Что следует учитывать при переходе на новую систему стандартизации и сертификации

Как показал блиц-опрос, проведенный «&» среди представителей нескольких украинских компаний, появление Законов «О подтверждении соответствия», «Об аккредитации органов по оценке соответствия» и «О стандартизации» вызвало у предпринимателей некоторую обеспокоенность. Последняя связана прежде всего с необходимостью соответствующей корректировки хоздеятельности в условиях перехода на новую систему.

Сроки внедрения регламентов остаются непроясненными

По словам первого заместителя председателя Госстандарта Украины Геннадия Миронюка, для новосозданных технических регламентов будет установлен определенный переходной срок, после окончания которого новые требования станут действительными. «Сейчас нельзя точно сказать, каким конкретно будет этот срок, – отметил г-н Миронюк. – Но известно, что он определится только после переговоров с производителями и с учетом их мнения.»

В целом же Закон «О стандартизации» предусматривает, что государственные и иные стандарты являются действительными до прекращения их действия или до принятия соответствующих стандартов, отвечающих требованиям нового закона.

Право работать по прежним стандартам будет малореализуемым

После вступления в силу новых требований у предпринимателя есть возможность какое-то время продолжать работать по прежним правилам. Так, в соответствии со ст. 13 Закона «О стандартизации» «в случае возникновения объективных преград для применения определенных обязательных требований национального стандарта» производитель или поставщик продукции обязан сообщить об этом в центральный орган в сфере стандартизации. Последний изучает обоснованность данного обращения, проводит в случае необходимости экспертизу и при наличии оснований может предоставить такое разрешение с ограничением срока его действия.

Комментирует главный юрисконсульт ЧП «Градобудсервис» Владимир Зыков: «В целом эту норму можно считать приемлемой для предпринимателей. Однако есть несколько обстоятельств, которые позволяют усомниться в ее действенности:

  • во-первых, в законе эта норма имеет диспозитивный (необязательный) характер. Иными словами, выдача разрешения на право продолжать работу по прежним стандартам даже при наличии оснований отдается на субъективное усмотрение чиновников Госстандарта, что не может не настораживать;
  • во-вторых, не указан срок, в пределах которого Госстандарт обязан принять соответствующее решение. Поскольку нет никаких процессуальных оговорок, то срок можно безнаказанно затягивать;
  • в-третьих, нигде не оговорено, освобождает ли подобное обращение в орган власти от финансовых и других санкций за работу по прежним стандартам».

Как указано в переходных положениях новых законов, прежнее законодательство о стандартизации и сертификации действует в части, им не противоречащей. Поэтому положения об ответственности, предусмотренные декретами КМУ «О стандартизации и сертификации» и «О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушение» остаются в силе, поскольку никаких изменений в этой части в новых законах не предусмотрено. Таким образом, виды и меры наказаний (в т. ч. финансовых санкций) за нарушения в сфере стандартизации и сертификации останутся прежними.

Залишити відповідь