Site icon Companion UA

Россия пошла на беспрецедентные уступки при реструктуризации украинского газового долга. Но каждая из сторон имеет собственные «кулуарные» выгоды в этом процессе

Премьер-министры Украины и России 4 октября завершили многомесячный переговорный марафон и подписали Соглашение об условиях реструктуризации украинской задолженности за поставленный ранее российский природный газ. Как и следовало ожидать, в России и Украине результаты соглашения встретили по-разному. Но при этом мало у кого возникло сомнение, что самые главные договоренности состоялись за кулисами официального переговорного процесса, поскольку имели к газовой проблеме опосредованное отношение. «Весь парадокс украинско-российских газовых отношений по состоянию на сегодняшний день состоит в том, что газовую задолженность Украина экономически обслуживать не в состоянии. Поэтому долги за газ всегда были и продолжают оставаться инструментом политического торга» – к такому выводу приходят эксперты после безуспешных попыток вычленить «газовую» суть происходящего.

Начатая Ющенко революция в вопросах газовых российско-украинских платежей не состоится

Российско-украинские переговоры о погашении газовых долгов ведутся уже около 10 лет – с момента распада СССР и до сих пор. В течение этого периода менялись премьеры и условия долговых платежей, однако неизменной оставалась тенденция роста самого газового долга. В декабре 1999 года в Украине сменился очередной премьер. Для возглавившего Кабинет В. Ющенко (как он сам говорил) было делом чести «урегулировать раз и навсегда» газовые отношения с РФ. В итоге подготовка собственного долгового соглашения стала одним из его первых серьезных дел на новом посту. Как и первым поводом для критических выпадов президента Л. Кучмы.

При Ющенко были подписаны два российско-украинских «газовых» соглашения. Одно обеспечивало транзит газа в Европу. Другое гарантировало Украине необходимый объем поставок «Газпрома». Стержнем этой конструкции было обеспечение газового баланса Украины в объеме 78 млрд. куб. м и запрет реэкспорта сырья в Европу. Реэкспорт газа усложнялся введением украинским правительством запретительной экспортной пошлины в $140 за 1000 куб. м, делавшей газ неконкурентным для транспортировки в Европу. Конечной же целью являлось пресечение воровства газа и цивилизованное оформление задолженности. Несколько месяцев правительство двигалось к ратификации украинским парламентом соглашения о реструктуризации старого долга, который должен был быть оформлен в гарантированные государством евробонды «Нефтегаза Украины».

Комментировавшие эти соглашения эксперты тогда резонно замечали, что хотя взятые Киевом на себя обязательства и были достаточно «напряженными», главные последствия такого шага заключались в другом. «Экономика Украины обрушится, поскольку ее относительный рост в последние годы был достигнут, мягко говоря, за счет перераспределения российских энергоресурсов», – такой пессимистический сценарий развития ситуации прогнозировал в начале текущего года президент российского Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. Но в представлении В. Ющенко задача договора состояла в освобождении отечественной экономики от российского патернализма, приобретении Украиной статуса «платежеспособной страны», «раз и навсегда» покончившей с газовыми долгами. При такой постановке цели отечественную экономику ожидала настоящая революция, ибо «стать платежеспособными» должны были прежде всего лица, сколотившие на операциях с российским газом по оценкам осведомленного экс-главы «Нефтегаза Украины» Игоря Бакая целые состояния.

Полтора года, прошедшие со времени подписания соглашений, так и не увенчались революционными сдвигами в экономике. «Власти оказались политически не готовыми перевести экономику в режим рыночной конкуренции, раз и навсегда отказаться от роли «администратора», перераспределяющего российские ресурсы», – подвели итог премьерству Ющенко наблюдатели.

Празднование десятилетия независимости Украины ознаменовало собой смену приоритетов в «долговом» сотрудничестве.

Параметры нового российско-украинского договора «поражают воображение» российских аналитиков

Если в контексте украинских реалий новые переговорные позиции являются органичными, то у российских обозревателей параметры нового соглашения «поражают воображение».

Во-первых, новое соглашение Кинаха-Касьянова исходит из того, что власть больше не намерена стимулировать «платежеспособность страны». Следовательно, украинское правительство отказывается от суверенных гарантий по долгу и признает лишь корпоративные долги. Долг за газ остается корпоративным и будет оформлен облигациями НАК «Нефтегаз Украины», не обеспеченными гарантиями государства. Только в случае банкротства компании де-юре (а фактически компания банкрот уже сейчас) правительство изучит возможность трансформации корпоративного долга в государственный. Кстати, общая сумма так и не признанной Украиной задолженности за российский газ по некоторым оценкам составляла около $2,5 млрд., из них $1,4 млрд. – долги Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины». К моменту подписания последнего российско-украинского соглашения РФ сделала жест доброй воли и «простила» Киеву $1 млрд. долга. Российский премьер назвал этот шаг «демонстрацией учета украинских интересов».

