«Интерьер в агрессивном «техно», модный сегодня в Украине, – это десятилетнее прошлое мировой дизайнерской моды»

О том, что сегодня предлагает мировая дизайнерская мода и как эти идеи воплощаются в жизнь в Украине, «&» беседует с известными столичными дизайнерами Татьяной Савадовой и Георгием Сенченко.

«&»: Какие тенденции в оформлении интерьеров задают сегодня тон в мировой дизайнерской моде?

Г. С.: Сейчас в мире дизайнерского искусства нет жестких требований к оформлению интерьера. Популярен максимально «живой» стиль. В современной европейской квартире вы не найдете какого-то одного стиля в чистом виде. Мешают все подряд – модерн с «кантри», классику с «техно». Но этот «винегрет» должен быть стильным и очень продуманным. А интерьер в агрессивном «техно», модный сегодня в Украине, – это десятилетнее прошлое мировой дизайнерской моды.

«&»: Вы работаете с отечественными частными заказчиками достаточно давно. Изменились ли их вкусы и предпочтения за последние годы?

Г. С.: Наши клиенты были продвинутыми пять лет назад и остается таким же сегодня. Может быть, с заказчиками нам просто везет. Да и благодаря тому, что не привязаны только к частным интерьерам, выбираем тот заказ, который на данный момент нам наиболее интересен. Речь идет не только о деньгах. Важно, чтобы с человеком было психологически комфортно сотрудничать.

«&»: Значит ли это, что если вкусы заказчика не укладываются в вашу систему художественных ценностей, вы отказываетесь от работы?

Т. С.: Это зависит от того, кто обращается за консультацией. Если мы чувствуем, что человек хочет создать что-то красивое, но не знает, как это сделать, и он готов слушать, мы всегда работаем с таким заказчиком. На самом деле очень многое зависит от того, готов ли человек выслушать дизайнера без доли сарказма и самовлюбленности. Потому что не только деньги определяют положение человека в обществе и делают его вхожим в определенные круги. Может, к Украине на данном этапе это правило и неприменимо, но во всем мире именно так.

Если же ситуация с заказчиком обратная (а часто бывает и так), то считаем, что лучше уйти в сторону и отказаться от работы.

Конечно, мы учитываем его пожелания. Скажу больше – это основное, что мы учитываем. Ведь жить в «нашем» в интерьере ему. И то, что мы пытаемся как-то «отформатировать» предложение клиента, вовсе не значит, что ему навязываются наши взгляды.

Г. С.: В принципе, нас и приглашают для того, чтобы помочь облечь желания клиента в определенную форму. Ведь если бы заказчик четко знал, чего он хочет, ему было бы достаточно опытного прораба. Глобальное видение интерьера заказчиком является главным при формировании отдельных деталей. Мы зачастую учитываем не только пожелания клиента, но и его психологию. То есть пытаемся понять и почувствовать, что ему нужно.

«&»: Говорят, украинский потребитель более консервативен, чем западный, и с опаской воспринимает новые стили и течения. Вы такого же мнения?

Г. С.: Бывают разные ситуации. Например, недавно мы делали одной семье несколько интерьеров. Для младшего поколения оформляли квартиру в современном стиле. Когда эту квартиру увидели родители, они сказали: «Кажется, мы начинаем понимать прелесть современного стиля. И тоже смогли бы тут жить». Иначе говоря, если сделано хорошо и со вкусом, то людям нравится любой стиль. А по-настоящему консервативных украинцев не так уж и много.

Т. С.: Восприятие зависит от того, кто предлагает и как предлагает. Если очень прямолинейно, безапелляционно: или я делаю только так, или никак, то, естественно, многие заказчики не примут такой интерьер. Но если дизайнер сам готов меняться, экспериментировать, то и владелец квартиры воспримет даже несколько непривычные детали. Скажем, тот же современный стиль очень разнообразен. И в его рамках – как мягкие диваны, так и абсолютно жесткие, как металлическая мебель, так и деревянная. Если дизайнер готов это все соединить в законченный образ, заказчик останется доволен. Украинцы не консервативны. Они просто слегка растеряны. Ведь раньше не было ничего, а сейчас появилось столько товара, что часто не знаешь, что выбрать. Иногда мы сами испытываем такое же чувство. Потому что если ты видишь много красивых вещей, хочется использовать их все сразу.

С другой стороны, по-настоящему высококачественного, стильного, модного товара в Украине не так уж много. Это порождает «нерасширенное» восприятие дизайна нашими соотечественниками. В то же время поставщики боятся везти что-то новое в страну, так как не знают, будет ли на такой товар спрос. Получается замкнутый круг.

«&»: А как вы решаете сложившуюся проблему ограниченного выбора?

