Новости Верховная Рада 18 сентября приняла новую редакцию Закона «О выборах народных депутатов Украины» с поправками президента, которую Л. Кучма, по его словам, намерен подписать. По мнению большинства политиков, принятый избирательный закон в сложившихся условиях стал единственно возможным компромиссным вариантом между президентом и парламентом. В новой редакции избирательного закона учтено и требование президента о сокращении сроков официальной избирательной кампании со 170 до 90 дней, и требование пропрезидентских партий о праве участвовать в формировании окружных избирательных комиссий всех партий, представленных в парламенте, независимо от того, преодолели они 4%-ный барьер на прошлых парламентских выборах или нет. Уступкой со стороны президента, по мнению аналитиков, стала норма о замене сбора подписей, необходимых партиям и кандидатам-мажоритарщикам для того, чтобы зарегистрироваться в качестве участников избирательной кампании, денежным залогом. Политологи утверждают, что принятый избирательный закон больше похож на «победу» президента и пропрезидентских сил, чем на компромисс между главой государства и депутатами в отношении правил избирательной кампании. Сокращение сроков кампании, по мнению аналитиков, с одной стороны, уменьшит шансы оппозиционных к власти партий пройти в парламент (провести эффективную избирательную кампанию в условиях противодействия со стороны админресурса за 90 дней крайне сложно). С другой стороны, эта норма увеличит влияние президента на ход избирательной кампании. Так, политолог Виктор Небоженко считает, что чем больше сроки, тем прозрачнее процесс формирования списков и тем меньше шансов подготовить фальшивые бюллетени. «Когда же процесс ускоряется, – отмечает В. Небоженко, – на каждом этапе – печатание бюллетеней, формирование комиссий – возникают большие возможности для фальсификаций.» Единственная норма, которую президент «уступил» депутатам – норма о замене сбора подписей денежным залогом, – по мнению экспертов, мало повлияет на шансы крупных парламентских партий, поскольку сбор подписей большинством партий осуществляется с привлечением финансовых ресурсов. Поэтому для проходных парламентских партий эта норма только упрощает процесс регистрации кандидатов и партий как участников избирательного процесса. |
В октябре доверие населения к органам власти значительно увеличилось К такому выводу пришли специалисты фонда «Демократические инициативы» и компании «Социс» в результате опроса общественного мнения, проведенного в октябре текущего года. По мнению экспертов фонда, повышение доверия населения к органам власти обусловлено не действиями самой власти, а реакцией населения Украины на трагедию 11 сентября в США, которая заставила украинцев по-новому оценить стабильность в своей стране. Так, недоверие к президенту Украины уменьшилось (соответственно возросло доверие) на 12% (в сентябре баланс доверия-недоверия составлял 40%, в октябре – 28%), к Верховной Раде недоверие населения уменьшилось на 10% (с 52% – в сентябре до 42% – в октябре), а к правительству – на 5% (с 36% – в сентябре до 31% – в октябре). По данным опроса, возросло доверие населения и к руководителям органов власти. По сравнению с сентябрем 2001 года, доверие к Евгению Марчуку возросло на 9%, к Ивану Плющу – на 4%, к Анатолию Кинаху – на 3%. Тем не менее среди популярных политических лидеров Анатолий Кинах по балансу доверия-недоверия занимает второе после Виктора Ющенко место. Рейтинг же самого Виктора Ющенко постепенно падает (за последний месяц его баланс доверия-недоверия снизился с +5 в сентябре до – 3 в октябре). В то же время, по мнению специалистов, среди активных политических лидеров, несмотря на приближающиеся парламентские выборы, остается много таких, кого население практически не знает. Так, депутат, лидер всеукраинской партии «Яблуко» Михаил Бродский в рейтинге доверия занимает последние места, в то время как киевский мэр и лидер партии «Единство», несмотря на локальность его организации, известен в большинстве регионов Украины. |
