Кабмин и НБУ демонстрируют полное взаимопонимание, но при этом имеют принципиально разные взгляды на решение ключевых экономических вопросов

За прошедшие два месяца правительство и НБУ сделали ряд совместных заявлений и провели несколько совместных заседаний. Всплеск активной совместной деятельности Кабмина и Нацбанка позволяет отдельным экспертам прогнозировать, что в ближайшее время будет утверждена программа совместных действий правительства и НБУ о проведении скоординированной валютно-курсовой и денежно-кредитной политики. (Собственно, к такому исходу призвал и президент, заявивший, что «Национальный банк и Кабмин должны обнародовать совместную программу действий по стабилизации национальной денежной единицы и обеспечению экономического роста в стране».)

Аналитики утверждают, что первые шаги в направлении программы совместных действий уже делаются.

Кабмин «дружит» с НБУ в надежде возобновить финансирование со стороны МВФ и активизировать кредитование комбанками реального сектора

«Пробой пера» можно считать совместное постановление Кабинета министров и НБУ «О сорока рекомендациях в разработке финансовых мероприятий по борьбе с отмыванием денег (FATF)» от 28 августа 2001 года.

Теракты в США стали поводом для следующего совместного заявления Кабмина и Нацбанка. И уже 14 сентября правительство и НБУ заявили, что они «полны решимости» в нынешней ситуации на международных финансовых рынках «закрепить достигнутые социально-экономические результаты путем проведения скоординированной реалистичной денежно-кредитной и бюджетной политики».

Затем 17 сентября появилась информация о том, что правительство и НБУ намерены создать совместную рабочую группу экспертов для усовершенствования банковской кредитной системы страны, а одной из ключевых задач этой группы станет подготовка предложений по приближению кредитных ставок коммерческих банков (в настоящее время составляющих 30-32%) к учетной ставке НБУ (на сегодня она установлена на уровне 15%). Снижение кредитных ставок, по словам премьер-министра А. Кинаха, позволит шире привлекать ресурсы банков для проведения структурных реформ и развития приоритетных направлений украинской экономики. (Но при этом, отмечают наблюдатели, рычаги такого «приближения» (впрочем, как и определение значимости того или иного «приоритетного направления») остаются достаточно непрозрачными и вряд ли будут широко доступными. Иными словами, правительство по-прежнему готово к задействованию достаточно сильного ресурса – «распределения государственных средств «для своих».)

Еще одним совместным начинанием правительства и НБУ стала отработка специальной программы наращивания золотовалютных резервов. Согласно прогнозам правительства и Нацбанка, отраженным в представленном в начале сентября проекте Государственной программы социально-экономического развития Украины на 2002 год, прирост золотовалютных резервов в следующем году составит $0,9 млрд. Глава совета НБУ Анатолий Гальчинский отметил, что в этом году НБУ уже много сделал, увеличив золотовалютные резервы с $1,5 млрд. до $2,3 млрд. Однако по сравнению с другими странами размер украинских золотовалютных резервов остается низким. В качестве примера А. Гальчинский привел Польшу, валютные резервы которой достигают $32 млрд., а также Болгарию (население которой в 5 раз меньше населения нашей страны) с резервами в $3,5 млрд.

Таким образом, создается впечатление слаженной и скоординированной деятельности двух ключевых в экономике макроигроков. Однако на практике декларации о намерениях часто не означают реализации таковых. Многие наблюдатели отмечают, что «четкая фиксация согласованных действий» Кабинета министров и Нацбанка в большинстве своем направлена на создание «положительных сигналов» во «внешний мир». Например, для принятия советом директоров МВФ окончательного решения по возобновлению кредитования Украины по программе расширенного финансирования (EFF). И как только руководство Фонда примет такое решение, утверждают аналитики, тут же появятся «разногласия» между НБУ и Кабмином. Ведь уже тот факт, что Минэкономики и НБУ не могут прийти к согласованному прогнозу роста ВВП, свидетельствует о несовпадении желаемого с действительным. Так, замминистра экономики Игорь Шумило отстаивает улучшенный годовой прогноз роста внутреннего валового продукта с 6,2 до 7,3% (оптимизм Минэкономики основывается на более чем 10%-процентном росте реального ВВП в первом полугодии этого года по сравнению с прошлым), тогда как директор департамента монетарной политики НБУ Наталия Гребеник утверждает, что Нацбанк не поддерживает улучшение прогноза. «У нас нет сейчас отраслей, которые могут давать такие толчки экономике», – сказала Н. Гребеник. Причина подобного несовпадения прогнозов, как отмечают наблюдатели, в следующем: правительство надеется распространить активно используемый в этом году опыт кредитования коммерческими банками АПК и на другие отрасли. Тогда как НБУ «не в восторге» как от самого опыта кредитования АПК, так и от перспективы его распространения.

