Site icon Companion UA

В художественной галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника продолжается выставка-презентация собственной коллекции галереи. В нее вошли подлинные жемчужины современ

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника продолжается выставка-презентация собственной коллекции галереи. В нее вошли подлинные жемчужины современного отечественного изобразительного искусства.

При том, что галерея «НЕФ» чаще всего «тяготеет» к мастерам, которым присуща философская и, можно сказать, некая романтически-мистическая направленность творческих поисков, экспозиция воспринимается как пронзительно-одухотворенное единое целое. Хотя ее и составили полотна художников разных поколений, мироощущений и школ.

Буквально завораживает живопись Александра Костецкого. Яркий представитель мистико-сакрального направления в изобразительном искусстве, он хорошо известен не только на родине, но и в Западной Европе и США. Виртуозное владение цветовой гаммой, непринужденность и «легкость» мазка, изысканность композиций позволяют художнику создавать неповторимое ирреальное пространство – некий самодостаточный целостный мир, живущий и развивающийся по своим внутренним законам.

Работы Юрия Никитина отличает своеобразный, но совершенно органичный симбиоз готики и барокко. Овеянные духом старины, неизменно утонченные полотна этого мастера невольно настраивают на романтически приподнятое настроение.

А рядом – добрые, веселые, яркие «сновидения детства» известного художника и реставратора Валентина Полищука. «Ангелы дождя», «Кошачья мелодия», «Ночной перелет»… В них много непосредственности и в то же время – мудрости.

Рядом с признанными мастерами – талантливая молодежь, ярко и смело заявившая о себе в последние годы: Александр Антонюк («Осень Патриарха»), Елена Зайченко («Птица», техника батика).

Своеобразное «открытие» галереи «НЕФ» минувшего сезона – неповторимая киевская художница Валентина Чайковская. Насквозь пронизанное светом и воздухом, исполненное какой-то особой изысканности и прелести, ее «Вхождение в Простр-Анство Свежести» – как приглашение постичь таинство и мудрость мира и вечности.

Выставка продлится до 1 сентября. Адрес галереи «НЕФ»: улица И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20.

КОНЦЕРТЫ

Международный благотворительный фонд конкурса В. Горовица 6 июля в Национальной опере Украины представляет оригинальную концертную программу «Лауреаты трех международных конкурсов – на одной сцене».

На одной сцене встретятся победительница IV конкурса памяти В. Горовица Мария Ким, лауреат первой премии и специального приза зрительских симпатий престижного конкурса пианистов им. А. Рубинштейна в Тель-Авиве Игорь Четуев и лауреат конкурса им. королевы Елизаветы в Бельгии Вадим Руденко.

Открывает вечер Мария Ким, студентка Высшей школы музыки и театра в Ганновере (Германия) по классу знаменитого пианиста и замечательного педагога Владимира Крайнева. В Национальной опере Украины в ее исполнении прозвучит Концерт №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, одно из вдохновеннейших сочинений выдающегося российского классика. Созданное им в пору юности, в период высокого творческого подъема, это произведение неизменно пленяет полнотой и непосредственностью чувств, общим жизнеутверждающим эмоциональным тоном.

Продолжит программу вечера Игорь Четуев, который, как и Мария Ким, сейчас учится у профессора Владимира Крайнева в Высшей школе музыки и театра в Ганновере. В его исполнении прозвучит Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского.

В завершение вечера выступит знаменитый российский пианист Вадим Руденко, о котором бельгийская газета «Халле Ценневаллей» в свое время написала следующее: «Игра Вадима Руденко отличается чистотой, интеллектуальностью и изумительной красотой формы. Его техника поражает и восхищает, а потенциал мастерства просто бесконечен. Эти уникальные особенности были воплощены в Концерте №3 С. Рахманинова, который он сыграл, образно говоря, как сын самого композитора». И именно это сочинение С. Рахманинова завершит программу вечера в Национальной опере Украины.

В концерте также принимает участие Национальный симфонический оркестр Украины под управлением лауреата шевченковской премии Владимира Сиренко.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 10 июля состоится юбилейный концерт заслуженного ансамбля Украины, квартета им. Н. Лысенко.

Буквально первые выступления коллектива, в составе которого тогда работали Александр Кравчук (I скрипка), Анатолий Сикалов (II скрипка), Роман Гураль (альт) и Леонид Краснощек (виолончель), в далеком 1951 году обратили на себя внимание. Они свидетельствовали как о серьезности намерений молодых музыкантов, так и об их безусловной одаренности. Музыкальный критик Л. Высочинская уже через несколько месяцев после создания коллектива написала: «Несмотря на молодость коллектива, исполнение его было уверенным, отличалось чувством ансамбля, технической зрелостью, чистотой, четкостью и яркостью звучания». А буквально через несколько лет лысенковцы стали непременными участниками важнейших культурных акций, пользуясь неизменным успехом у публики и неподдельным уважением у коллег-профессионалов.

