Использовать «скрытые» возможности для предоставления Интернет-услуг с выгодой для себя могут не только Интернет-провайдеры, но и компании, не связанные напрямую с этим бизнесом

О том, какие для этого существуют возможности и бизнес-модели, «@» рассказывает менеджер консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers Сергей Сичкар.

«@»: Сергей, не секрет, что одна из главных проблем для Интернет-провайдеров – низкий платежеспособный спрос потребителей и недостаточный парк ПК. Из вашего опыта, какие дополнительные возможности существуют для расширения пользовательской базы?

С. С.: Например, можно обеспечить массовых пользователей доступом к Интернету по сравнительно низкой цене, хотя и не самого высокого качества. Конечно, качество имеет большое значение, и очень скоро согласно тенденциям в развитых странах качество связи (в первую очередь пропускная способность и стабильность работы канала) станет важнейшим конкурентным преимуществом провайдера услуг Интернета. Но сегодня в Украине большинство потребителей были бы удовлетворены информацией, которая не требует широких каналов доступа – текстом с незначительным объемом мультимедиа-данных (новости, магазины, чат, обмен файлами, почта, поиск информации и т. п.).

«@»: А кто, кроме провайдеров, может предоставлять недорогие услуги доступа?

С. С.: Еще одна возможность в области организации доступа к Интернету в нашей стране – создание Интернет-кафе и клубов, которые весьма популярны среди молодежи. Кроме того, в настоящее время и крупные отечественные телекоммуникационные операторы уже предпринимают реальные шаги для того, чтобы сделать предоставление такого доступа услугой массового потребления. Фактически это следствие еще одной общемировой тенденции – конвергенции телекоммуникационных услуг (когда полный спектр услуг – кабельное телевидение, Интернет, связь стандарта 3G и т. д. – предоставляет одна компания). Ведь стоимость введения дополнительной услуги на базе уже существующей инфраструктуры, развитой клиентской базы и опыта управления отношениями с ней относительно невелика, при этом трафик существенно увеличивается, позволяя получить дополнительную прибыль.

Перспективным представляется также использование технологий, обеспечивающих доступ к Интернету без компьютера, например, WebTV. С помощью таких сравнительно недорогих приставок (есть приставки дешевле $200), подключаемых к обычному телевизору и телефонной линии или кабельному телевидению, многие жители Украины, не имеющие ПК, могли бы получить возможность работать с Интернетом. С учетом того, что по разным оценкам в Украине имеется всего 1-1,5 млн. ПК (большинство из которых установлены в учреждениях), использование такой менее дорогой технологии может быть весьма актуально.

«@»: Однако воспользоваться подобными услугами можно далеко не во всех населенных пунктах Украины. Существуют ли способы организовать доступ к Интернету в регионах, не требующие больших затрат на создание телекоммуникационной инфраструктуры?

С. С.: Существуют. В частности, бизнес-стратегия для развития данного доступа с использованием уникальных возможностей организаций, имеющих широкие дистрибьюторские сети или представительства в регионах Украины. Например, банки с большим количеством отделений, почта, «сбытовые» компании. Многие из этих территориально-распределенных структур имеют внутрикорпоративные сети, объединяющие региональные подразделения через спутниковые и наземные каналы. У этих сетей достаточно высокая пропускная способность, которая полностью не задействована. Поэтому такие организации могут предоставлять услуги конечным потребителям на местах через свои корпоративные сети, имеющие шлюзы в Интернет. Обеспечить доступ конечных потребителей к украинским ресурсам на вполне приемлемом уровне (как по цене, так и по качеству) можно, например, используя региональные точки обмена трафиком.

На практике это выглядит следующим образом. Для передачи внутрикорпоративного трафика компания может создать закрытую частную сеть (VPN), а остальную (незагруженную) емкость канала предоставить обычным пользователям Интернета в населенных пунктах, где у нее есть филиал или представительство. Преимущество для пользователей здесь в том, что они смогут получить доступ к Сети через dial-up по местным телефонным линиям, а не дозваниваясь по междугородней линии к ближайшему Интернет-провайдеру. Компания же, предоставляющая такие услуги, сможет не только заработать дополнительную прибыль, но и при правильном выборе стратегии достичь синергии со своим основным бизнесом.

Можно также предоставлять Интернет-услуги непосредственно в почтовых отделениях или филиалах банка. Такой подход позволяет организации эффективно использовать собственные ресурсы и предлагать жителям населенного пункта, не имеющим доступа к Сети и даже собственного ПК, услуги в области электронной коммерции, доставку информации, удаленное банковское обслуживание и пр. Примеры реализации подобных проектов в Украине уже есть – в холдинге «Приват» (куда входит, в частности, «ПриватБанк») Интернет-услуги пользователям недавно начала оказывать компания «Приват-Онлайн».

СПРАВКА «@»

Сергей Сичкар, менеджер консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers. Отвечает за технологические и e-business решения в украинской практике консультаций по управлению. Имеет опыт управления проектами в области разработки и внедрения финансовых систем и систем управленческой информации, разработки стратегий электронного бизнеса, бизнес-планирования, планирования технической инфраструктуры и анализа рисков информационных систем.

Залишити відповідь