Несмотря на появление закона о платежных системах, о жизнеспособности электронных платежей можно будет говорить лишь после того, как НБУ легализует конкретные механизмы их осуществления

В Законе «О платежных системах и переводе денег в Украине» дано следующее определение электронному документу: «Документ, информация в котором представлена в форме электронных данных, включая соответствующие реквизиты документа, в том числе и электронную цифровую подпись, и который может быть сформирован, передан, сохранен и преобразован электронными средствами в визуальную форму или на бумаге». Определение цифровой подписи, содержащееся в этом же законодательном акте, звучит так: «Совокупность данных, полученная с помощью криптографического преобразования содержания электронного документа, позволяющая подтвердить его целостность и идентифицировать лицо, которое его подписало».

Как видно, закон о платежных системах дает лишь общие понятия основных составляющих электронного документооборота. Для практического использования упомянутых понятий необходимо принять и разработать специальные законы, которые более детально урегулируют как саму систему электронной коммерции, так и нюансы применения упомянутых терминов.

В качестве доказательства суды наравне с бумажными будут принимать и электронные платежные документы

Одним из немногих четких положений закона является его ст. 18, согласно которой правовой статус электронного документа и цифровой подписи не отличается от правового статуса бумажного документа и чернильной подписи на нем. А норма, предусмотренная в ст. 40.1, звучит так: «Суды и органы досудебного следствия не могут отказывать в принятии как доказательства электронного документа и требовать предоставления бумажного документа». Однако здесь возникают вопросы по поводу практического использования этих положений закона.

Во-первых, насколько компетентны суды и органы следствия в оценке достоверности электронных документов? По отношению к платежным электронным документам право проводить оценку их достоверности закон возлагает на расчетный банк платежной системы. Логично было бы полагать, что оценку достоверности любого электронного документа (как и бумажного) должна делать судебно-следственная экспертиза. Возложение этих функций на расчетный банк следует рассматривать как решение частичное и временное.

Во-вторых, по закону ответственность за достоверность информации в электронном документе несет лицо, которому принадлежит цифровая подпись в этом документе. Однако не установлено, каким образом может быть идентифицирован владелец цифровой подписи, без чего ее практическое применение невозможно.

Таким образом, анализируемый закон обязует суды принимать в качестве доказательства именно электронные платежные документы, за достоверность которых несет ответственность расчетный банк. А вопрос о правомочности предъявления в суде в качестве доказательства, например, электронного контракта, остается открытым, по крайней мере, до принятия упомянутых выше специальных законов об электронном документе и цифровой подписи.

Электронные платежи по-украински полноценно заработают после издания целого ряда уточняющих подзаконных актов

В целом же анализируемый документ больше внимания уделяет не механизмам е-коммерции, а легализации различных типов систем электронных платежей. Однако и в этом случае возникает ряд вопросов, обусловленных декларативностью большинства соответствующих положений закона.

Так, закон предусматривает, что электронные платежные документы могут передаваться между участниками сделки как при помощи международных, так и внутригосударственных платежных систем. Внутригосударственные платежные системы могут быть банковскими и небанковскими. К банковским относятся системы межбанковских расчетов, внутрибанковские системы (для расчетов между подразделениями одного банка) и системы массовых платежей. При этом не совсем понятно, что же такое внутригосударственная небанковская платежная система. Можно лишь предполагать, что к этому типу будет принадлежать платежная система, которая может быть создана оператором (или группой операторов) электронной коммерции.

Конкретику в понятия систем электронных платежей внесет НБУ, который по закону должен разработать нормативные документы, предусматривающие обязательные требования к платежным инструментам, программно-техническим средствам, системам защиты информации и каналам связи. А также – порядок выдачи разрешений украинским банкам работать в международных платежных системах и правила работы внутригосударственной платежной системы.

В дополнение к этому на законодательном уровне должны быть урегулированы:

  • вопросы криптозащиты;
  • вопросы технической защиты информации;
  • рекомендации по защите информации при переводе денег (к помещениям, ответственным лицам);
  • ответственность (в том числе уголовная) при переводе денежных средств и др.

Отрадно, что почти одновременно со вступлением в силу этого закона НБУ подготовил к эксплуатации систему электронных платежей через Интернет – «Интерплат», которая является как бы практическим приложением данного документа. Однако в том виде, в котором «Интерплат» представлена широкой общественности, она прежде всего рассчитана на обслуживание розничного рынка (B2C). Для сделок типа В2В необходимо дальнейшее развитие правовой базы – в первую очередь принятие закона о цифровой подписи.

Геннадий Бондарович, заместитель начальника Центральной расчетной палаты НБУ, начальник Межбанковского процессингового центра

– В Законе «О платежных системах и переводе денег в Украине» не делается какой-то особый упор в сторону электронной коммерции, но в нем определены основные термины, так или иначе связанные с этой сферой, а также упорядочены вопросы организации работы платежных систем и управления ими. Напрямую же касаться электронной коммерции будут следующие законы, проекты которых сейчас готовятся: об электронном документе и цифровой подписи.

При этом для развития направления онлайновых платежей нужны не только упоминавшиеся законы, но и реальная высокая потребность в них на рынке (у банков, предприятий, пользователей) и необходимые инвестиции. Искусственные же методы стимулирования со стороны государства больших результатов не дадут.

Согласно закону основная функция по обеспечению безопасности онлайновых платежей в Интернете в области банковских систем возложена на НБУ. Однако с точки зрения безопасности появляющиеся сегодня в Украине системы Интернет-платежей вполне могут нормально работать в рамках одного банка (в этом случае все возможные риски возлагаются на этот конкретный банк).

Алексей Гришин, генеральный директор компании «Пэйкэш Украина»

– Хотя Закон «О платежных системах и переводе денег в Украине» в достаточной мере описывает общие правила работы на рынке, необходимы еще и подзаконные акты, которые детализируют не урегулированные законом моменты и окончательно формализуют правила работы. Остается лишь пожелать НБУ учитывать при подготовке соответствующих нормативных документов развитие новых технологий, в т. ч. и в области осуществления онлайновых платежей, например, технологии «цифровых денег».

Залишити відповідь