Выгодная предпринимателям реформа в сфере стандартизации и сертификации осложнена непонятностью оформивших ее законов

Новые правила игры, регламентирующие отношения между «империей Госстандарта» и предпринимателями, изложены в трех законах, датированных 17.05.2001 г. – «О подтверждении соответствия» №2406, «Об аккредитации органов по оценке соответствия» №2407 и «О стандартизации» №2408.

Эти документы, по словам первого заместителя председателя Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта) Украины Геннадия Миронюка, характеризуются не только тем, что предусматривают кардинальное изменение существующей системы стандартизации и сертификации, – они отличаются еще и сложностью (для понимания) их текстов. Причем настолько, что 25.06.2001 г. премьер-министр Анатолий Кинах издал поручение, в котором обязал Госстандарт принять меры для скорейшей реализации новых законодательных актов.

Тем не менее и «недореализованные» законы позволяют увидеть разницу между существующим положением дел в сфере стандартизации и сертификации и грядущей реформой.

Стандартизация станет относительно добровольной процедурой

По мнению Геннадия Миронюка, самое важное нововведение состоит в том, что стандарты перестанут быть обязательными и будут применяться на добровольных основаниях. Но в чистом виде этот принцип действовать не будет. Дело в том, что в соответствии со ст. 12 Закона «О стандартизации» применение стандартов или их отдельных положений становится обязательным:

  • для всех субъектов хозяйствования, если это предусмотрено в технических регламентах либо иных нормативно-правовых актах;
  • для участника соглашения (контракта) о разработке, изготовлении или поставке продукции, если в нем есть ссылка на определенные стандарты;
  • для производителя либо поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции определенным стандартам или применил обозначение этих стандартов в ее маркировке;
  • для производителя и поставщика, если его продукция сертифицирована в отношении соблюдения требований стандартов.

«Значимость этого положения состоит в том, что у производителя теперь нет необходимости как раньше – до мелочей – соблюдать все требования госстандартов, без чего продукция просто не выпускалась в обращение, – утверждает г-н Миронюк. – Ранее на разработку стандарта уходило до двух лет, на его введение – еще год. За это время в науке могли произойти важные открытия, которые кардинально меняли технологический процесс. Но использовать эти достижения в производстве часто не представлялось возможным в связи с наличием обязательных требований государственного стандарта, что, естественно, тормозило применение новых технологий. Отныне обязательные к всеобщему исполнению нормы содержатся только в так называемых технических регламентах, которые будут предъявлять требования в основном к безопасности товара.»

Техрегламенты могут превратиться в инструмент недобросовестной конкуренции

С учетом того, что технические регламенты станут основным контрольным средством государства над допускаемой в оборот продукцией, Закон «О стандартизации» придает им особый статус. Говорит главный юрисконсульт ЧП «Градобудсервис» Владимир Зыков: «При том, что раньше такого термина в нашем законодательстве не существовало, технический регламент становится ключевым понятием в измененном правовом поле, регулирующем сферу стандартизации и сертификации. Но, к сожалению, расплывчатость понятия технического регламента как юридического термина в Законе «О стандартизации» не дает возможности его однозначного определения и затрудняет для предпринимателей его понимание. Также из закона не совсем понятно, кто должен его принимать. Например, многие предприниматели предполагают, что технические регламенты будут приниматься Госстандартом и вводиться его нормативными документами».

Подходы к легализации регламентов несколько прояснила в разговоре с корреспондентом «&» советник председателя Госстандарта Украины Наталия Рудовская. По ее словам, технические регламенты, выступающие аналогами Директив Европейского Сообщества (ЕС), будут появляться в виде законов (например, «О молоке и молочной продукции», «О мясе и мясопродуктах», «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О сельскохозяйственном и продовольственном сырье») и постановлений Кабмина.

Впрочем, даже после такого пояснения вопросов меньше не стало. «В данном случае становится актуальным вопрос предпринимательского контроля над процессом подготовки и утверждения технических регламентов, – говорит Владимир Зыков. – С одной стороны, зная стиль работы наших депутатов, можно смело утверждать, что разработка тех или иных регламентов затянется на годы. И ожидаемый переход на европейские требования стандартов превратится в долгосрочный вялотекущий процесс. С другой – наше правительство (хотя и работает в более оперативном режиме, чем парламент) в значительной мере подвержено влиянию экономических групп, и тот или иной регламент может стать еще одним инструментом недобросовестной конкуренции.»

