Site icon Companion UA

Валютные резервы женской психологии

Наши деньги – одно из проявлений патриархата. Не пришло ли время стать им более женственными?


Как-то раз, будучи уже взрослым человеком, я решил уничтожить одну гривню, иными словами, порвать купюру упомянутого номинала, но не в качестве какого-то протеста, а ради эксперимента. Сумма небольшая, однако «через мою голову», склоненную над мусорным ведром, воображение протянуло длинную пленку с фильмом о неслучившемся: две поездки на троллейбусе, стержень для шариковой ручки, спасенный от голода нищий, какая-то смутная ситуация, в которой этой гривни не хватит, и т. п. Уже потом, осмысливая лабораторное уничтожение ассигнации, я вдруг сравнил его с маленьким самоубийством, настолько противоестественно и дико выглядел этот странный поступок.

Бельгиец Бернар Лиетар – один из самых оригинальных мыслителей, которые когда-либо брались за разработку психологической теории денег. В своих нетривиальных изысканиях он опирался на учение Карла Густава Юнга об архетипах. Лиетар предположил, что разновидность денег, которые мы используем, является выражением нашего коллективного бессознательного. А поскольку то, что мы не вносим в сознание, случается в нашей жизни как судьба, то и деньги в определенной степени являются ею.
«Архетипы по отношению к душе – то же, что инстинкты по отношению к телу», – говорил Юнг. У этих инстинктов есть интересное свойство. Если не давать им возможности реализоваться в жизни, возникают так называемые тени. Например, если человек не может действовать как Повелитель, то он становится либо Слабаком, либо Тираном. Неудавшийся Воин превращается в Садиста или Мазохиста, Любовник – в Наркомана или Импотента и т. д. Каждый архетип имеет две такие тени на случай подавления.
Лиетар 25 лет работал на мировых финансовых рынках: руководил созданием электронной платежной системы Бельгии, в 1987-1991 гг. был генеральным директором одного из крупнейших в мире валютных оффшорных фондов Gaia. Зная не понаслышке о том, что с деньгами связана жажда наживы и страх дефицита (эти эмоции как основу капитализма легализовал Адам Смит в конце XVIII в.), он сделал вывод, что они – не иначе как тени архетипа Великой Матери (Кормилицы), подавляемого многими цивилизациями в течение более чем пяти тысяч лет. На социальном уровне это проявлялось в распространении убеждения о том, что женщина – человек второго сорта, мнение которого не достойно внимания и судьбой которого управляет мужчина.

Совершая обширные исторические исследования, Лиетар обратил внимание на то, что когда общество позволяло женщинам быть относительно независимыми (Древний Египет и Европа в X-XIII вв.), наряду с «нормальными» деньгами в обращении была валюта, работающая несколько иначе. Ее отличительным качеством был демередж – плата за хранение. Копить такие деньги не имело смысла, поэтому все они вкладывались в экономику. «Тот, кто воспринял архетип Великой Матери, доверяет изобилию Вселенной. Необходимость в солидном банковском счете появляется лишь при нехватке доверия», – говорил в интервью журналу Yes! Лиетар. Основанием для подобного высказывания послужило то, что в течение многих веков Египет считался житницей Древнего мира, а Европа эпохи классического средневековья переживала строительный бум, во время которого было построено около 300 соборов, причем все – в честь Девы Марии. «Существует связь между почитанием женского архетипа, особенно архетипа Великой Матери, и возникновением денежных систем, способствовавших длительному изобилию», – пишет Лиетар в своей книге «Душа денег».

То, как женщина умеет обращаться с деньгами мужчины, однажды показала Настасья Филипповна в романе Достоевского «Идиот». В памятном эпизоде она приказала бросить 100 тысяч рублей в камин и предложила Гавриле Ардалионовичу вытащить их голыми руками. От внутренней борьбы Ганя потерял сознание, а купец Рогожин восхищенно повторял: «Вот это так королева!». Но, способна ли Великая Мать создавать собственные деньги? Философ и исследователь истории культуры Ричард Тарнас, автор книги «История западного мышления», полагает, что мы переживаем патриархальный кризис, а в наше сознание возвращается архетип Великой Матери. Так что в ближайшем столетии есть шанс это увидеть.

Exit mobile version