Во-вторых, премьеры договорились, что долг будет реструктуризирован на условиях, близких к реструктуризации украинского долга Парижским клубом. Речь идет о реорганизации украинского газового долга на 12-летний срок с 3-летним льготным периодом. Условия считаются крайне выгодными для Украины, поскольку первоначально речь шла о рассрочке на 3-5 лет. Согласование величины купонной ставки по долговым ценным бумагам НАК было последним официальным препятствием для подписания договора, который, правда, вступит в силу только после ратификации законодательными органами обеих стран. По поводу такого решения у российских наблюдателей полное недоумение: они не видят рациональных объяснений тому, почему негосударственный долг реструктуризируется на тех же принципах, что и государственный. Ранее РФ настаивала на фиксированной купонной ставке в 10% годовых, а теперь согласилась на «LIBOR +1% годовых», т. е. всего на полпроцента больше, чем ставка по госдолгам Парижскому клубу. Дата эмиссии бумаг, с которой начисляются проценты, определена первым мая прошлого года, когда Минфин России и Украины подписали документ о выверении $1,4 млрд. долга. В качестве гарантии платежей Украина согласилась считать 30 млрд. кубометров газа, которыми Россия платит за транзит через территорию Украины. К 12-летнему сроку реструктуризации долга привязан также срок транзита российского сырья в Европу.

Наконец, третье, о чем договорились премьеры РФ и Украины, касается отказа России от жесткого требования введения Киевом запретительной пошлины на экспорт газа. Это означает, что Украина сможет легально продавать на Запад добываемый в стране газ. Примечательно, что еще в прошлом месяце посол РФ в Украине В. Черномырдин говорил: «Россия никогда не согласится с тем, чтобы Украина реэкспортировала российский природный газ в третьи страны или экспортировала свой в условиях его недостаточной добычи для обеспечения своих потребностей». Не исключено, что на такую уступку РФ пошла для того, чтобы договор все-таки вступил в силу. «Мы ратифицируем договор только в том случае, – разъясняет позицию заинтересованных в газовых вопросах парламентариев председатель комитета ВР по ТЭК Александр Гудыма, – если возможно будет экспортировать газ не только дополнительно добытый, но и сэкономленный на потреблении за счет энергосбережения.» А украинские правительственные чиновники уже готовят возможные схемы реэкспорта газа. «Реально можно будет экспортировать из квоты в 30 млрд., – приоткрывают свои намерения в правительстве, – а потребителям – возмещать за счет наращивания собственной добычи с новых месторождений».

Согласно официальным данным годовой объем потребления газа в Украине складывается из 18 млрд. куб. м собственной добычи и по 30 млрд. куб. м поставок из России и Туркменистана. Рост добычи газа в этом году составит 1,2 млрд. куб. м за счет введения в ближайшее время новых месторождений (Восточноказантипского и Западноказантипского) в Крыму. Таким образом, когда добыча достигнет 19,3 млрд. куб. м, страна может экспортировать 1,2 млрд. кубов. К 2004 г. Украина намерена добывать 25 млрд. куб. м газа, следовательно, экспорт в Венгрию, Словакию и Польшу к этому времени может составить 7 млрд. куб. м.

Российская сторона, в свою очередь, пока готова согласиться лишь «не препятствовать» и не просить установить какие-либо дополнительные режимы ограничения по экспорту газа с новых месторождений. «Это право любого государства, и любое государства должно им пользоваться», – объясняет свою позицию М. Касьянов. В ответ украинский премьер заверяет, что украинское правительство, рассматривая вопросы согласованных действий по рынкам сбыта природного газа, будет исходить из того, что Россия является одним из главных экспортеров газа в Западную Европу. И Украина со своей стороны будет делать все, чтобы не допустить дестабилизации рынка газа там путем односторонних несогласованных поставок. Иными словами, Украина (по версии премьера) обещает не демпинговать.

Независимые российские аналитики, ссылаясь на прежний опыт, не очень верят в способность официального Киева сдерживать обещания и оценивают «побочные заработки Киева» в несколько сотен миллионов долларов. «Реальный газовый баланс Украины, строго говоря, неизвестен, – цитируют российские «Ведомости» директора Независимого топливно-энергетического института Сергей Ежова. – При советской власти не было нужды в четком учете, поскольку была единая страна. И сейчас это очень закрытые вещи.»