Прошли десятилетия, и в ансамбле сменилось несколько поколений музыкантов. Неизменным осталось одно: высокий уровень профессионализма, серьезная, тщательная работа над расширением репертуара. Сегодня с полной ответственностью можно сказать, что коллектив стал гордостью национального исполнительского искусства. С концертами музыканты объехали практически весь мир, выступая в Западной и Восточной Европе, Турции, Японии, США, Канаде, на Кубе и даже в Алжире и Зимбабве, и везде вызывали восхищенные отзывы.

В этом, безусловно, заслуга каждого из участников ансамбля, но все же необходимо особо отметить первого скрипача, народного артиста Украины, лауреата шевченковской премии, профессора Национальной музыкальной академии Украины Анатолия Баженова. Ему удается сочетать сольную концертную деятельность с работой в ансамбле – это искусство, доступное далеко не каждому профессионалу. Музыкант высочайшей музыкальной культуры и эрудиции, он умеет каждую программу превратить в нечто неожиданно привлекательное даже для искушенных любителей классики, что, естественно, нашло отражение и в юбилейном концерте лысенковцев.

В первом отделении прозвучит Квартет №2 П. Чайковского – сочинение, долгие годы сопровождающее творческий путь коллектива, и блестящая миниатюра Ф. Шуберта «Satc-квартет» (то есть одночастный, короткий квартет), позволяющий первому скрипачу в полной мере продемонстрировать виртуозность и артистизм. Эту часть программы лысенковцы будут исполнять в «обычном», сегодняшнем составе: Анатолий Баженов (I скрипка), Олег Серединский (II скрипка), Сергей Романский (альт) и заслуженный артист Украины Иван Кучер (виолончель).

Второе отделение задумано с чисто «баженовской изюминкой»: на сцене органного зала встретятся несколько поколений музыкантов, работавших в коллективе в разные годы. Среди них – опытнейший киевский виолончелист Виталий Боровик. Специально для участия в концерте приезжают скрипачи – заслуженный артист Украины Аркадий Винокуров из Австрии и Александр Баженов из Германии. Из США прилетает живая легенда лысенковцев, альтист, отдавший коллективу более сорока лет, народный артист Украины, лауреат шевченковской премии Юрий Холодов. В интерпретации этого блистательного ансамбля прозвучит редко исполняемый чрезвычайно виртуозный «Октет» Ф. Б. Мендельсона.

В заключение вечера при участии заслуженного артиста Украины органиста Владимира Кошубы будет исполнено знаменитое «Адажио» Т. Альбинони.

КИНО

В лицензионном видеопрокате Украины появился фильм-лауреат Каннского кинофестиваля «Светлое будущее».

Это одна из лучших психологических драм, созданных в мировом кинематографе за последние годы. Хотя по своему настроению картина весьма пессимистическая, даже депрессивная, она отличается деликатностью, корректностью в описании трагедии.

…Гибель 14 детей в школьном автобусе, который провалился под лед на озере, чудовищным грузом ложится на плечи жителей маленького городка. У них больше нет будущего. И активность появившегося в городе вскоре после трагедии адвоката, убеждающего некоторые семьи подать судебный иск на компанию-производителя автобуса, не более чем судебная авантюра. Она еще печальнее, чем смерть детей: родители, пытаются использовать любой шанс – даже сомнительный – чтобы вылить свой праведный гнев, и одновременно хотят получить деньги «за смерть»… В фильме часто звучит древняя легенда о Геллинском крысолове, который спас город от нашествия крыс, но, не получив за это вознаграждения, наказал горожан тем, что увел всех детей. Сопоставляя легенду с современной трагедией, режиссер ставит вопрос о цене жизни и ответственности за свои желания и поступки. Именно поэтому название картины столь иронично.

На Каннском кинофестивале фильм канадского режиссера Атома Эгояна, снятый по одноименной книге Рассела Бенкса, потряс всех. Невзирая на тягостность чувств, вызванных «Светлым будущим», профессионалы оценили исключительно высокую художественность и глубину картины, вручив ей три приза: Гран-при фестиваля (его называют Большим призом жюри, но по сути он является малой Пальмовой ветвью); приз кинокритиков Финпресси и приз экуменического (религиозного) жюри.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ирена» проходит выставка молодого одесского художника Сергея Лыкова.

На выставке можно увидеть около 20 работ художника, входящих в две серии – «Всемирная история в картинках» и «Метаморфозы». Обе серии представляют собой интереснейший сплав восточных мотивов и так называемого мифотворчества.

Мифы вообще лежат в основе творчества Лыкова. По этому поводу сам художник говорит: «Наша эпоха проходит под «знаком мифа». Мифом является абсолютно все. На смену старой идеологии приходит новая, и старая, под звуки траурного марша, отходит в область мифа… Любой миф любой религии, верования содержит в себе «карту» развития человека, пробуждения его потенциальных возможностей».

