежных расчетов и правильно организовать работу по их проведению внутри компании. Основную координирующую и контролирующую роль  при подготовке и проведении сделок с неденежной формой расчетов в компании должен взять на себя финансовый директор.


Инструмент на выбор
Сразу определим, что неденежная форма расчетов — это процедура погашения взаимных обязательств между участвующими в проведении сделки сторонами, исключающая движение денежных средств в пределах равных сумм задолженностей. Если по факту свершения сделки возникает превышение по обязательствам одной из сторон, то оно может быть погашено либо денежными средствами, либо дополнительными поставками. В результате взаимный баланс участвующих в сделке сторон по ее завершению должен быть нулевым, то есть ни одна из сторон не должна остаться должной другой. Для проведения неденежных расчетов могут быть использованы различные инструменты: вексель, бартер или взаимозачет.

Выбор предприятием любого из вышеперечисленных финансовых инструментов законодательно жестко не регламентируется и осуществляется менеджментом предприятия самостоятельно в зависимости от целей и условий проведения сделки. При этом каждый из инструментов имеет свои особенности оформления (см. таблицу 1).
При выборе той или иной формы неденежных расчетов нужно учитывать преимущества и недостатки каждого из инструментов (см. таблицу 2).


Неденежные формы расчетов требуют упорядоченности
Сделки с применением неденежных форм расчетов в своем большинстве существенно отличаются от сделок за наличные. Поэтому менеджмент компании, привыкший к денежным формам расчетов за получаемые товары, работы и услуги, должен быть ознакомлен с действующей нормативно-законодательной базой и правилами проведения неденежных форм расчетов, установленными внутри. Для решения этой задачи финансовая служба должна выступить инициатором совместно с:
 
коммерческой и юридической службами (разработка набора правил и процедур, регламентирующих порядок инициации, утверждение и прохождение сделок с неденежными формами расчетов в компании);
 
отделом управления персоналом (обучение специалистов и должностных лиц, задействованных в процессе подготовки и реализации таких сделок).

Это поможет упорядочить проведение вышеупомянутых сделок внутри компании, определить требуемый документооборот, и главное — назначить ответственных за проведение сделок такого типа на различных этапах. Ведь организация неденежных форм расчетов требует большей координации между отделами внутри компании, и количество вовлеченных в них лиц обычно больше, чем при осуществлении стандартных продаж или закупок. Для контроля прохождения сделок с неденежными формами расчетов должны быть разработаны и утверждены стандартные формы отчетности (паспорта сделок, листы заказов, листы отгрузок, листы встречных поставок и проч.), которые в любой момент позволят менеджменту получить информацию о том, на каком этапе находится каждая из стартовавших в компании сделок. При неденежных формах расчетов вся договорная документация и паспорта сделок должны в обязательном порядке визироваться финансовым директором и утверждаться коммерческим или генеральным директором в зависимости от разграничения их полномочий.


Анализ эффективности неденежных форм расчетов для компании
На этапе определения инструментов для проведения неденежных форм расчетов менеджменту компании очень важно оценить их эффективность еще до момента заключения договора. Исходя из характера данных сделок каждая из сторон будет пытаться увеличить стоимость отгружаемой продукции и поставить на объявленный денежный эквивалент меньшее количество единиц товара. То есть отдел закупок (отдел снабжения) компании до момента подписания договоров должен подтвердить финансовому директору или другому топ-менеджеру, контролирующему в компании проведение таких сделок, что предлагаемые при встречной поставке цены за единицу продукции оптимальны и соответствуют практике, сложившейся на рынке на аналогичную продукцию. Источником информации о рыночных ценах на поставляемую продукцию для компании-получателя могут быть прайс-листы заводов-изготовителей, дистрибьюторов; для сырьевых материалов возможно использование биржевых котировок и проч.
В компании согласно внутренним регламентам нужно жестко соблюдать правило: при неденеженых формах расчетов цена за единицу поставляемой продукции в договорах должна устанавливаться как можно ближе к рыночной или быть равной ей, если стороны при заключении сделки не преследуют иные цели. Следование этому правилу делает для участвующих в сделке компаний прозрачным анализ рентабельности сделки и не увеличивает налогооблагаемую базу. Если же при подготовке сделки с недежной формой расчета не удается получить рыночную цену на поставляемую встречную продукцию, то фактическую оценку рентабельности сделки нужно все равно рассчитывать не исходя из договорных бартерных или зачетных цен, а на основе все тех же реальных рыночных цен. Для такой оценки считается, что партнеры при взаимных поставках оплачивали свои покупки денежными средствами.

