Site icon Companion UA

В мировых компаниях

финансовые взлеты

Своими силами

HSBC, крупнейший банк Европы, доказал, что в условиях кризиса можно не только обойтись без бюджетного финансирования, но и самостоятельно получить необходимые средства. Британский банк провел допэмиссию на 12,85 млрд. фунтов стерлингов. 96,6% новых бумаг выкупили сами акционеры – им был предложен дисконт в 41% к текущей стоимости бумаг на бирже. Остальные акции были реализованы на открытом рынке, причем количество заявок впятеро превысило предложение. В итоге нынешнее размещение стало крупнейшим в британской корпоративной истории.

HSBC в отличие от RBS и Lloyds Banking Group не стал просить помощи у правительства. За 2008 г. он потерял куда меньше своих конкурентов. Однако положение банка таки пошатнулось: чистая прибыль снизилась на 70% (до $5,7 млрд.) на фоне масштабного спада бизнеса в области потребительского кредитования в США (доналоговый убыток там достиг $15,5 млрд.). «Успешное размещение позволит банку сохранить независимость от государства и даже расширить бизнес в Азии, где сегодня есть очень привлекательные активы по низким ценам, – уверены аналитики голландской инвестиционной компании CapVest. – К тому же допэмиссия HSBC – это сигнал о том, что на финансовых рынках начинается оживление».

Помощь правительства, конечно, может спасти от банкротства, но появление такого инвестора способно серьезно ограничить свободу топ-менеджмента в принятии решений. Как раз сейчас Брюссель в обмен на одобрение миллиардных вливаний требует от немецкого Commerzbank продать подразделения в Восточное Европе и ипотечную «дочку» Eurohypo. Именно поэтому финансовые институты стараются оставить «государственный» вариант лишь на крайний случай. Так, Barclays – еще один британский банк «Большой четверки» – вместо участия в госпрограмме готовится продать подразделение по управлению активами iShares.


власть и бизнес

Поддержка не прошла даром

Пока мировой авторынок переживает сильнейший спад, в Германии продолжается покупательский ажиотаж. В феврале объемы сбыта новых машин возросли на 21,5%, в марте – на 40%, хотя еще в январе снижение составило 14%. Впервые за последние 17 лет месячный объем продаж превысил 400 тыс. единиц. Причиной тому стала €1,5-миллирдная правительственная программа, стартовавшая 27 января и проводимая в рамках плана стимулирования экономики. Она предусматривала выделение так называемой экопремии в размере €2,5 тыс. каждому, кто согласится утилизировать старое авто (возраст – не менее девяти лет, в собственности – не менее года) и взамен купит новое или годовалое. Приобретать можно машины как отечественного, так и иностранного производства.

Cубсидии оказались настолько привлекательными, что заявки на их получение подали около 1,2 млн. человек – вдвое больше, чем ожидалось. В таких условиях правительство приняло решение увеличить фонд экопремий до €5 млрд. и продлить срок действия программы до 31 декабря текущего года. Так что воспользоваться скидкой теперь смогут примерно 2 млн. автовладельцев с учетом тех 600 тыс., которые уже успели ее получить.

Впрочем, выгоду эта программа принесла далеко не всем. Премии взвинтили спрос прежде всего на экономичные малолитражки. Это стало отличной новостью для их производителей: немецких Opel и Volkswagen, а также ряда зарубежных компаний вроде Renault, Fiat, Ford и др. Но немецкие производители премиальных авто, такие как Daimler и BMW, заявили, что правительственная программа подрывает конкуренцию. Более того, по утверждению руководителя Daimler Дитера Цетше, после завершения премиальных выплат рынок вновь рухнет. Ведь тот, кто сегодня купит машину, через год-два этого уже не сделает, хотя тогда на рынке появятся куда более экологичные модели. Против программы выступили и ритейлеры, возмущенные тем, что авторынок оттягивает на себя весь платежеспособный спрос.


приобретения
Уговор дороже денег

Газпром заключил одну из самых невыгодных сделок. За $4,2 млрд. госконцерн приобрел у итальянской Eni 20% акций Газпром нефти. Этот пакет итальянцы купили два года назад в ходе распродажи активов ЮКОСа, выписав российскому монополисту опцион на выкуп бумаг до 9 апреля 2009 г. Тогда приобретение обошлось Eni в $3,7 млрд. На сегодняшний день рыночная цена пакета не превышает $2,5 млрд., так что Газпрому пришлось переплатить около 60%. Напомним, что в 2007 г. российский концерн не пошел на аукцион ЮКОСа самостоятельно, решив снизить юридические риски за счет итальянцев.

