Site icon Companion UA

Концертом симфонической музыки, который состоится 18 сентября в Колонном зале им. Н. Лысенко, Национальная филармония Украины открывает новый, 138-й сезон.

КОНЦЕРТЫ

Концертом симфонической музыки, который состоится 18 сентября в Колонном зале им. Н. Лысенко, Национальная филармония Украины открывает новый, 138-й сезон.

В программе концерта – сочинения С. Рахманинова, В.-А. Моцарта и Р. Штрауса, которые прозвучат в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры и лауреата международных конкурсов санкт-петербургского пианиста Владимира Мищука.

Откроет программу знаменитый Концерт №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Композитор, сочинениям которого свойственны предельная искренность, экспрессивность и широкий размах, тончайший лиризм и сильная воля, создал этот опус в двадцать восемь лет, в пору расцвета своего удивительного дарования. Сочинение, соединившее юношеское вдохновение и зрелое мастерство, навеки вошло в золотую сокровищницу русского музыкального искусства и по сей день является одним из наиболее репертуарных произведений современной концертной практики.

Во втором отделении будет звучать музыка западноевропейских классиков – Симфония №40 соль минор Моцарта и симфоническая поэма «Дон Жуан» Р. Штрауса. Предвестницу романтических настроений в музыке XVIII века, Симфонию №40 соль минор Моцарта (которая входит в знаменитую триаду 1788 года, написанную композитором в предельно короткий срок), по образно-эмоциональной сфере музыковеды часто сравнивают с романом В. Гете «Страдания молодого Вертера». На концерте слушатели смогут оценить справедливость этого сравнения.

А симфоническая поэма «Дон Жуан», как известно, – одно из наиболее известных произведений Р. Штрауса. Композитор создал ее в 24-летнем возрасте по мотивам стихотворения немецкого поэта XIX века Н. Ленау. Произведение достаточно точно следует сюжету литературного первоисточника, а блестящее полифоническое и оркестровое мастерство Р. Штрауса особенно ярко проявилось в сцене маскарада и финале поэмы, воссоздающем гибель Дон Жуана. Вихрем проносятся ранее отзвучавшие музыкальные темы и затем, после грандиозного динамического нагнетания, в музыкальной ткани сочинения горестно звучит как бы повисший в воздухе аккорд, на фоне которого беспокойно «шелестят» струнные.

КОНЦЕРТЫ

Молодая талантливая органистка Валерия Балаховская 15 сентября откроет новый концертный сезон Национального дома органной и камерной музыки Украины. В ее исполнении прозвучит тематическая программа «Пассакалья», являющаяся частью крупного концертного цикла «От барокко до современности».

В XVII веке в западноевропейской музыке под названием «пассакалья» был известен медленный торжественный танец, которым было принято завершать празднества. При разъезде гостей существовал обычай повторять басовую партию в честь каждого отъезжающего семейства, но при этом верхние голоса каждый раз непременно видоизменялись. Со временем этот прикладной танец в европейской музыкальной культуре трансформировался в отдельный жанр. Он сохранил название пассакальи, но, утратив танцевальную первооснову, приобрел возвышенно-сосредоточенный, а иногда и трагический характер. Именно таковы пассакальи И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя, Д. Шостаковича.

Валерия Балаховская в новой концертной программе предлагает проследить историю этого интереснейшего жанра в органной литературе. Начнется концерт музыкой старинных немецких композиторов И. Керля и Д. Букстехуде. Затем последует блок сочинений И.-С. Баха, который, как известно, был не только гениальным композитором, но и непревзойденным органистом-виртуозом, создавшим огромный массив произведений для этого инструмента.

Во втором отделении будет представлена пассакалья в интерпретации западноевропейских романтиков: М. Регера, Й. Райнбергера и Ж. Боне. И в заключение – сочинение львовского композитора, живого классика отечественной музыкальной культуры

Н. Колессы, сумевшего абсолютно органично соединить европейский жанр с особенностями сугубо национального мелоса и музыкального мышления.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 18 сентября с сольной программой выступит солистка этого зала Наталия Лавренова (меццо-сопрано).

В концерте также принимает участие дипломант международного конкурса Ирина Харечко (орган). Программа Наталии Лавреновой, как всегда, стилистически выдержана, четко продумана, содержательна и интересна. На этот раз любители классики послушают в ее интерпретации вокальные сочинения старинных итальянских композиторов А. Кальдары, Д. Б. Перголези, А. Скарлатти, Ф. Дуранте, Б. Пасквиньи, немца К. В. Глюка и англичанина Г. Перселла.