Т. С.: Это вообще одна из самых главных проблем дизайнера. Поэтому мы вынуждены сами ездить по фабрикам, заключать договоры. Например, когда делали «Новый канал», удалось связаться с одной из самых креативных фабрик Италии Ikami. И они не просто продавали нам мебель, а делали элементы по нашим чертежам. Тогда это было ново. И наши приоритеты с тех пор изменились. Использовать то, чем завален рынок, – скучное и неблагодарное занятие. Всегда интересно найти что-то новое. Скажем, однажды мы оформляли комнату с домашним кинотеатром. Техника была – супер. Но нам хотелось чего-то более необычного. Случайно в магазине увидели каталог одной известной компании. А там – фото домашнего кинотеатра, где акустика сделана в виде грамофонных труб. Мы поняли: это то, что нужно. Но, оказывается, что нужного нам цвета не производят. Тогда обратились с просьбой непосредственно в офис компании-производителя. И попросили не просто прислать громкоговорители, но и сделать их серебристо-серыми. Те согласились, правда, клиенту пришлось нести дополнительные расходы. Но он не возражал – был доволен, что получил настоящий эксклюзив.

«&»: Насколько большое влияние на качество дизайна оказывает бюджет проекта?

Т. С.: Конечно, дизайнеру проще работать, когда он не ограничен в средствах. Тогда можно покупать кресло в Финляндии, а диван – в Италии. Но далеко не всегда стоимость интерьера прямо пропорциональна его неповторимости. В Киеве есть дома с отделкой класса «хай-энд», но они не уникальны, похожих – десятки.

Мы сейчас ставим небольшой эксперимент: делаем очень малобюджетный интерьер. Хотим понять, что можно сделать за небольшие деньги. Пробуем работать в новых стилистиках, еще не принятых и пока немодных в Украине. Ведь в мире существуют не только шикарные интерьеры. Есть скромные, но не менее интересные разработки для обычных квартир.

Г. С.: У нашего потребителя какое-то стандартное восприятие ремонта квартиры. Сначала выравнивают стены, меняют сантехнику, пол. А уже потом на деньги, оставшиеся от строительных работ, покупают мебель. На Западе же все наоборот. Там не принято делать перепланировку в квартире, а пол перестилают только тогда, когда он прогнил. Хотя, например, в интерьере Гуччи пол практически прогнивший. Скажем, в квартире Микки Рурка стоит антикварная мебель XIX века и рядом – водопроводные трубы, которые актеру даже в голову не пришло «спрятать в стену». Он просто покрасил их под цвет обивки. И интерьер от этого не стал хуже!

«&»: А можно ли сравнивать развитие дизайнерского искусства у нас и во всем мире?

Г. С.: На самом деле западное понятие «дизайнер» отличается от нашего. Мы – по западному определению – декораторы интерьера. А дизайнеры – это люди, проектирующие мебель. Дизайн как таковой в Украине почти не развит. За 70 лет советской власти уничтожена украинская дизайнерская школа. Недавно мы видели в одном монастыре потрясающе вырезанный иконостас. Но я знаю, что если его сейчас захотят протонировать и покрыть лаком, то вещь будет испорчена. Потому что сегодня нет специалистов, знающих, как это сделать. А например, на одной из итальянских фабрик классической мебели 70% работ по резьбе делаются на специальных станках, потом до готовности изделие доводят вручную. На некоторых фабриках процесс изготовления очень стильной и дорогой мебели вообще практически полностью выполняется вручную. Подобной культуры производства у нас тоже нет. Да если бы и была, клиента все равно очень трудно убедить купить украинскую мебель. Он предпочитает заплатить дороже, но получить проверенное временем качество.

Т. С.: Ситуация с оформлением интерьеров в Украине ничуть не лучше, чем с дизайном. Сегодня у нас в этой сфере работают люди, как правило, получившие архитектурное образование. Их заботят прежде всего красивые линии, плавное перетекание одной формы в другую, математическая точность конструкций. То есть они пытаются «запихнуть» архитектурные принципы, предусматривающие масштабность, отточенность форм, в маленькую квартиру. Как в этом можно жить, я не знаю. Это пространство абсолютно не переживается, оно не масштабно времени, которое в нем протекает.

Скажем, в той же Франции к интерьеру относятся в первую очередь не как к дизайну, а как к среде обитания. Там даже в самой современной и «агрессивной» квартире обязательно стоит старое дедушкино кресло, которое передается от поколения к поколению, старинные статуэтки или семейные пожелтевшие фотографии. То есть все то, что передает преемственность поколений и формирует уют в доме.

К сожалению, в интерьерах украинцев все не так. Очень часто в доме все есть, все очень правильно стоит на своих местах, но жизнь там и не поселялась.

«&»: Как правило, дизайнера приглашают для того, чтобы создать действительно эксклюзивный интерьер. Может ли сегодня заказчик быть уверенным, что не увидит такого же оформления квартиры, скажем, у своего знакомого?