Тема технических регламентов актуальна еще и потому, что это понятие играет значительную роль и в Законе «О подтверждении соответствия». Так, согласно ст. 7 этого документа, процедура подтверждения соответствия в законодательно регулируемой сфере (то, что раньше называлось обязательной сертификацией) является обязательной для производителя, поставщика или уполномоченного органа по сертификации. В законодательно нерегулируемой сфере (ранее – добровольная сертификация) эта процедура может осуществляться на добровольных основаниях.

«Анализируя закон, – комментирует Владимир Зыков, – можно сделать вывод: именно техническими регламентами вводится процедура обязательного подтверждения соответствия для отдельных видов продукции, которая может составлять опасность для жизни и здоровья людей, животных, растений, а также имущества и охраны окружающей среды.»

Иногда декларирование избавит от сертификации. Но последняя может оказаться проще и дешевле

Новые законы все же предусматривают легальную возможность пройти обязательную процедуру подтверждения без применения техрегламентов. «Согласно Закону «О подтверждении соответствия» после введения в действие технических регламентов Госстандарт официально опубликует перечень национальных стандартов, добровольное применение которых может восприниматься как доказательство соответствия продукции требованиям технических регламентов, – отмечает г-н Зыков. – Кроме того, в законе говорится, что производитель и поставщик имеют право подтвердить соответствие продукции требованиям технических регламентов иными, чем соответствие стандартам, путями.»

В данном случае речь идет еще об одной важной составляющей реформы. Говорит президент Ассоциации качества Петр Калита: «Согласно новому закону соответствие продукции требованиям, установленным законодательством, можно подтвердить сертификатом соответствия (как это было раньше) и декларацией о соответствии (чего раньше не было). Декларация о соответствии – это процедура, с помощью которой производитель под свою полную ответственность (в т. ч. и на предмет применения финансовых санкций) документально удостоверяет, что продукция соответствует установленным законодательством требованиям. Однако производитель вправе составить такую декларацию только в том случае, если это предусмотрено техническим регламентом. Если к продукции предъявляют более высокие требования по безопасности, то тогда применяется сертификация, которая осуществляется согласно требованиям технических регламентов по подтверждению соответствия.»

Отношение Госстандарта к процедуре добровольного декларирования отчасти объясняется словами Наталии Рудовской: «К сожалению, этому новому документу (декларации о соответствии. – Прим. ред.) предприниматели не уделяют достаточного внимания. Многие из них процедуру его подготовки воспринимают поверхностно, лишь как формальное заполнение бумажного документа. Однако декларированию должна предшествовать большая работа по созданию на предприятии жесткой системы самоконтроля, внедрению систем качества и защиты окружающей среды в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000 и 14000. А для предприятий пищевой промышленности – внедрение так называемых систем анализа критических точек технологического процесса НАССР».

Такая позиция плюс изменения в оплате работ по подтверждению соответствия дают повод некоторым специалистам говорить о том, что для многих сертификация все же будет предпочтительнее декларирования. Так, согласно Закону «О подтверждении соответствия» плата за получение сертификата в законодательно регулируемой сфере устанавливается КМ Украины. По словам г-жи Рудовской, на сегодняшний день пока рано говорить о каких-то конкретных цифрах (они будут рассчитываться Министерством экономики). Но в отличие от прежнего порядка, предприниматель сможет выбрать более «экономный» вариант оценки соответствия, например, сертификацию конечного продукта. Она стоит дешевле, чем, скажем, сертификация системы качества или управления системой качества (хотя в последних случаях предполагается наличие более длительного срока действительности документа о подтверждении соответствия).

Процедура сертификации тем более станет привлекательной для предпринимателей, если в ГНАУ однобоко трактуют налоговые льготы, предусмотренные в Законе «О подтверждении соответствия». Этот документ вносит изменения в Закон «О налогообложении прибыли предприятий», согласно которым суммы расходов, связанных с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качества и т. д., относятся в состав валовых расходов налогоплательщиков. К сожалению, закон не конкретизирует, распространяется ли данная льгота на расходы, связанные с подтверждением соответствия в общем (в т. ч. и для тех, кто будет подтверждать качество продукции с помощью декларации о соответствии). Хотелось бы верить, что эти льготы будут применяться и в отношении предприятий, которые самостоятельно внедряют системы качества.