В концерте также принимает участие дипломант международного конкурса Ирина Харечко, постоянный концертмейстер и творческий единомышленник Наталии Лавреновой. Тонкий музыкант, автор прекрасных органных аранжировок к «вокальным разделам» совместных программ, Ирина Харечко в этом концерте также представит ряд сочинений для органа соло.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Майстерня» открылась выставка графических работ киевских художников Тараса и Юрия Гончаренко.

Выставка, состоящая из 18 работ, имеет необычное название – «Привет, Франк». Этими словами начинаются все письма Тараса и Юрия к немецкому художнику-графику Франку Вале. Переписку с ним братья начали вести еще в 1989 году, а данная выставка, картины которой написаны в основном тогда, – своеобразная гамма эмоций, полученных в переписке с Франком. Немецкий художник подтолкнул Тараса и Юрия к переоценке ценностей в искусстве и смене техники: под впечатлением от работ Франка братья начали работать в авангардистском стиле. Так, Юрия особенно захватили цвета, увиденные им в работах зарубежного друга. Теперь его картины, насыщенные самыми яркими красками, кажутся почти неоновыми. В сочетании с авангардистским стилем и смешанной техникой они выглядят как вызов современному искусству: «пляска» сознательно несимметричных линий крайне формалистична и бессюжетна, что отталкивает и притягивает одновременно. У Тараса много общего с манерой брата: cмешанная техника, авангардистский стиль, по колориту работы столь же яркие. Но все же Тарас рисовал и рисует реалистичные полотна.

Выставка в галерее «Майстерня» продлится до 23 сентября.

ВЫСТАВКИ

Выставку работ, присланных на I Международный конкурс карикатур «Независимость», открыла в своем помещении галерея «Город «N».

На суд зрителя представлены 100 работ, отобранных из 400, присланных на недавно проходивший в Киеве I Международный конкурс карикатур. Придумал его еще два года назад киевский карикатурист Константин Казанчев, но только в начале 2001 года смог воплотить в жизнь (идею поддержала торговая марка «Пиво «Сiверське»).

На приглашение Казанчева откликнулись 153 автора из 24 стран мира, среди которых и профессионалы, и любители. Работы выполнены в разных техниках, на бумаге самых разных размеров. Тема карикатур заранее была определена условиями конкурса – независимость. Не только страны, но и личности, семьи, вероисповедания и т. д. Конкурс показал, что в мире независимость воспринимают по-разному, в особенности независимость нашей страны. Например, для бельгийского профессора украинцы – это стоящие перед шлагбаумом люди, мечтающие уехать за границу. А для нашего соотечественника свобода имеет четкую ассоциацию с мишенью (работа Н. Капусты, приз спонсоров). Самой оригинальной карикатурой стала работа известнейшего югославского карикатуриста, профессора и преподавателя Ю. Влаховича: для него независимость – это небольшой квадратик голубого неба среди многих безликих, черных квадратов огромной сетки-забора (1-я премия). Очень сильной оказалась и карикатура россиянина М. Златковского (3-я премия), на которой художник изобразил человека, вышедшего из клетки ценой рассечения собственного тела прутьями решетки. Эти работы вместе со многими другими и представлены на выставке. Они также опубликованы в каталоге, выпущенном накануне открытия экспозиции. Кстати, по словам Константина Казанчева, идея конкурса, кроме всего прочего, состоит также и в том, чтобы популяризировать Украину. Поэтому организаторы надеются, что конкурс станет ежегодным.

Выставка продлится до 29 сентября.

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Лада» представляет новые работы известного киевского художника Дмитрия Нагурного.

Дмитрий Нагурный – культовый художник своего поколения, которому сейчас за пятьдесят. В середине 70-х Нагурный окончил Киевский художественный институт (отделение монументальной живописи). Был любимым учеником такого мэтра, как Татьяна Яблонская. Создавал витражи, многометровые панно, великолепно владел рисунком, линией и ритмикой. Популярность ему принесла живопись в стиле современного гиперреализма, отличающаяся невероятной материалистичностью, напряженной сфокусированностью кадра, голографичностью каждой детали, фотографической точностью изображения. На столе в его мастерской всегда лежали каталоги новых автомобилей и других технических чудес. В своих полотнах Дмитрий Нагурный демонстрировал эстетику «вещизма» и гиперреализм наивысшего качества. Впрочем, прозаичный реализм художника одухотворен. В своих очень известных картинах «Уик-энд» и «Далеко от Киева» он противопоставляет пластику двух непохожих миров: только что созданного, жесткого, механического (автомобили), и извечного, гибкого, живого (женское обнаженное тело).

