Site icon Companion UA

Оптимизм падения

Ухудшение некоторых показателей в I квартале МТС-Украина расценивает не как падение, а как укрепление здоровья ее бизнеса.


Доходы операторов на большинстве потребительских рынков в течение первых месяцев текущего года стабильно падают. Операторы сотовой связи, несмотря на то что их услуги уже попали в число жизненно необходимых для многих потребителей, – не исключение. Подтверждение тому – отчет МТС по итогам работы в I квартале, обнародованный 22 мая. Напомним, что эта компания является открытым акционерным обществом, значительная часть акций которого (более 40%) находится в свободном обращении на Нью-Йоркской фондовой бирже и европейских внебиржевых рынках. Поэтому отчет весьма информативен, и главное – приведенным в нем данным можно доверять, тем более что там откровенно говорится не только об успехах, но и о потерях, чего подавляющее большинство украинских компаний не признает, даже де-факто находясь на грани краха.

Разумеется, говорить о крахе применительно к МТС не приходится. Да, консолидированная выручка группы, номинированная в долларах, снизилась на 24,0% в годовом исчислении – до $1,809 млрд. Но выручка, номинированная в национальных валютах, практически на всех рынках выросла: в России – на 7,5%, в Узбекистане – 28,1%, в Туркменистане – 69,7%, в Армении – 5%. И только в Украине она сократилась на 9,3%. Консолидированный показатель OIBDA группы, номинированный в долларах, снизился на 29,3% по сравнению с I кварталом 2008 г. – до $831,5 млн. (маржа по OIBDA составила 46,0%) из-за девальвации национальных валют и существенных инвестиций на создание монобрендовой розничной сети (включая приобретение ритейлеров).

Консолидированный чистый убыток составил $57,7 млн. Основная причина потерь – курсовая разница по номинированному в долларах долгу (без учета которой чистая прибыль составила бы $404,7 млн.). Общий долг МТС на конец I квартала составил $4 млрд., чистый долг – $3 млрд. Соотношение совокупный долг/OIBDA – 0,8 (у ее основного конкурента Вымпелкома это соотношение, по информации российских СМИ, составляет 1,7). В структуре долга на облигации пришлось 37%, кредитные линии – 35%, синдицированный кредит – 28%. Заимствования в долларах составляют 71%, в рублях – 19%, евро – 10%.

Между тем совет директоров МТС рекомендовал направить на дивиденды по итогам 2008 г. $1,16 млрд. Совет директоров Вымпелкома, получившего $524 млн. чистой прибыли, рекомендовал дивиденды не выплачивать. А акционеры Мегафона, третьего крупнейшего оператора России, ($1,78 млрд. прибыли) пока не разработали дивидендную политику.
Сумма дивидендов МТС на $100 млн. больше, чем составляли денежные средства и их эквиваленты на счетах компании в конце 2008 г. А ей предстоят и другие траты, например, погашение долгов, покупка оператора фиксированной связи Комстар-ОТС, инвестиции. На эти цели придется использовать заемные средства. В январе МТС занял в Газпромбанке €300 млн. на два с половиной года, а недавно рефинансировал кредит на $630 млн. и привлек 15 млрд. руб. ($472 млн.), разместив облигации со сроком погашения в 2014 г. Понятно, что при отношении долга к OIBDA, равном 0,8, и такой стабильно генерируемой выручке заемное финансирование не очень сложно получить и в нынешних условиях.







Процесс эволюции технологий должен соответствовать рынку


Андрей Дубовсков, генеральный директор МТС-Украина.


На украинском рынке, единственном из тех, где работает МТС, произошло уменьшение проникновения и сокращение вашей абонентской базы. Чем это объясняется?
Это закономерное следствие процессов, происходящих на рынке, которые направлены на улучшение абонентской базы. А вообще я негативно отношусь к описанию рынка по количеству эмитированных sim-карт. К сожалению, этот показатель любят СМИ и, к еще большему моему сожалению, профессиональные аналитики. По моему мнению, этот показатель не должен входить даже в первую десятку самых важных, характеризующих работу оператора. Но никто на рынке не берет на себя смелость исключить его из числа значимых.


Может быть, причина еще и в том, что инвесторы, которые часто не являются специалистами в телекоммуникациях, хорошо реагируют на рост такого понятного им показателя, который есть во всех бизнесах, как количество клиентов? Вот операторы и стараются.
Вы правы, но я бы отметил, что это не институциональные, а частные инвесторы. Специалистам же больше интересны такие показатели, как ARPU, вернее, даже не он сам, а источники его формирования.
Например, оператор может иметь самый высокий ARPU на рынке. Но при этом он может формироваться за счет высоких и потому непривлекательных тарифов и других аналогичных мер. То есть нарастить можно и ARPU, но за счет ухудшения самочувствия бизнеса.
Сейчас наш ARPU замешен на высоком уровне потребления при относительно низких тарифах. Такой рост мы считаем органическим.


Каких изменений базовых параметров бизнеса вы ожидаете до конца 2009 г.?
Думаю, что кардинально для нашей компании ничего не изменится. Несколько замедлится рост MOU, потому что он был очень сильным. Я считаю, что 400-500 минут в месяц – это тот уровень, который является предельным для среднего человека.
Надеемся на рост ARPU во многом за счет роста дохода от дополнительных услуг. Доля доходов от неголосовых услуг в общем доходе компании постоянно росла на протяжении всего прошлого года, а в I квартале текущего года мы преодолели отметку 20%. С моей точки зрения, это очень хороший результат.
Безусловно, в нынешнем году все операторы снизят инвестиционную активность. Причем как те, кто отстроил свои сети, так и те, кому их надо еще развивать. О $600-700 млн. в год, как это было недавно, говорить не приходится.


Может быть, в таком случае хорошо, что в этом году не будут разыграны лицензии на 3G.
Наверное, да. Возможно, это не благо для рынка с точки зрения развития технологий, но и катастрофы в этом нет. Ведь совсем не обязательно, чтобы на каждом рынке последовательно внедрялись все появляющиеся технологии. Если процесс эволюции технологий на украинском рынке будет соответствовать текущим инвестиционным возможностям и готовности потребителей, то это только благо для всех.

Exit mobile version