Приведем реальный пример из практики работы (цифры условные, для упрощения расчетов НДС не учитываем): завод-производитель бетона отгружает 200 т товарного бетона по цене 600 грн./т за выполненные пуско-наладочные работы компании-подрядчику, которая оценила эти работы в 120 тыс. грн. Полная себестоимость бетона, к примеру, составляет 500 грн./т. Тогда по стандартным правилам бухгалтерского учета бетонный завод получил прибыль 100 грн. с каждой тонны товарного бетона, или 20 тыс. грн. со всей отгруженной партии. Однако реальная рыночная стоимость товарного бетона аналогичного качества на рынке при расчете денежными средствами составляет 520 грн./т. Компании-подрядчику товарный бетон не нужен, а нужны реальные деньги, поэтому она находит покупателя и продает этот бетон по цене 450 грн./т. Она может позволить себе такую операцию, поскольку реальная рыночная цена выполненных работ составляет не более 80 тыс. грн.

Результат данной операции: завод по бухгалтерским отчетам получил «рисованную» прибыль в сумме 20 тыс. грн. (100 грн./т x 200 т) и должен уплатить налог на прибыль 5 тыс. грн. В случае если реализация готовой продукции прошла по ценам, указанным в прайс-листе, завод должен был получить прибыль в размере 4 тыс. грн. (20 грн./т x 200 т) и заплатить налог на прибыль 1 тыс. грн. Как видим, данная сделка принесла компании убыток, ведь реальная себестоимость составляет 100 тыс. грн. (500 грн./т x 200 т), а рыночная стоимость ремонтных работ — «всего»  80 тыс. грн. В результате убыток завода — 20 тыс. грн.

Как правильно отразить неденежные операции в бюджете и управленческом учете
При формировании бюджета компании, который является внутренним управленческим документом, различные виды неденежных форм расчетов обязательно должны учитываться раздельно. Например, при планировании финансовой службой компании отчета о движении денежных средств необходимо раздельно сформировать бездефицитный баланс движения денежных средств и отдельно спланировать и свести балансы по каждой из форм неденежных расчетов. Это связано с тем, что деньгами можно погасить любые обязательства компании, а неденежные формы расчетов отражают конкретную договоренность с тем или иным контрагентом компании, и по ним возможен форс-мажор. Для того чтобы избежать форс-мажора при отказе одного или нескольких контрагентов осуществить запланированные с ним неденежные сделки, необходимо проработать сценарии «разброски» различных видов платежей между собой.
Очень важно планировать процент неденежных операций в общем объеме продаж и закупок компании и отслеживать его выполнение. Ведь в какой-то момент может оказаться, что компания полностью переключилась на безденежные операции и живых денег ей не хватает даже на самые тривиальные вещи — выплату заработной платы, расчеты с бюджетом, погашение облигационных займов, кредитов и процентов банку и т. д. Каждая компания должна для себя самостоятельно определить это пороговое значение и отслеживать его выполнение (см. таблицу 3).

Финансовой службе компании также следует установить регламент составления паспортов на каждую сделку с неденежной формой расчетов и требовать их заполнения от закупочных подразделений компании. В паспорте сделки обязательно должны быть указаны как договорные, так и рыночные цены на отгружаемую и получаемую продукцию (работы, услуги). Результаты анализа каждой такой сделки должны быть учтены и отражены в оперативных отчетах бизнеса и в обязательном порядке использованы при подготовке управленческого отчета о прибылях и убытках за конкретный период в виде управленческих бухгалтерских проводок, корректирующих финансовый результат, полученный по стандартным правилам бухгалтерского учета. Выделять в отчете о прибылях и убытках отдельными статьями операции по проведению бартерных операций или взаимозачетов нецелесообразно. Операции с векселями следует приводить к денежному эквиваленту в соответствии с установленным дисконтом (согласно договоренности сторон или рыночным котировкам), и уже эта скорректированная сумма должна быть учтена в P&L.

