Site icon Companion UA

В фокусе

перемены

С бега на спортивную ходьбу
Хотя онлайновая реклама является наиболее перспективным сегментом рекламного рынка, она также оказалась подвержена рецессии. Согласно исследованию PwC и британской ассоциации Internet Advertising Bureau, глобальные затраты на рекламу в Сети во второй половине 2008 г. выросли на 17,1%, достигнув 3,35 млрд. фунтов стерлингов. В 2007 г. аналогичный прирост оказался на уровне 38%. По сравнению с первым полугодием 2008 г. во втором увеличение составило символический 1% – это худший показатель за семь лет.

Наибольшей популярностью у маркетологов пользовалась поисковая реклама (+22%). Дисплейная реклама, традиционно привлекающая поставщиков IT и развлекательной продукции, осталась на прежнем уровне, хотя в первом полугодии показала 16%-й рост. И все же Интернет остался едва ли не единственным рекламным носителем, который за отчетный период показал позитивную динамику. Его доля в совокупных маркетинговых бюджетах достигла 19,8%, сравнявшись с печатными изданиями. Последние получили от рекламодателей на 6,7% меньше средств, чем годом ранее. По прогнозам СЕО рекламно-коммуникационного холдинга Publicis Group Мориса Леви, такое распределение должно сохраниться и в среднесрочной перспективе. Ранее его коллега из WPP Мартин Соррел предсказывал развитие кризиса по L-образной схеме: «Первая половина 2009 г. будет очень сложной, вторая – сравнительно легче. Только в 2010-м деградация рекламного рынка замедлится».


выводы

Источник устойчивости
Ответ на вопрос «Какие меры принимают компании для повышения финансовой и рыночной устойчивости в период кризиса?» на этот раз попыталась найти Технологии управления Спайдер Украина. Для этого компания провела опрос среди топ-менеджеров отечественных организаций, причем респонденты могли выбирать одновременно несколько ответов. Полученный результат практически однороден и не вызывает удивления. Так, большинство руководителей отметили, что для них основным инструментом сейчас является переход на более сжатые, чем раньше, сроки планирования. Вторым по популярности решением оказалось усиление контроля над реализацией живых проектов.


опасения

Европейское затмение
Пока экономика Евросоюза переживает не лучшие времена (в 2009 г. здесь прогнозируется спад на 1,9%), ее теневой сектор идет на подъем. В 14 наиболее развитых европейских странах рост неофициального сектора в нынешнем году ожидается на уровне 0,3-0,9%. Это особенно настораживает, учитывая, что последние 15 лет данный показатель стабильно сокращался. Таковы итоги исследования, проведенного профессором Фридрихом Шнайдером из австрийского университета Йоханнеса Кеплера.

Наиболее динамичный рост теневой экономики должен наблюдаться в Великобритании, Ирландии и Испании, а наименьший – в Австрии, Бельгии и Германии. В целом объем неофициального сектора в странах Старого Света сегодня варьируется от 10 до 25% ВВП. Для «новых европейцев» из бывшего соцлагеря этот показатель достигает 36-39%, тогда как для Молдовы и Беларуси – 50%, Украины – 57%, Грузии – 68%. Активизация теневой экономики во многом обусловлена увеличением налогов, ростом безработицы и нелегальной занятости. Как отмечается в недавнем докладе ОЭСР, это грозит миру ростом уровня бедности. Однако Фридрих Шнайдер убежден в обратном: если серая экономика в ЕС достигнет 25% ВВП, уровень жизни рядовых граждан качественно улучшится. «Уход в тень будет означать дополнительные заработки и расширение производства товаров, – поясняет исследователь. – Обычно люди трудятся неофициально (скажем, подрабатывают на стройке по выходным) не для того, чтобы накопить больше денег на банковском счету, а чтобы купить, например, новый телевизор».


надежды

Новая высота падения
Уже не с такой скоростью снижаются продажи автомобилей в Европе, как еще пару месяцев назад. В марте, по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), был зафиксирован минимум снижения за последние шесть месяцев. В частности, падение составило 9%, в то время как январский показатель равнялся 27%, а февральский – 18%. Такому своеобразному подъему рынка способствовало введение некоторыми правительствами мер по стимулированию приобретения потребителями новых авто.

За весь анализируемый период, который условно начинается с момента вступления в силу кризиса, сложнее всего пришлось автомобильным рынкам Исландии, Латвии, Литвы, Эстонии, Румынии, Ирландии и Болгарии.


