Site icon Companion UA

Спасение утопающих, дело рук…?

Закон Оуэна гласит: увеличение числа безработных на один процент ведет к падению валового внутреннего продукта на два процента. Исходя из этого, логично было бы предположить, что государство в первую очередь должно быть заинтересовано в преодолении именно этого «экономического недуга». Ведь как можно прогнозировать рост ВВП при увеличении количества безработных? Но нет — похоже, для наших властей это вещи далеко не взаимосвязанные. По крайнее мере именно такой вывод напрашивается, если проанализировать действия Кабинета Министров и ВР с начала кризиса.


Фальш-старт


А начиналось все очень многообещающе. В конце декабря прошлого года Верховная рада Украины приняла в целом проект закона N3489 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения».


Данный законопроект предусматривал возможность увеличить средства «Фонда по безработице» за счет перевода части средств из «Фонда страхования по несчастным случаям на производстве» и «Фонда страхования по временной безработице». Также предлагалось до 31 декабря 2010 года освободить работодателей от обязанности бронировать 5% рабочих мест для категории населения, нуждающейся в социальной защите. Кроме того, украинские законодатели решили на год остановить действие норм законов, которые позволяют работодателям трудоустраивать иностранцев или лиц без гражданства без разрешения на трудоустройство.


Правда, уже тогда данный законопроект вызвал шквал критики. Эксперты утверждали, что защищает он в первую очередь население, вместо того, чтобы защитить работодателя — фактически, единственное звено в цепочке госвласти — рынок труда, способное действительно эффективно бороться с безработицей. Правда, те же эксперты добавляли, что лучше уж такие инициативы, чем никаких. Но по истечении почти полугода с момента появления законопроекта становится понятно: даже если хотели как лучше, все равно получилось как всегда. И сегодня антикризисные инициативы властей, направленные на спасение страны от безработицы, скорее ее усугубляют. Почему?


Кнут без пряника


По словам генерального директора Федерации работодателей Украины Владимира Грищенко сегодняшняя борьба с сокращениями и невыплатой заработной платы в украинских компаниях может привести к совершенно обратному результату. «Правительство выбрало механизм очень жесткого давления на предприятия за невыплату заработной платы, применяется фискальный аппарат, а выяснить реальную причину невозможности выплачивать деньги в полном объеме никто даже не пытается. Виноватым всегда оказывается работодатель», — сетует он. В то же время, по мнению В.Грищенко, такая политика приводит к тому, что вместо работы предприятия вынуждены выяснять отношения с прокуратурой, инспекцией по труду, налоговой, пенсионным фондом и так далее. А периодически возникающие заявления о том, что во всем виноваты недобросовестные работодатели, которые, прикрываясь словами про мировой финансовый кризис, перестают выплачивать зарплату и получают сверхприбыли, по его словам на практике приводят лишь к остановке работы предприятий и их закрытию.


Выходом из ситуации, по мнению гендира Федерации работодателей, могла бы стать поддержка малого и среднего бизнеса, причем в первую очередь поддержка в виде стабильного и понятного регуляторного поля с четко обозначенными и не изменяющимися правилами.


ЕВРО не спасет?


Поддерживать работодателей, а не работников, считает нужным и Кирилл Дмитриев, управляющий партнёр и президент инвестфонда Icon Private Equity. По его мнению, государству необходимо оказывать поддержку пусть и неконкурентоспособным, но системообразующим предприятиям. «Я ранее считал, что нужно оказывать помощь лишь стратегически важным предприятиям. Но в связи с кризисом моё мнение изменилось: необходимо кредитовать и сохранять и такие, поскольку это рабочие места», — констатирует К.Дмитриев.


Правда, добавляя при этом, что в то же время необходимо отдавать себе отчет и в том, что некоторые крупные предприятия, сколько бы их не поддерживало государство, никогда не станут конкурентоспособными. В этих случаях людям, работавшим на таких предприятиях, нужно обеспечить занятость в инфраструктурных госпроектах — строительстве железных дорог, автомагистралей, телекоммуникаций. Правда, Владимир Грищенко в занятость населения в инфраструктурных проектах не верит. «Когда говорят, к примеру, о строительстве дорог Рузвельта в США во времена Великой Депрессии, то почему-то забывают о причинах, по которым эта программа занятости сработала — был активно использован ручной труд! Дороги строились лопатой, кайлом, бурами и т.д. техники не было почти. Как сегодня на строительство современного автобана привлекать множество людей? А главное – зачем, что они будут делать? Щебень тачками возить?», — возмущается он.


Не надеется эксперт и на масштабные проекты, готовящиеся под ЕВРО-2012. «Возьмем пример с реконструкцией НСК «Олимпийский» в Киеве — он очень показателен. Был проведен тендер. Его выиграла западная компания, которая получила право на реконструкцию и государственные гарантии по оплате своих услуг. Инфраструктурный проект? – да. Мощный? – да. Но как и кто может заставить международную компанию использовать в качестве рабочих наших отечественных безработных? Строить должны профессионалы, которых, скорее всего, пригласят из европейских стран. В лучшем случае может какое-то число подсобных рабочих наших быть, да и то сомнительно, чтобы даже на такую работу брали всех подряд», — уверен В.Грищенко.


Так что пока вопрос, каким образом госвласти намерены бороться с безработицей в стране (пусть, согласно данным Госкомстата и не растущей, но особо и не спешащей падать) пока остается открытым. Хотя представители компаний-работодателей все чаще высказывают мнение, что, может быть лучше, чтобы государство вообще прекратило какую-либо активность в этом вопросе. А то ведь опять получится — как всегда.

Exit mobile version