О возможности изменения системы межбюджетных отношений сообщил вчера на коллегии Минфина вице-премьер Алексей Кудрин. Сейчас, по его словам, федеральный бюджет перегружен непрофильными для него расходами регионов: «Число субсидий и субвенций необоснованно возросло, а это усложняет администрирование». Между тем регионы могут решать свои задачи в сфере образования, здравоохранения, природопользования, ЖКХ и в других отраслях не за счет субсидий из федерального бюджета, а за счет переданных им дополнительных налоговых доходов, уверен Кудрин.
Часть налоговых доходов федеральный центр уже переуступил регионам: с этого года им передано 0,5% налога на прибыль (их доля выросла с 17,5% до 18%) и 100% акцизов на горюче-смазочные материалы. Ранее премьер Владимир Путин сообщал, что регионы получат 50 млрд руб. от налога на прибыль и 53-54 млрд руб. от акцизов.
Среди налогов первый кандидат на передачу регионам оставшиеся 2% налога на прибыль, полагает директор департамента Минфина Алексей Лавров. Передавать другие налоги, по его мнению, нецелесообразно: например, НДС слишком мобильный и тяжело администрируемый налог. Впрочем, и зачисление в региональные бюджеты 100% налога на прибыль тоже не оптимальный вариант, отмечает Лавров: база налога легко перемещается и зависит от внешней конъюнктуры. По прогнозу Минфина, в этом году федеральный бюджет получит 196,2 млрд руб. от налога на прибыль.
Возможно, вместо передачи налогов центр увеличит дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, отмечает источник, близкий к Минфину, речь может пойти и об обмене расходными обязательствами. По его словам, сейчас обсуждается серьезная оптимизация межбюджетных отношений перераспределение доходов и расходов. Но произойти это может не ранее 2010 г., оговаривается он.
Кризис серьезно ударил по бюджетам регионов. В I квартале их доходы отстают от плана на 13,5%, сообщил замминистра финансов Антон Силуанов: причина резкое сокращение поступлений от налога на прибыль, собран 51% от уровня прошлого года. По оценке Минрегионразвития, за I квартал доходы региональных бюджетов сократятся на 30-70%, за год на 1 трлн руб. Дефицит консолидированного бюджета регионов, по оценкам Минфина, составит по итогам года 800 млрд руб., на текущие расходы не хватит 292 млрд руб. Кредиторская задолженность по социальным обязательствам образовалась в Костромской, Новгородской и Иркутской областях, Калмыкии, Хакасии, сообщил Силуанов.
Чтобы закрыть дыру, правительство выделит дополнительные 150 млрд руб. на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и столько же на бюджетные кредиты. Объем субсидий регионам сокращен на 100 млрд до 394,3 млрд руб., субвенций увеличен на 32 млрд до 260,1 млрд руб.
Можно обсуждать любые механизмы преодоления кризиса, говорит первый вице-премьер Свердловской области Михаил Максимов, главное чтобы поддержка была. По его словам, за первые два месяца в области собрали на 70% меньше налога на прибыль, чем в 2008 г., в результате пришлось прибегнуть к бюджетному кредиту. «Все зависит от того, какие налоги будет предложено передать территориям», полагает замминистра экономики Ульяновской области Сергей Сорокин: в январе марте бюджет области исполнен без дефицита, «управление доходной частью осуществляется в ручном режиме».
Ситуация пока не критична, но государство слишком легко отказалось от запланированных объемов субсидий, сократив их сразу на 100 млрд руб., считает эксперт по межбюджетным отношениям Алексей Бирюков: фактически это дефолт по региональным обязательствам.
Показатели кредитоспособности регионов стремительно ухудшаются, констатируют аналитики S&P. В 2009 г. долговые обязательства регионов увеличатся на 25% до 200 млрд руб., в 2010 г. еще на 35% до 270 млрд руб., отмечает S&P. Регионы, доходы которых зависят от поступлений налога на прибыль, Самарская область, Санкт-Петербург, Москва сократят бюджетные показатели на 25-30%, в Ханты-Мансийском АО сокращение может достичь 50%.
Местные бюджеты, по словам Силуанова, пока в меньшей степени пострадали от кризиса, основной источник их доходов подоходный налог. По его данным, в среднем поступления этого налога за три месяца выросли на 5%. Он считает необходимым консолидировать муниципалитеты, в первую очередь те, в которых отсутствует доходная база.