НБУ продолжает настаивать на внимательном изучении банками платежеспособности заемщиков, несмотря на «дружбу» с правительством

А предприятия АПК, не рассчитавшись с предыдущими долгами (как сообщило информационное агентство «Интерфакс», украинские предприятия-производители сельскохозяйственной продукции к настоящему времени погасили около 20% задолженности перед коммерческими банками по предоставленным им кредитам), потребовали от правительства и Нацбанка 6,5 млрд. грн. для проведения осенних полевых работ. Вице-премьер по АПК Л. Козаченко тут же сообщил, что с обеспечением кредитов проблем нет, так как в стоимостном измерении собранный урожай составляет 15 млрд. грн. Однако при этом вице-премьер не вспомнил как об уже существующих долгах (коммерческие банки выдали в текущем году производителям сельхозпродукции кредитов на сумму 2,5 млрд. грн.), так и о влиянии на расчеты с комбанками падающих в последнее время цен на зерно. По мнению Л. Козаченко, решение проблемы привлечения кредитов (в данном случае – в АПК) прежде всего зависит от НБУ. По его словам, на ближайшее время уже запланировано проведение совещания в Нацбанке с целью обсуждения мер по обеспечению ресурсами комплекса осенне-полевых работ. Эти меры, которые согласно данным вице-премьера позволят привлечь сельхозпроизводителям к середине октября до 1,5 млрд. грн., будут касаться снижения стоимости денег на межбанковском рынке с помощью привлечения средств Госказначейства и активизации работы коммерческих банков по обслуживанию АПК. Как сообщил заместитель госсекретаря Министерства аграрной политики Украины Сергей Мельник, «Минагрополитики обратилось к Верховной Раде с просьбой увеличить (почти в два раза) объем средств, предусмотренных в бюджете-2002 для покрытия кредитных ставок тем банкам, которые будут предоставлять займы предприятиям АПК.» (При этом С. Мельник сообщил, что при Минагрополитики будет создана комиссия по вопросам возврата кредитов предприятиями АПК. «Некоторые надеются, что кредиты кто-то спишет или вернет за них, однако такого уже никогда не будет», – подчеркнул он.)

Но НБУ, в свою очередь, занимает в вопросе кредитования АПК намного более сдержанную позицию. Во-первых, НБУ неоднократно подчеркивал, что поддерживает банки в их стремлении получить реальные гарантии при кредитовании АПК. Например, председатель НБУ Владимир Стельмах заявил, что поддерживает стремление банков работать с непосредственными заемщиками. «А в банки идет Минагрополитики. Но ведь министерство за кредиты не отвечает. Поэтому какой банк должен с ним разговаривать?», – обрисовал ситуацию глава Нацбанка.

В. Стельмах отметил, что НБУ действительно создал условия для роста кредитования банками реального сектора, в частности, АПК. Но тем не менее глава НБУ продолжает настаивать на внимательном изучении коммерческими банками платежеспособности своих заемщиков (и в первую очередь это касается предприятий АПК). Более того, Нацбанк с 15 сентября начал применять штрафные санкции к коммерческим банкам (в размере 1% зарегистрированного уставного фонда банка-нарушителя) за каждый случай нарушения ими украинского законодательства или проведение рисковых операций. Нетрудно догадаться, что под определение «рисковые операции» подпадает и кредитование предприятий АПК.