По убеждению Наталии Рудовской, в результате реализации вышеупомянутых законов в экономике страны может произойти ряд положительных изменений: «Гармонизация отечественной нормативной базы в сфере технического регулирования с действующей системой ЕС приведет к соответствию показателей качества и безопасности продукции, изготовляемой украинскими производителями, требованиям европейских и международных стандартов. В результате будут созданы условия для изготовления реально конкурентоспособной на европейских рынках продукции и появятся основания для упрощенной процедуры взаимного признания результатов испытаний, на основе которых выдается сертификат». И в целом эксперты соглашаются с таким утверждением. Однако с оговоркой. «Несмотря на то, что над законами долго и тщательно работали, – говорит Владимир Зыков, – в итоге они получились весьма непростыми для восприятия и требуют внимательного изучения даже для более или менее общего понимания. Это может помешать предпринимателям вовремя включиться в процесс внедрения новой системы стандартизации и сертификации.»

Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»

– Новые законы в сфере стандартизации и сертификации – это шаг в правильном направлении. Идеи, которые в них заложены, претендуют на то, чтобы называться революционными. Однако, как свидетельствует практика, всевозможными оговорками (как в самом тексте закона, так и в подзаконных актах) у нас могут убить самую передовую идею. Иными словами, существует опасность, что после введения новых и красивых терминов (технический регламент, кодекс установленной практики и т. д.), в реальности ничего не изменится. В частности, уже сейчас ведутся разговоры о том, что много положений прежних стандартов перейдут в технические регламенты. Но смысл последних состоит в том, чтобы в отличие от бывших обязательных стандартов предусмотреть лишь общие требования к безопасности продукции или механизму ее производства.

Александр Сердюков, заместитель начальника Управления госнадзора и подтверждения соответствия Госстандарта Украины

– В Законе «О подтверждении соответствия» предусмотрено использование технических регламентов по подтверждению соответствия исключительно на основании модульного подхода европейских директив. И уже начаты работы над подготовкой 11 технических регламентов по подтверждению соответствия. Например, предусматривается разработка регламента на низковольтную аппаратуру (бытовая и радиотехника). Есть соответствующая европейская директива, которая содержит требования в отношении безопасности аппаратуры при ее использовании потребителем. Именно эта директива и будет взята за основу при подготовке нашего регламента.

Виктор Сокуренко, председатель Межгосударственного технического комитета по трубам, руководитель органа сертификации трубной продукции

– Я считаю, что эти законы действительно являются революционными, поскольку мы впервые в истории независимой Украины вышли на европейский уровень в области стандартизации и сертификации. Но… После каждой революции необходима солидная и целенаправленная работа, в нашем случае – по созданию технических регламентов. И здесь следует отметить, что нельзя безоглядно перенимать все те требования, которые регулируются европейскими директивами. Потребители сейчас не готовы воспринимать продукцию, изготовленную по новым правилам. Например, металлурги могут изготовить продукцию из стали «37», а потребитель, выполняя требования своей технической документации, в своем производстве использует сталь «20». Иными словами, нельзя «гнаться за количеством» новых стандартов, которые сейчас будут приниматься. Важно следить за тем, какой объем продукции в соответствии с европейскими стандартами мы готовы произвести и использовать.

Конкретно же говорить о недостатках закона на сегодняшний день рано. Пусть пройдет хотя бы полгода-год, чтобы на практике увидеть, где допустили ошибки его разработчики.

Леонид Виткин, начальник Управления анализа, стратегического планирования и международного сотрудничества Госстандарта Украины

– Уже возникали вопросы о том, не ухудшат ли эти законы ситуацию на рынке, которая и так достаточно сложна. Я могу однозначно сказать, что нет. Основанием для такого мнения является опыт стран ЕС, применяющих принципы и правила, которые будут положены в основу наших новых стандартов и технических регламентов. Понятно, что существуют отличия в ситуации на рынке и в бизнес-культуре между ЕС и Украиной, однако со временем они будут нивелироваться.

По моему мнению, эти законы станут первым шагом на пути гармонизации отечественной и европейской систем стандартизации и сертификации, что в значительной мере будет стимулировать наших предпринимателей. Например, одной из основных технических причин отказа ЕС заключить с нами договор на строительство самолета Ан-74 было несоответствие отечественных и европейских стандартов.

Хотя уже в этом году для перехода на новую систему мы сделали немало. К примеру, если в 2000 году было утверждено около 90 новых стандартов, то до конца 2001 года их будет введено 600.

Залишити відповідь