Почему госкомпания все же решила реализовать невыгодный для себя опцион, непонятно. Теперь доля Газпрома в нефтяной «дочке» превысит 95%, однако он мог контролировать компанию и без этого пакета. Более того, для финансирования сделки российский монополист был вынужден привлечь $3 млрд. кредита, хотя только в 2009-м должен погасить $9,5 млрд. задолженностей. Как говорят в инвесткомпании Финнам, сделка благоприятно скажется на имидже Газпрома на Западе: «Она свидетельствует о том, что компания держит свое слово». Стоит учитывать и другой момент. Анонимные источники утверждают, что в случае отказа от реализации опциона итальянский акционер получил бы дополнительные полномочия на участие в управлении Газпром нефтью, чего россияне не хотели допускать.


маркетинг

Для себя и для всех

LG Electronics вновь отстоял свой лидерский титул в производстве сенсорных мобильных устройств. Телефон LG KP500, также известный как Cookie или Scott, поставил рекорд популярности в Южной Корее. За пять месяцев с момента его презентации в октябре 2008 г. продажи достигли 100 тыс. штук, а средние дневные – 4,5 тыс. Глобальные объемы реализации KP500 уже составили 2 млн. единиц, а за счет расширения географии сбыта их планируется довести до 10 млн.

Хитом эта модель стала благодаря тому, что представлена в среднем ценовом сегменте, хотя по функциональности не уступает премиальным телефонам с сенсорным экраном. Снизить себестоимость KP500 позволил опыт, приобретенный корейцами при разработке своих более ранних и дорогих концептуальных моделей, таких как Prada (первый телефон LG с технологией touch screen, презентованный весной 2008 г.), Viewty, Renoir и др. Особенностью позиционирования модели стал также тот факт, что во всех этапах его разработки принимал участие сам глава мобильного подразделения Скотт Ан. Как отмечают в компании, первоочередной целью топ-менеджера было «создание идеального телефон для себя».

По данным GfK, будущее мобильных телефонов – за сенсорными технологиями. К 2010 г. в мире будет продано около 125 млн. таких устройств. Этот сегмент активно осваивают Apple, Nokia, Samsung, Motorola, ZTE. К примеру, общее количество реализованных телефонов LG с сенсорным управлением составило около 10 млн. единиц. Правда, в совокупном объеме продаж они пока занимают небольшую долю: в минувшем году LG реализовала 100,7 млн. трубок.


экспансия
Темная лошадка
Acer, третий по величине производитель ПК в мире, в нынешнем году имеет все шансы отобрать второе место на рынке по объему поставок у Dell и приблизиться к лидеру Hewlett-Packard. По данным IDC, в IV квартале 2008 г. его поставки увеличились на 25%, показав наивысший рост среди конкурентов.

Главный идеолог этой призовой гонки – 54-летний Джанфранко Ланчи, в минувшем году занявший пост СЕО. Суть его стратегии состоит в том, чтобы минимизировать затраты компании для реализации агрессивного ценообразования. В отличие от других игроков Acer реализует продукцию только через ритейлеров, а все производство и сборку отдает на аутсорсинг. Благодаря этому удалось снизить до 8% непрямые расходы от продаж (14% у Dell и 15% у HP). «Управлять низкозатратным бизнесом, когда рынок растет, очень неплохо. Но еще выгоднее это делать, когда он не растет», – отмечает Ланчи.

Под руководством Джанфранко производитель быстрее и активнее конкурентов продвигает широкий спектр нетбуков – портативных компьютеров по цене $300-600. По данным Gartner, сейчас это единственный сегмент компьютерного рынка, который набирает обороты: поставки этих устройств в 2009 г. удвоятся, достигнув 21 млн. штук. В прошлом году Acer занял здесь второе место после HP, нарастив отгрузки на треть и расширив долю до 17,7%. До конца года он готовится продать еще 10 млн. нетбуков и представить новое поколение с сенсорным экраном. При этом Ланчи расширяет присутствие и в других сегментах. Так, до конца года планируется реализовать около 26 млн. ноутбуков (20 млн. в 2008 г.). В апреле Acer презентовал серию ультратонких ноутбуков, стартовая цена которых составляет $650 ($1,8-2 тыс. у аналогичных продуктов HP и Dell). Параллельно была предложена игровая консоль, а в первом полугодии поступят в продажу три смартфона. Пока многие технологические гиганты выживают на грани рентабельности, тайваньцы наращивают прибыль и с начала текущего года уже показали 33%-й рост котировок.

Exit mobile version