Т. С.: Не всегда. В большинстве случаев гарантии эксклюзивности зависят от имени и репутации дизайнера. Хотя «копировать» становится все более невыгодно. Ведь специалиста по интерьеру приглашают чаще всего не по рекламному объявлению, а по рекомендациям друзей, знакомых. А чтобы тебя рекомендовали, нужно не просто имя и связи, но и качество работы, порядочность.

Могу утверждать, что мы не повторяем интерьеров. Единственный наш «грех» – использовали для заказчика элементы интерьера, разработанного для своей квартиры. Просто у нас сложились такие хорошие отношения и настолько совпали вкусы и взгляды на жизнь, что мы не смогли ему отказать. А в остальных случаях – все дизайны разные. Хотя на самом деле не повторяться сложно. Как уже было сказано выше, в Украине очень мало стильной мебели, светильников, отделочных материалов. Это сковывает, даже если у дизайнера очень много идей.

«&»: Где вы черпаете идеи для новых дизайнерских разработок?

Т. С.: В голове, конечно. Но прежде чем там что-то черпать, нужно потратить энное количество лет, чтобы «загрузить» в голову информацию.

Бывает, идеи появляются в совершенно непредсказуемых местах. Ты куда-то спешишь, как всегда не поднимая головы. А когда вдруг поднимаешь глаза и видишь перед собой обычный обветшалый дом, то оказывается, что в нем есть такая линия, такие элементы! Конечно, много новых идей появляется, когда ездим за границу, общаемся со специалистами.

Г. С.: Кроме того, очень помогает художественное образование. Мы, например, изучали совершенно уникальный предмет – историю внешней культуры. Все это пригодилось сейчас. Потому что хотя в интерьере форма очень важна, есть еще и другие, не менее важные составляющие, что-то неуловимое. Обычно это называют духом дома. И создают этот дух именно «мелочи» – картины, гобелены, статуэтки и др.

«&»: Вы придумываете идею, но в жизнь ее воплощают другие люди – строители, мебельщики. И наверняка может случиться, что самая гениальная задумка дизайнера будет испорчена неудачной реализацией. Контролируете ли процесс воплощения вашей идеи в жизнь?

Т. С.: Строительных функций мы на себя не берем. Но обеспечиваем контроль всего процесса. В противном случае не можем нести перед заказчиком ответственность за свою работу.

Опыт показывает, что в наших условиях просто «авторского надзора» бывает недостаточно. В Украине мало действительно профессиональных строителей. Хотя мне директора десятков строительных фирм наперебой говорят: «Вы придите к нам. Мы обеспечим качество, которого вы не видели». Видели! Мастеров приходится «вытягивать» по крупицам. Из сотен «специалистов», которые проходят через нас, мы отбираем 2-3 настоящих профессионалов.

«&»: Бывали ли случаи, когда ваши идеи воровали? Что предпринимаете в таких ситуациях?

Г. С.: Бывает! Когда это случилось впервые, лет пять назад, мы были просто в шоке. Потому что эти идеи мы вынашивали долгие годы, а кто-то взял и воспользовался чужим трудом. Но с этим у нас ничего нельзя сделать. Например, на Западе копирование просто невозможно (я говорю о мире искусства). Потому что если там появляется какая-то идея, все понимают: делать то же самое – напрасный труд. И чтобы достичь успеха, всегда нужно предлагать что-то новое, свое. В Нью-Йорке даже есть клуб, название которого переводится как «Горький конец». Там играют музыкальные группы-неудачники. Не то чтобы они плохо делали свое дело. Я слышал выступление коллектива, ничем не хуже, чем у всемирно известной группы. Более того – музыканты копировали эту группу один в один. Что и определило их участь. Вторые там никому не нужны. Но у нас рынок настолько незаполнен, что можно пытаться быть вторым и третьим, рассчитывая при этом на успех.

СПРАВКА «&»

Дизайн-студия Unplug.

Владельцы – дизайнеры интерьеров Татьяна Савадова и Георгий Сенченко.

Татьяна Савадова окончила искусствоведческий факультет Киевской академии художеств. Работала в Москве. Среди самых известных проектов, которые она курировала, – «Пространство культурной революции» и «Выбор народа», подготовленные совместно с американскими художниками.

Георгий Сенченко учился на театрально-декорационном отделении живописного факультета того же учебного заведения. После окончания работал главным художником Театра на Левом берегу. С 1987 г. как художник, специализирующийся на современном искусстве, работал в Москве и за рубежом. Выставлялся в известных галереях Франции, Германии, США, Голландии, Великобритании и др.

С 1995 г. оба работают в Киеве в области дизайна интерьера и сценографии. Среди самых известных проектов – сценография концертов Патрисии Каас, Таисии Повалий, пятого фестиваля «Червона рута». Оформляли дизайн студий «Нового канала» и ICTV.

Среди частных клиентов – известные политики, бизнесмены, музыканты, актеры.

Залишити відповідь