General Motors (GM) и Chrysler поставлены в жесткие условия
Тарас Волиненко
General Motors (GM) и Chrysler не получат ни единого доллара государственной помощи до тех пор, пока не предоставят доказательства своей жизнеспособности. В конце марта президент Барак Обама забраковал оба плана реорганизации автоконцернов, заявив, что «ни один из них не оправдывает новые масштабные вливания».
Напомним, что GM в феврале запросил у властей кредит на $16,6 млрд. в дополнение к $13,4 млрд., полученным в минувшем году. Представленный антикризисный пакет производителя предполагал закрытие пяти сборочных заводов, увольнение 47 тыс. сотрудников в 2009 г., разрыв отношений с тысячами дилеров и снижение долгов втрое. Однако Обама был категоричен: он счел такие меры неубедительными и настоял на отставке гендиректора GM Рика Вагонера. Этот человек был настоящим ветераном – посвятил компании 30 лет, восемь из которых проработал на высшем руководящем посту. «Отставка Вагонера была неизбежна. Он довольно долго возглавлял GM, но не добился нужных результатов», – отмечают аналитики лондонской инвестфирмы BGC Partners. Новому СЕО автоконцерна Фрицу Хендерсону, ранее занимавшему должность операционного директора, не позавидуешь. В его распоряжении всего 60 дней, чтобы определиться с путями радикального сокращения издержек. Хотя сейчас мало кто верит, что концерну удастся выйти из кризиса самостоятельно. По словам Хендерсона, GM предпочитает провести реструктуризацию, однако президентская администрация выдвигает такие условия, что банкротство может стать одной из желательных перспектив. Более того, как пишет The New York Times, план банкротства уже готов. Предполагается, что GM продаст свои наиболее привлекательные активы (включая марки Chevrolet и Cadillac) новой компании. Сделка будет профинансирована государством, что позволит вернуть новую компанию к бизнесу в течение месяца. Непопулярные марки (такие как Hummer и Saturn), а также обязательства перед кредиторами и профсоюзами ($48 млрд.) останутся под судебной защитой. Впоследствии проблемные активы могут быть проданы или ликвидированы. Таким образом, GM, капитализация которого сейчас составляет всего $1 млрд., сможет остаться на рынке как вполне жизнеспособная структура.
Между тем еще более критично Обама отозвался о Chrysler. Из-за чрезмерной задолженности (свыше $17 млрд.) концерн признан нежизнеспособным. Ему дан месяц на то, чтобы договориться о слиянии с итальянским Fiat. Если переговоры увенчаются успехом, Chrysler сможет получить от властей до $6 млрд. помощи, в случае провала правительство США не будет препятствовать банкротству производителя.