Известный искусствовед Дмитрий Горбачев на вопрос о том, как же очертить силуэт художественного мира Дмитрия Нагурного, назвал его «полистилистом» сложного профиля, объединяющего в себе два сильных начала: рационально-дизайнерский пластицизм и одухотворенную душевность. «Можно сказать, что его творческий диапазон лежит между земным и небесным,» – заметил искусствовед.

Работы, представленные на выставке, в принципе, не новы, не раз публиковались в арт-журналах и выставлялись в арт-галереях. Их извлекла из запасников мастерской художника его жена и муза Ольга. Помимо эстетики, ценность указанных работ еще и в том, что художник сейчас практически не создает ничего подобного, поскольку уже больше года расписывает фрески в соборе Святой Троицы в Македонии. Возможно, в ущерб живописи и ее любителям, но зато в угоду своим сокровенным желаниям: он с юности мечтал расписать храм.

Адрес художественной галереи «Лада»: ул. Городецкого, 12. (бывшая К. Маркса).

КИНО

На украинском лицензионном видеорынке представлен концептуально новый бельгийский фильм «Влюбленный Тома».

Дебютный полнометражный фильм бельгийского режиссера Пьер-Поля Рендерса «Влюбленный Тома», выйдя в 2000 году, вызвал заметное оживление в мире кино. В многотысячном потоке снятых и снимаемых сейчас картин он отличается технически, концептуально, сюжетно и базируется на вполне актуальной проблематике человеческой самоидентификации и дальнейшего развития всего человечества.

Главный герой фильма Тома на экране не появляется, слышен лишь его голос. Этому есть объяснение: у Тома агорафобия (боязнь открытого пространства), и последние 8 лет из своих 32 он не выходил из квартиры. Единственное его окно в мир – Интернет, с помощью которого он общается с родителями, заказывает продукты и даже реализует сексуальные желания. С одной стороны, Интернет для Тома – спасение, но с другой – клетка. Ему хорошо физически в закрытом пространстве, но тяжело психологически. Поэтому единственное, что может его заставить побороть болезненный комплекс, – любовь, которая подтолкнула бы героя фильма выйти в мир…

Пьер-Поль Рендерс избрал для своего дебюта в кинематографе серьезную проблему, умело, психологически тонко и весомо описанную его другом и сценаристом Филиппом Блабаном. Картина акцентирует внимание на развитии глобальной сети и мультимедийных технологий и на том, к каким последствиям это может привести человечество. «Действие фильма, – говорит режиссер, – происходит не через 20 лет, а в некой ипостаси настоящего, в параллельном мире, который мы с актерами и членами съемочной группы создали, смешав недавнее прошлое (50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы) с сегодняшними модными тенденциями (этническая волна, экология, безудержный либерализм…), но не претендовали на «футуристическое правдоподобие.» В картине много иронии и даже сатиры на двигающееся к технократии общество, но все же основной темой режиссер считает отношения между людьми. Рендерс говорит, что «фильм заставляет задуматься о взаимосвязанных элементах, которые составляют то, что обычно называется любовью: о физической притягательности; об очарованности другим человеком; о влечении к кому-то, совершенно непохожему на тебя; о потребности в любви; об умиротворении, испытываемом, когда тебя любят; о стремлении защитить или помочь; о желании превзойти самого себя; о самоотречении…».

КНИГИ

На украинском книжном рынке появилась антология «100 русских поэтов о Киеве» – уже вторая книга из этой серии. (Первой была антология «100 поэтов об Александре Пушкине», выпущенная перед 200-летием со дня рождения поэта.)

Составителем и первого, и второго сборников выступил известный поэт и переводчик Виталий Заславский. Собирать стихи о Киеве он начал около двадцати лет назад, поэтому коллекция получилась довольно объемная. В книгу вошли лучшие произведения Александра Пушкина, Константина Рылеева, Федора Тютчева, Валерия Брюсова, Иннокентия Анненского, Велимира Хлебникова, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Ильи Эренбурга, Владимира Маяковского, Николая Ушакова, Льва Озерова, Бориса Чичибабина, Ивана Елагина и многих других известных авторов из Украины, России, Германии, Израиля, США.

Художественное оформление антологии сделал талантливый график Виталий Митченко (автор Великого Герба Украины). Художественно-техническую редакцию выполнила лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко Любовь Ильченко. Кстати, эту книгу вполне можно было бы назвать и графической антологией, поскольку она вмещает графические работы 26 художников, среди которых такие известные имена, как Валерий Акопов, Александра Бабкова, Олег Блащук, Наталия Болдырева, Лидия Голембовская, Геннадий Полевой, Юрий Шейнис и др.

Антология «100 русских поэтов о Киеве», вышедшая в издательстве «Радуга», выдвинута на соискание художественной премии «Киев» в литературной номинации.

Exit mobile version