Site icon Companion UA

Можно ли расценивать отставку министра топлива и энергетики накануне зимы как предупреждение президента главе Кабинета министров о готовящейся смене правительства?

Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:

– Нельзя рассматривать данный указ президента в столь категорической форме, здесь все намного сложнее. Сложнее потому, что ТЭК – это сфера, которая является центром притяжения многих заинтересованных бизнес-групп, ведущих острую, агрессивную конкурентную борьбу за влияние. Это не первая смена министра и, я думаю, не последняя, пока президентом будет г-н Кучма, который не может не реагировать на конкуренцию «в тени», приобретающую подчас очень жесткие формы.

Поставленный вопрос нужно рассматривать в контексте, во-первых, лоббирования и попытки восстановления контроля отдельными группами, если не монополии, то хотя бы восстановления былого контроля в энергосфере, который был утрачен в результате действий В. Ющенко и Ю. Тимошенко. А с другой стороны, речь может идти о стратегической задаче президента по созданию президентского конституционного большинства. Именно в таком контексте надо рассматривать эту отставку: речь идет не столько о предупреждении, сколько, возможно, о том, чтобы как-то осадить амбиции Анатолия Кинаха, который прекрасно понимает, что если такое конституционное большинство будет создано без него и ему не найдется достойного места в президентской избирательной коалиции, то он не будет перспективным премьер-министром.

Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:

– По моему мнению, А. Кинах останется главой правительства до конца выборов однозначно. С. Сташевский стал как бы «громоотводом» в ситуации с нехваткой запасов угля на зиму.

Кроме того, не исключено, что некоторые партии рассчитывают найти в топливно-энергетическом комплексе деньги на выборы – как известно, через ТЭК проходят огромные финансовые потоки. Такие опасения существуют, но я надеюсь, что этого не случится. Глобальную политику в энергетике определяет вице-премьер-министр Олег Дубина, и смена министра, на мой взгляд, не сильно повлияет на отрасль. Дубина контролирует ТЭК и, я думаю, он не позволит создавать какие-то схемы для откачки денег из энергетики.

Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:

– У меня лично нет информации, почему президент снял министра. Госслужащий отличается от министра тем, что госслужащего снимают за плохую работу. Политическая ответственность вовсе не означает плохую работу, а может означать множество других факторов. Раз он министр, то его могут снять по самым разнообразным соображениям.

Николай Томенко, директор Института политики:

– Это надо расценивать как понимание президентом того, что на этой должности должен быть представитель Донецкого региона, представитель своеобразного класса энергетической отрасли. То есть человек, который сможет контролировать отрасль, а также не дать ей превратиться в возможный субъект избирательной борьбы во время парламентской избирательной кампании. Я думаю, президент, понимая, что «шахтерская карта» будет активно использоваться во время избирательной кампании, должен подстраховать власть, в том числе и себя, от ее влияния.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– Думаю, что Анатолий Кинах не играет здесь ключевую роль. Этой отставкой и назначением ему еще раз показали, что будут делать так, как считают нужным на Банковой. Скорее, отставной министр – это та фигура, которая мешала реализации финансовых интересов «семьи». Г-н Сташевский был связан с В. Ющенко и А. Омельченко. А все эти разговоры на тему неготовности ТЭК к зиме – просто «дымовая завеса» или предлог.

Евгений Григоренко, первый заместитель руководителя Главного управления по вопросам экономической политики при Администрации президента Украины:

– Очевидно, вопросы, касающиеся отставки министра ТЭК, связаны с проблемами работы в отрасли, и они определяются не только подготовкой к зиме. В целом – это огромный комплекс вопросов, куда входят состояние приватизации в энергетике, тарифная политика и другие. В энергетике действительно много проблем, причем таких, которые не удалось решить министру. Очевидно, здесь и надо искать ответ на вопрос о смене руководства. Я не расцениваю это как предупреждение для правительства.

Алексей Кучеренко, народный депутат Украины, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:

– По моему мнению, пока не будет принят закон о Кабинете министров, любое правительство должно быть готово ко всему.

Что касается отставки С. Сташевского, то я как первый заместитель главы профильного комитета ВР Украины, которому было поручено выступать по вопросу оценки подготовки ТЭК к зиме, хочу подчеркнуть, что большинство народных депутатов нашего комитета склонны считать работу Кабмина и Министерства топлива и энергетики в сфере ТЭК недостаточной. При этом часть депутатов считает ее неудовлетворительной.

Оценивая деятельность ТЭКовского блока правительства, мы не ставили под сомнение подготовку отрасли к зиме. Это оперативный вопрос, и я не вижу оснований не верить уже бывшему министру, который заверял всю страну, что ТЭК готов к зиме. Тем более, что в последнем заявлении первого вице-премьера О. Дубины подтверждено, что все блоки атомных и тепловых станций почти на 100% готовы к зиме.

Давая оценку деятельности Кабмина, мы хотели убедить его в необходимости уделять должное внимание структурным преобразованиям в отрасли, развитию законодательства, определению стратегии стабилизации и развития ТЭК. Если вспомнить, сколько раз за последние шесть лет сменилось руководство отрасли, можно заключить, что налицо системный кризис взаимоотношений вокруг ТЭК. К сожалению, наверное, и в обозримом будущем здесь будет присутствовать больше политики, чем реальной экономики и здравого смысла. Тем не менее думаю, что предстоящие парламентские выборы и будущее правительство по-новому заставят нас взглянуть на многие проблемы как в ТЭК, так и в экономике в целом.

Валерий Коломойцев, народный депутат Украины, профессор, доктор экономических наук:

– Я считаю, что президент Украины принял абсолютно правильное решение, назначив министром Виталия Гайдука. Потому что В. Гайдук хорошо знает ситуацию в топливно-энергетической отрасли изнутри. Это человек, который доказал, что может заниматься реальным делом. Конечно, если в энергетике не будет наведен порядок, то, как не печально, но это может отразиться и на Кабмине.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

– Я не знаю точных мотивов этого решения, но я бы не стал рассматривать его как сигнал Кинаху. Дело в том, что С. Сташевский ведь не креатура Кинаха, а креатура А. Омельченко. Поэтому для Кинаха, на мой взгляд, назначенный министр как человек более профессиональный и способный решать широкий круг вопросов, – более надежный партнер в правительстве, чем Сташевский. Поэтому я считаю, что это, скорее, облегчает возможности Кинаха и укрепляет его позиции, чем ослабляет.

Александр Олийник, заместитель директора Института реформ:

– Як на мене, це послаблення позицiї Олександра Омельченка. Тому що в паливно-енергетичному комплексi сталося щось таке, що потребувало рiзких кардинальних кадрових рiшень. I тому менi здається, що це полiтичне рiшення.

Exit mobile version