ожидания

Инвестиционный голод
Кризис ликвидности на рынке недвижимости уже приносит свои плоды. Сфера, где вот уже несколько лет подряд правили балом иностранные инвесторы, потеряла своих наиболее активных игроков. Цифры говорят сами за себя: в 2007 г. на рынке было заключено сделок на рекордную сумму – более чем $530 млн., причем практически полностью за счет иностранного капитала. А уже в III квартале минувшего года, когда иностранные инвесторы стали массово выводить свои средства из страны, им на смену пришел местный капитал: украинские компании заключили пять транзакций почти на $130 млн. Однако, скорее всего, вслед за иностранным инвестором доверие к рынку могут окончательно потерять и местные инвесторы. Причиной тому, например в жилой недвижимости, по словам Натальи Доценко-Белоус, старшего юриста Василь Кисиль и Партнеры, могут стать массовые дефолты в строительной отрасли: «Законом №800 от 25 декабря 2008 г. мировой финансовый кризис признан форс-мажорным обстоятельством, что позволило многим компаниям приостановить проекты и отсрочить выполнение договорных обязательств. Наиболее массово дефолты затронули участников, которые предпочли целевые облигации». Дискредитация этого наиболее распространенного инструмента финансирования строительства, скорее всего, приведет к отмене использования данного вида облигаций и повторению опыта России, которая в декабре прошлого года вообще запретила привлекать средства от физлиц на этапе строительства.


возвращение

Ретро-фото
Рынок цифровых фотоаппаратов в Украине все еще перспективен, хотя и снизил темпы роста за истекший период нынешнего года. Надежд на его развитие после затишья придает низкое проникновение устройств в стране (на 100 человек шесть фотоаппаратов), а также продолжающееся вытеснение пленочных аппаратов цифровыми. Однако эта перспективность, скорее всего, проявится не в нынешнем году. По данным холдинга Unitrade Group, в 2009 г. рынок потеряет 34% в деньгах и составит $131 млн., тогда как в минувшем году было $200,1 млн. Иной была динамика и предыдущих лет – периода расцвета потребительского кредитования. Так, в 2007 г. рынок вырос на 70%, в 2008-м – на 18%, тогда как в этом году ожидается возвращение его на уровень 2006 г.

Что касается I квартала 2009 г., то это 140 тыс. проданных цифровых фотоаппаратов, что на 23% меньше, чем за аналогичный период 2008 г. За первые месяцы года снизилась также и средняя стоимость реализованных фотоаппаратов – с прошлогодних $205 до нынешних $175. Неизменной осталась лишь тройка лидирующих производителей – Canon, Sony и Olympus, которые, как и прежде, удерживают 60% рынка.


противоречия

На весах опасений

В ходе недавно состоявшихся дебатов их организаторы – фонд Эффективное управление и лондонская Intelligence Squared – стремились определить, стоит ли проводить в Украине во время кризиса глубокие экономические реформы.

Главными пунктами обсуждения стали цена вопроса и риски, связанные с такими действиями. Участники дебатов выразили согласие с тем, что реформы необходимы. Данная точка зрения основывается на необходимости повышения конкурентоспособности важных для страны отраслей. В противном случае, если реформы не состоятся, то и страна в целом, и ключевые отрасли экономики по отдельности еще долго будут преодолевать кризис. Одновременно с этим представители бизнес-среды выразили мнение о том, что реформы могут усложнить условия их работы. Истоки опасений как бизнеса, так и жителей страны, по мнению Ким Кэмпбелл, экс-премьер-министра Канады, – в отсутствии управленческих навыков в эффективном проведении реформ.


перспективы

Стабильность как лекарство
Активность на рынке IPO продолжает свое неуклонное снижение. На оздоровление рынка, по мнению Джил Форер, директора международной практики Эрнст энд Янг по оказанию услуг в области венчурного капитала и IPO, потребуется не меньше двух-трех кварталов макроэкономической стабильности и восстановление доверия игроков.
В II квартале 2009 г. было зарегистрировано только 50 сделок, сообщает Эрнст энд Янг, а объем привлеченных средств почти вдвое меньше результата IV квартала 2008 г. Причем большая часть из полученных $1,4 млрд. пришлась на развивающиеся рынки. Сравнение с I кварталом 2008 г. и вовсе удручает: тогда заключили 251 сделку, а привлечь смогли около $41,2 млрд.

75% капитала из первых результатов текущего года привлекли три компании. Первое место занимает Mead Johnson Nutrition, производитель детского питания, который привлек на Нью-Йоркской фондовой бирже $828 млн. На втором и третьем местах по стоимости сделок китайская компания Real Gold Mining Ltd. ($133,01 млн., Гонконгская биржа) и саудовская Etihad Atheeb Telecommunication Company ($79,95 млн., Эр-Риядская биржа). Самое большое число IPO в январе-марте этого года прошло в Южной Корее (восемь), Японии (семь) и Польше (шесть). Всего из 50 размещений 34 состоялись на развивающихся рынках. При этом лидерами среди отраслей снова оказались промышленный сектор (девять IPO), высокотехнологичный и сырьевой (по семь). По объему привлеченных средств картина выглядит иначе. Лидер – продукты питания ($843,1 млн.), далее следуют металлургия, горнодобывающая и бумажная промышленность ($162,2 млн.), телекоммуникации ($144,7 млн.).

Изменения произошли в прошлом году в требованиях для включения в двадцатку крупнейших сделок. Так, планка вхождения заметно снизилась. Если ранее минимум составлял $126,9 млн., то по истечении года – $6,84 млн. Требования для включения в «десятку» также снизились – $10,11 млн. в I квартале 2009 г. против $416,5 млн. в I квартале 2008-го.

Exit mobile version