Таким образом, обеспокоенный ликвидностью и надежностью банковской системы НБУ не столь оптимистичен в отличие от представителей правительства – относительно кредитования коммерческими банками предприятий АПК и распространения этой практики на другие предприятия реального сектора.

Продукт сотрудничества Кабмина и НБУ – усиление Госказначейства – может стать причиной финансовой дестабилизации

Намерения нынешнего правительства расширить поддержку отечественных производителей в 2002 году за счет механизма возмещения процентной ставки по кредитам, предоставляемым коммерческими банками, вызывает вполне закономерный вопрос: где взять деньги для этого возмещения? Напомним, что ресурс давления правительства на НБУ в вопросе снижения последним учетной ставки исчерпан. Нацбанк «перевыполнил» все планы, снизив учетную ставку до 15% годовых против запланированной в «Основах кредитно-денежной политики на 2001 год» учетной ставки на уровне 17-18%.

Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что для возмещения процентной ставки по кредитам, предоставляемым реальному сектору, будут активно использоваться деньги бюджетного Фонда развития, основным источником пополнения которого в следующем году станут средства от приватизации. Однако этим Фондом правительство не намерено ограничиваться, о чем свидетельствуют уже упомянутые слова вице-премьера Л. Козаченко, из которых следует, что меры по обеспечению ресурсами комплекса осенне-полевых работ будут касаться регулирования (с помощью средств Госказначейства) стоимости денег на межбанковском рынке. 28 сентября Государственное казначейство Украины и Национальный банк достигли принципиальной договоренности о размещении свободных остатков бюджетных средств Госказначейства на межбанковском кредитном рынке. «Мы уже достигли определенных договоренностей с НБУ, который не против проведения таких операций», – сообщил глава Госказначейства Петр Петрашко.

Напомним, что ранее НБУ отвергал возможность работы Госказначейства на межбанковском кредитном рынке – представители Нацбанка заявляли об отсутствии экономической целесообразности и соответствующей юридической базы. «Если Государственное казначейство начнет играть на межбанке, – утверждали представители НБУ, – средства налогоплательщиков будут подвергаться значительным рискам, механизмы хеджирования которых отсутствуют.» Теперь же НБУ согласился на размещение временно свободных средств Госказначейства на рынке МБК, вероятно, исходя из того, что его больше интересует состояние банковской системы, чем деньги налогоплательщиков, за которые он прямой ответственности не несет. То есть НБУ более заботит снижение рисков кредитования коммерческими банками реальной экономики за счет дополнительных ресурсов, полученных от обращения временно свободных средств Госказначейства.

Но это, как отмечают наблюдатели, таит в себе две главные опасности. Во-первых, аккумулируя средства Государственного казначейства у себя на счетах, НБУ единолично мог регулировать денежную массу на рынке. И средства немалые – объем бюджетных средств в банковской системе Украины оценивается более чем в 4 млрд. грн. Теперь же в Украине может появиться два центра «управления» денежно-кредитной политикой: Госказначейство не подчиняется НБУ, а значит, существует вероятность того, что оно будет самостоятельно определять, какой объем ресурсов в тот или иной момент «выбросить» на межбанк. А это, предупреждают аналитики, чревато финансовой дестабилизацией. Во-вторых, теперь и государство, и налогоплательщики не застрахованы от «прокруток» бюджетных средств на межбанке в ущерб своевременному финансированию государственных бюджетных программ. Кроме того, существует угроза продажи бюджетных ресурсов на межбанке «своим» банкам.

Вопрос, смогут ли Кабинет министров и Национальный банк найти компромисс и направить доходы, полученные от обращения временно свободных средств Госказначейства, в «нужное русло», остается открытым. Но если учесть неоднократные заявления А. Кинаха и других представителей его Кабинета о желании объединить «три в одном» – Минфин, ГНАУ и Госказначейство – то становится понятно, что Кабмин морально готов влиять на денежно-кредитную политику в Украине вместе с НБУ и… помимо него.

Залишити відповідь