Правительство намерено бороться с налоговыми льготами для предприятий с иностранными инвестициями Кабинет министров 22 октября принял решение препятствовать льготному налогообложению предприятий с иностранными инвестициями в Украине. Премьер-министр Анатолий Кинах отметил, что проблема льготного налогообложения предприятий с иностранным капиталом носит интегральный характер: с одной стороны, государство заинтересованно в эффективной защите прав собственника и инвестора, а с другой – в том, чтобы режим иностранного инвестирования учитывал долгосрочные интересы обеих сторон – как иностранных инвесторов, так и отечественных товаропроизводителей. Пока указанные интересы не учитываются в равной мере, и государство несет значительные убытки из-за того, что предприятия с иностранным капиталом отвоевывают для себя через суды льготы по оплате налогов, таможенных сборов и других платежей. По подсчетам Кабинета министров за январь-сентябрь 2001 года предприятия с иностранными инвестициями были освобождены от уплаты таможенных платежей на сумму в 310,3 млн. грн. А до конца года государственный бюджет по этой причине может недополучить около 1 млрд. грн. Глава Кабмина отметил, что предприятия с иностранным капиталом продолжают пользоваться налоговыми льготами, несмотря на то, что в 2000 году был принят Закон «О ликвидации дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и денег отечественного происхождения», который устанавливает равные условия налогообложения как для отечественных, так и для совместных предприятий. (Эта норма не касается предприятий, осуществляющих инвестиции согласно Закону Украины «О стимулировании производства автомобилей в Украине».) Эксперты отмечают, что обращение совместных предприятий в суд для восстановления своих прав на льготное налогообложение – вполне оправданная мера, поскольку принятый в 2000 году закон был направлен прежде всего на уменьшение злоупотреблений налоговыми льготами со стороны обычных отечественных предприятий (расследование СБУ подтвердило тот факт, что многие отечественные предприятия с целью получения налоговых льгот регистрировались как предприятия с иностранными инвестициями). Однако, утверждают эксперты, ликвидация налоговых льгот для совместных предприятий нанесла существенный урон по интересам настоящих совместных предприятий и инвесторов, вложивших в такие предприятия деньги. Принятое же правительством решение о борьбе с правом совместных предприятий на льготное налогообложение, по мнению эксперта Агентства гуманитарных технологий Татьяны Сытник, не решает бюджетных проблем, связанных с льготным режимом налогообложения. «В Украине существует большое количество других налоговых льгот, – отмечает Татьяна Сытник, – в частности, в металлургическом комплексе и сельском хозяйстве, которые приводят к более значительным потерям в бюджете, чем льготы для предприятий с иностранным капиталом.» |
У блока «За единую Украину!» появилась фракция в парламенте 23 октября народные депутаты Украины, члены депутатских групп «Трудовая Украина», «Регионы Украины» и фракции НДП в парламенте подписали соглашение о создании депутатского объединения «За единую Украину!», в которое войдут депутаты трех партий-участниц одноименного блока. Главы объединившихся фракций отметили, что создание депутатской группы – очередной шаг, который усилит координацию действий между участниками блока. Аналитики считают, что подобное объединение фракций в парламенте предоставит блоку возможность контролировать законодательный процесс, поскольку новоявленное депутатское объединение по численности уступает только коммунистам (депутатская группа «За единую Украину!» включает 85 депутатов). Впрочем, по мнению экспертов, следующий шаг по укреплению блока «За единую Украину!» продиктован не столько решением самих членов-участников блока, сколько желанием президента препятствовать его развалу. Так, политолог Александр Дергачев отмечает, что сейчас «все политические силы задумываются о конфигурации будущего парламентского большинства». Для президента, считают политологи, возможность сформировать пропрезидентское большинство в следующем парламенте связано с тем, удастся ли ему сохранить сильный пропрезидентский блок и за счет админресурса обеспечить высокий процент голосов избирателей. Подтверждением такой стратегии президентской команды, по оценкам экспертов, является и высказывание представителя президента в парламенте Романа Бессмертного о желательном сотрудничестве блоков «За единую Украину!» и «Наша Украина». Такие заявления, утверждают эксперты, свидетельствуют о намерениях президентской команды добиться сближения между блоком «За единую Украину!» и командой Виктора Ющенко в блоке «Наша Украина», чтобы повысить вероятность их объединения в новом парламенте. Сейчас блок «За единую Украину!» хотя и остается, как считают эксперты, нестабильным и полным противоречий, но тем не менее входит в четверку лидеров в рейтингах популярности политических блоков и партий. |