Наши деньги – одно из проявлений патриархата. Не пришло ли время стать им более женственными?
Бельгиец Бернар Лиетар – один из самых оригинальных мыслителей, которые когда-либо брались за разработку психологической теории денег. В своих нетривиальных изысканиях он опирался на учение Карла Густава Юнга об архетипах. Лиетар предположил, что разновидность денег, которые мы используем, является выражением нашего коллективного бессознательного. А поскольку то, что мы не вносим в сознание, случается в нашей жизни как судьба, то и деньги в определенной степени являются ею.
«Архетипы по отношению к душе – то же, что инстинкты по отношению к телу», – говорил Юнг. У этих инстинктов есть интересное свойство. Если не давать им возможности реализоваться в жизни, возникают так называемые тени. Например, если человек не может действовать как Повелитель, то он становится либо Слабаком, либо Тираном. Неудавшийся Воин превращается в Садиста или Мазохиста, Любовник – в Наркомана или Импотента и т. д. Каждый архетип имеет две такие тени на случай подавления.
Лиетар 25 лет работал на мировых финансовых рынках: руководил созданием электронной платежной системы Бельгии, в 1987-1991 гг. был генеральным директором одного из крупнейших в мире валютных оффшорных фондов Gaia. Зная не понаслышке о том, что с деньгами связана жажда наживы и страх дефицита (эти эмоции как основу капитализма легализовал Адам Смит в конце XVIII в.), он сделал вывод, что они – не иначе как тени архетипа Великой Матери (Кормилицы), подавляемого многими цивилизациями в течение более чем пяти тысяч лет. На социальном уровне это проявлялось в распространении убеждения о том, что женщина – человек второго сорта, мнение которого не достойно внимания и судьбой которого управляет мужчина.
То, как женщина умеет обращаться с деньгами мужчины, однажды показала Настасья Филипповна в романе Достоевского «Идиот». В памятном эпизоде она приказала бросить 100 тысяч рублей в камин и предложила Гавриле Ардалионовичу вытащить их голыми руками. От внутренней борьбы Ганя потерял сознание, а купец Рогожин восхищенно повторял: «Вот это так королева!». Но, способна ли Великая Мать создавать собственные деньги? Философ и исследователь истории культуры Ричард Тарнас, автор книги «История западного мышления», полагает, что мы переживаем патриархальный кризис, а в наше сознание возвращается архетип Великой Матери. Так что в ближайшем столетии есть шанс это увидеть.