Эксперты утверждают, что в новом соглашении слишком много геополитики с одной стороны и личной заинтересованности – с другой

При всем разнообразии оценок нового соглашения по обе стороны украинско-российской границы эксперты сходятся во мнении, что, во-первых, здесь «слишком много политики» и, во-вторых, слишком много «личной заинтересованности».

В связи с этим результаты, по мнению российских аналитиков Кирилла Рогова и Бориса Грозовского, могли бы стать предметом не только парламентского расследования, но и интереса спецслужб. Например, фактический отказ от каких-либо гарантий по газовому долгу, который Украина и так оплачивает не полностью и нерегулярно. Пытаясь оправдаться перед соотечественниками, кремлевские чиновники ссылаются на то, что Россия идет на договоренности, несколько ущемляющие ее интересы, по причине высшей, «геополитической» целесообразности. «Таким образом, – трактуют их позицию аналитики, – в Кремле решили, что если цивилизованные рамки сотрудничества слишком тесны для украинских политиков, то в Украине следует применить ту же схему, что и в Беларуси: прощение долгов в обмен на влияние. Видимо, ситуация декоративного суверенитета, так сказать, суверенитета за чужой счет (ибо газовые долги – одна из несущих опор украинской экономики), пока действительно является оптимальной для сохранения российского влияния.»

Украинские эксперты скептически относятся к такого рода объяснениям. Главный консультант отдела региональной безопасности Национального института проблем международной безопасности СНБОУ Виталий Кулик уверен, что причины уступок России намного приземленнее. «Первое: объединение энергосистем. Второе: Украина дала «зеленую улицу» российскому капиталу – он будет принимать участие в приватизации энергогенерирующих и энергораспределяющих станций и газотранспортных систем (ГТС). Сейчас можно сказать, что российские газовые компании будут иметь приоритет в приватизации украинских ГТС», – объясняет он причины российской уступчивости. С таким мнением соглашаются и другие наблюдатели, отмечающие, что весь согласованный комплекс вопросов, касающихся «Нефтегаза», так или иначе готовит почву для следующего шага – поглощения «Газпромом» ГТС. И изобретать там особые схемы не придется: в ход пойдет уже зарекомендовавшая себя т. н. «теневая приватизация».

Немаловажная деталь современного этапа украинско-российского сотрудничества – сближение военно-промышленных комплексов двух стран. Поэтому одним из условий российской газовой уступчивости, как полагают наблюдатели, могли бы быть обещания украинской стороны «не выходить» из сферы стратегического влияния соседа. «Не исключено, что в подтверждение долгосрочности таких обещаний украинская власть в нарушение Конституции продлит срок базирования военно-морских сил РФ в Крыму», – подводят итог кулуарной части переговорного процесса эксперты.

Что касается выгод для украинской стороны, то здесь, как считает депутат ВР Виктор Суслов, особенно значима такая «мелочь», как «непрозрачность» взаимных требований. В принципе, и российские аналитики отмечают, что, помимо чисто экономических выгод (таких как сроки реструктуризации долга и величины процентных ставок), украинские олигархи очень заинтересованы в настоящем соглашении из-за возможности реэкспорта российского газа. «Подпись г-на Кинаха под соглашением о реструктуризации долгов будет зависеть вовсе не от сложных споров по пошлинам, льготам и срокам, а от того, оставит Россия лазейку для реэкспорта газа или нет», – так оценивал представитель российской делегации истинные интересы украинской стороны.

Обращают на себя внимание в общем-то очевидные вещи. По каким-то неизвестным причинам за 10 лет вялотекущей дискуссии так и не была налажена четкая система учета и контроля при транспортировке газа. «Ситуация больше напоминает спор о том, какой стороне отмыть деньги за газ и на чей бюджет переложить эти расходы, – комментирует новое долговое соглашение депутат. – Потому что если было бы иначе, то шел бы разговор, и очень настойчивый, с созывом, может быть, международной конференции, с налаживанием очень четкой, объективной и прозрачной системы контроля за поставками газа.»

Сейчас даже для правоохранительных органов уже не тайна, каким образом на российском газе зарабатывались как российские, так и украинские состояния. Только в системе госкорпорации «Нефтегаз Украины» раскрыто 65 преступлений, совершенных в корыстных целях, в том числе 27 хищений. Из них 14 – в особо крупных размерах. В отношении должностных лиц «Нефтегаза Украины» возбуждено 17 уголовных дел. А сумма документально подтвержденных убытков от раскрытых в «Нефтегазе» преступлений составляет по меньшей мере 240 млн. гривен.

Поставит ли точку в таком размахе злоупотреблений подписанное премьерами соглашение? Эксперты в этом сомневаются.

Exit mobile version