Site icon Companion UA

Судьба нового закона о выборах не повлияет на начало избирательной кампании

Новости

Председатель Центризбиркома Михаил Рябец заявил, что Центральная избирательная комиссия 12 октября может не объявить о начале избирательной кампании, если на этот момент не будет соответствующей законодательной базы для проведения выборов.По его словам, ныне действующий закон во многих положениях не соответствует Конституции. Поэтому для того чтобы избирательная кампания началась 12 октября, подчеркнул председатель ЦИК, необходимо подписание президентом к этому сроку нового закона о выборах народных депутатов Украины.

Однако аналитики прогнозируют: вполне вероятно, что Леонид Кучма все же не подпишет принятый парламентом закон, поскольку он неоднократно указывал на то, что многие положения недавно принятого парламентом Закона «О выборах народных депутатов Украины» не соответствуют Конституции. Если события будут развиваться по указанному сценарию, то депутаты столкнутся с необходимостью в сжатые сроки усовершенствовать закон и направить его на подпись президенту.

Впрочем, комментируя ситуацию вокруг избирательного закона, вице-спикер парламента Виктор Медведчук заявил, что избирательная кампания начнется в срок – независимо от того, будет ли подписан президентом новый избирательный закон. «Действующий закон очень несовершенен, – считает Виктор Медведчук, – но если до 12 октября не вступит в силу новый закон о выборах, председатель Центризбиркома будет обязан объявить о начале избирательной кампании на основе старого избирательного закона.»

Минэкономики и НБУ прогнозируют ухудшение макроэкономических показателей уже в текущем году

Несмотря на то, что за последние несколько лет Украине удалось достичь значительных сдвигов в экономике, существует много факторов для «сдержанного прогноза» экономического развития в дальнейшем, заявил министр экономики и европейской интеграции Александр Шлапак. Подводя итоги развития украинской экономики за восемь месяцев текущего года, министр сообщил, что хотя рост ВВП за этот период составил 10,8%, инфляции – 3,3%, промышленного производства – 17%, вероятность ухудшения (под влиянием внешнеэкономических факторов) запланированных на текущий год макроэкономических показателей высока. Кроме того, подчеркнул А. Шлапак, уже в текущем 2001 году зависимость украинской экономики от экспортных отраслей уменьшится и возрастет роль отраслей, ориентированных исключительно на внутренний рынок и производящих готовую продукцию.

Более категорично оценил перспективы развития украинской экономики за счет сырьевого экспорта советник президента и председатель совета НБУ Анатолий Гальчинский. По мнению Гальчинского, один из основных факторов экономического роста 2000 года – благоприятная конъюнктура внешнего рынка – полностью исчерпал себя. Об этом свидетельствуют, во-первых, падение темпов экономического роста в мире с 4% в 2000 году до 2-2,1% в текущем. Во-вторых – прогнозируемая рецессия в США и Японии. Во-третьих – смена режима торговли с Россией. В-четвертых – проведение антидемпинговых расследований против украинских экспортеров (только в этом году по 45 группам украинских товаров проводится 19 антидемпинговых расследований).

Администрация президента пока не поддержала предложение перенести выборы в местные органы власти с весны на осень 2002 года

В конце сентября Леонид Кучма высказался категорически против проведения в разное время выборов в Верховную Раду и местные органы самоуправления.

Согласно действующему законодательству выборы в местные органы власти должны проходить одновременно с парламентскими выборами – в марте 2002 года. Однако в конце весны руководители ряда облгосадминистраций предложили перенести на осень 2002 года выборы мэров и депутатов местных органов власти. Возражая против предложений регионалов, президент отметил, что решение о перенесении сроков выборов в местные органы власти на более поздний срок спровоцирует продолжительную борьбу региональных элит, что негативно отразится на функционировании власти в Украине.

По мнению главы Администрации президента Владимира Литвина, «разведение» во времени местных и парламентских выборов нецелесообразно как с финансовой, так и с политической точки зрения. Так, В. Литвин сообщил, что согласно проведенным расчетам на одновременное проведение выборов в Верховную Раду и местные органы власти государству пришлось бы потратить около 492 млн. грн.: 392 млн. грн. – на парламентские и 100 млн. грн. – на выборы в местные органы власти. Если же выборы будут проводиться в разное время, то, по словам В. Литвина, указанная сумма увеличится на 75-80 млн. грн. Кроме того, подчеркнул руководитель президентской Администрации, если выборы в местные органы власти проводить в соответствии с действующим законодательством, то страна «будет парализована только до 31 марта 2002 года» (до завершения избирательной кампании. – Прим. ред.). При условии проведения местных выборов осенью 2002 года «паралич затянется до осени следующего года».

Впрочем, отметил Владимир Литвин, сейчас изучаются все «за» и «против» предложения о перенесении выборов в местные советы на осень следующего года. В этом вопросе, считает он, есть только один плюс – перспективные политики, которые не попадут в ВР Украины, будут иметь возможность попасть в местные органы власти.

Основные пропрезидентские силы все еще пытаются объединиться в один блок

В интервью одному из столичных еженедельников лидер народных демократов министр транспорта Валерий Пустовойтенко заявил, что такие партии, как «Трудовая Украина», Партия регионов и Аграрная партия должны немедленно определиться со своим членством в едином партийном блоке. (Блок, в который должны войти перечисленные партии плюс НДП в околополитических кругах получил название «ТУНДРА»). Иначе, подчеркнул В. Пустовойтенко, блок не будет создан вообще, и партии пойдут на парламентские выборы в индивидуальном порядке.

Напомним, что переговоры по созданию предвыборного блока, претендующего на статус «партии власти», между «Трудовой Украиной», НДП, «Регионами Украины» и Аграрной партией ведутся еще с весны этого года. По мнению экспертов, такая структура блока могла бы сделать его одним из самых перспективных на предстоящих парламентских выборах. В частности, «Трудовая Украина» обеспечила бы блок финансовым и масс-медийными ресурсами (газета «Факты», канал ICTV и СТБ), Партия регионов – административным (сети учреждений налоговой администрации по всей Украине), НДП – мощнейшей организационной структурой, Аграрная партия – многочисленным электоратом.

Тем не менее окончательное решение о создании блока пока не принято. Более того, среди возможных членов блока наблюдается постоянное брожение. Так, аграрии и Партия регионов постоянно упоминаются аналитиками в числе возможных членов блока Виктора Ющенко «Наша Украина». А НДП, по словам ее лидера В. Пустовойтенко, «более выгодно идти на выборы самостоятельно», так как «сегодня позиции НДП прочнее, чем четыре года назад».

Политологи отмечают, что изначально планируемая конфигурация «ТУНДРЫ» была выигрышной для всех ее участников, поскольку блок в таком составе, по самым предварительным оценкам, мог бы набрать около 15% голосов избирателей. В то время как шансы на самостоятельное преодоление 4%-ного барьера остаются только у НДП.

Впрочем, по мнению политтехнологов, не указанные аргументы станут решающим фактором в объединении перечисленных партий. Политолог Михаил Погребинский считает, что определяющую роль в судьбе блока «ТУНДРА» сыграет решение президента. «Если президент даст соответствующую команду, блок «ТУНДРА» состоится, – прогнозирует политолог. – Но если Л. Кучма пустит вопрос об объединении данных партий на самотек, самостоятельно им не удастся решить основной конфликтный вопрос – о лидерстве в блоке.»

Exit mobile version