Иногда при формировании управленческих отчетов (P&L, ДДС, баланса) с учетом балансировки встречных поставок финдиректора дают указания своим службам «свернуть» обороты по взаимным поставкам. Отказ от отражения в управленческих отчетах неденежных форм расчетов приводит к существенному искажению самих отчетов. Во-первых, нарушается основополагающий принцип сплошного и непрерывного отражения в учете всех хозяйственных операций, осуществляемых компанией за данный период. Во-вторых, некорректно составленные отчеты не могут дать менеджменту и акционерам объективную картину состояния активов и обязательств бизнеса, искажают величину полученной за период прибыли. Корректно рассчитать в таком случае показатели реальной эффективности работы бизнеса (ликвидность, оборачиваемость, рентабельность), позволяющие принять управленческие решения, становится нереально.
По завершении отчетного периода обязательно должен быть сформирован отчет о планировавшихся и фактически произведенных неденежных операциях, чтобы видеть полную картину: какие операции прошли, по каким компания осталась должна контрагентам, а по каким покупатели не осуществили встречные поставки. Ведь вполне возможна ситуация, когда товар компанией отгружен, а поставщик не торопится поставить согласованные встречные объемы.


Организация налогового контроля за неденежными операциями
Финансовый директор и главный бухгалтер компании обязаны организовать анализ всех планируемых неденежных операций на предмет соответствия действующему налоговому законодательству и требовать их отражения в учете согласно действующим нормам. Необходимо помнить, что налогообложение неденежных операций существенно отличается от трактовки подобных операций в хозяйственном и гражданском кодексах Украины. Действующее налоговое законодательство определяет отнесение хозяйственной операции к неденежным формам расчетов (зачет, бартер) в первую очередь исходя из формы расчетов по таким операциям независимо от содержания операции (к примеру, расчет сторонним векселем за товар или услугу трактуется налоговой как бартер). Рассматривая ту или иную форму расчетов, финансовый директор должен не только учитывать юридический характер сделки, но и обращать внимание на форму расчетов. Возможны ситуации, когда с точки зрения хозяйственного и гражданского права операция не является бартерной, но будет осуществляться по правилам, действующим для бартерных договоров. Особое внимание при оценке возможных налоговых последствий от проведения неденежных форм расчета необходимо уделять формированию отпускной цены на товарно-материальные ценности, которые отпускаются или приобретаются по таким договорам. Доходы и расходы от неденежных форм расчетов (бартера) определяются исходя из договорной цены, но договорные цены не должны быть ниже обычных (пункт 7.1.1 Закона «О прибыли»). Такое же правило действует и в отношении НДС. Поэтому, проводя операцию с неденежным формами расчетов, налогоплательщик должен быть готов к обоснованию перед налоговым инспектором используемых в договоре цен относительно уровня обычных цен.


Подводя итоги
Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать: неденежные формы расчетов не всегда выглядят так просто, как кажется на первый взгляд, и содержат достаточно много подводных камней. При подготовке и организации в компании таких расчетов финансовый директор должен решить ряд задач организационного и экономического характера. Справившись с ними, он сможет минимизировать риски и издержки по данным сделкам, дать возможность компании избавиться от неликвидного товара, расширить ассортимент; при правильном построении сделок оптимизировать налогообложение и не снижать в период кризиса их операционные показатели, что найдет отклик у акционеров.
Опыт практиков


«Взаимозачеты оптимально подходят для нашего бизнеса»


Андрей Ярошович, финансовый директор ООО «Караван Строительный»:
— Неденежные расчеты в нашей компании сегодня занимают незначительное место: доля таких платежей не более 1% от суммы всех платежей по компании. Совместно с нашими партнерами мы используем только взаимозачеты, которые оптимально подходят для нашего бизнеса и не создают трудностей. В дальнейшем планируем применять и вексельне формы расчетов, хотя этот инструмент не имеет широкого применения, а используется, как правило, в пределах одной группы компаний. Применение бартерных схем и операций не рассматриваеся.

Согласно нашим прогнозам, в ближайшее время доля неденежных расчетов может увеличиться до 5%. Основная причина — падение уровня оборотных средств компаний, вызванное стремительным ростом курса иностранных валют за очень короткое время, отсутствие возможности привлечения кредитних ресурсов, снижение уровня продаж.

Exit mobile version