Работы Лыкова чрезвычайно насыщены цветом и фантасмагоричностью, напоминают материализованные на холсте сны. Его воспоминания как бы смешались с фантазией и ассоциациями, и в результате получились загадочные и увлекательные «метаморфозы». Например, на одной из картин у мужчины и женщины вместо рук крылья бабочки. Противоположность полов символизируют сердца: у мужчины оно из пламени, у женщины – изо льда. На многих картинах Сергея присутствует Бог. Художник говорит: «Человек – это существо, ориентированное на Бога. Не устремляясь к нему, невозможно обрести смысл жизни. Принимая на себя этот труд, мы становимся продолжателями творческого дела Бога».

Выставка продлится до 14 июля.

КОНЦЕРТЫ

Национальный дом органной и камерной музыки Украины 14 июля представляет очередную премьеру: Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского выносит на суд публики «Страсти по Иоанну» И.-С. Баха.

Коллектив, созданный более четверти века тому назад выдающимся хормейстером, народным артистом Украины, лауреатом шевченковской премии Виктором Иконником, и после его смерти продолжает воплощать в жизнь генеральную идею, творческое кредо Мастера – возвращение в художественный контекст национального исполнительского искусства шедевров мировой музыкальной классики. Очередная премьера – живое подтверждение этого постулата. Ибо в огромном творческом наследии гениального немецкого композитора (равно как и в контексте мировой культуры) «Страсти по Иоанну» занимают особое место.

Известно, что И.-С. Бах, имевший при жизни громкий успех как органист-виртуоз, не получил должной оценки современников как композитор. Его биография находится в колоссальном противоречии с творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке. Пожалуй, именно в силу этого обстоятельства множество рукописей И.-С. Баха безвозвратно утеряны. Известно также, что композитор, большую часть своей жизни работавший при церкви, был автором пяти «Пассионов». До нас дошли партитуры только двух: «Страстей по Матфею» и «Страстей по Иоанну».

Последние датированы композитором 1723 годом – именно в этом году И.-С. Бах занял должность кантора (учителя) певческой школы церкви Св. Фомы в Лейпциге и именно в этот период созданы его лучшие произведения, среди которых, безусловно, и «Страсти по Иоанну».

Жанровые истоки произведения связаны с традициями народных представлений о последних днях жизни и смерти Иисуса Христа. В основе архитектоники данной монументальной оратории три музыкальных пласта: евангелический текст, исполняемый речитативом (собственно, Евангелист излагает «развитие сюжета»), арии и монументальные хоровые сцены, воплощающие эмоциональные кульминации, а также протестантские хоралы a capella и в сопровождении органа. Эта, на первый взгляд, кажущаяся несколько громоздкой «конструкция» с гениальным совершенством раскрывает трагическую идею «Страстей», столетиями волнующую человечество.

Дирижировать премьерой «Страстей по Иоанну» будет художественный руководитель Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского, народная артистка Украины Валентина Иконник-Захарченко.

ТЕАТР

В Международном центре культуры и искусств (бывший Октябрьский дворец) киевские зрители 4 июля смогут посмотреть московский премьерный спектакль «Сильвия» по пьесе известного современного американского драматурга Альберта Генри.

В спектакле заняты Георгий Тараторкин, Евгения Симонова, Чулпан Хаматова.

Этот спектакль наверняка понравится любителям всего курьезного, внезапного и современного. Его сюжет, с одной стороны, весьма банален – пресловутый «любовный треугольник». Однако автор пьесы добавил третью сторону в семейную драму – собаку по кличке Сильвия (ее играет модная звезда российской сцены Чулпан Хаматова).

Муж (Георгий Тараторкин) находит в парке дворняжку и приводит ее домой. Жена (Евгения Симонова) начинает ревновать мужа к собаке. А последняя ходит на двух ногах, разговаривает, смеется, возмущается и меняет наряды. Попутно оставляет лужи на полу, чешется, лает, задирает юбку. В общем, ведет себя как нечто среднее между домашним животным и не очень воспитанной любовницей.

По словам режиссера-постановщика Петра Штейна, «такая трактовка романтической истории необычна для нашей сцены. Это что-то в духе раннего Вуди Аллена. Но пьеса чрезвычайно легкая, остроумная – самая настоящая комедия диалогов».

Несмотря на то, что спектакль является антрепризным, его бюджет вполне сопоставим с полномасштабными академическими постановками. Сенсацией для антрепризы стали декорации Бориса Краснова, которые создают на сцене атмосферу бытовой фантасмагории, и музыка Геннадия Гладкова, сознательно стилизованная под 60-е годы прошлого века.

Гастроли организованы при помощи продюсерских компаний «АРТ-Купол» и «Театр «Домино».

КИНОРЕЙТИНГ

На украинском видеорынке появилось сразу шесть фильмов из десятки самых прибыльных в США по итогам прошедшего уик-энда.

Фильм «Расхитительница гробниц» – экранизация сверхпопулярной одноименной компьютерной игры, главная героиня которой – аристократка, рожденная в богатстве, искательница древних цивилизаций Лара Крофт. На эту роль пригласили одну из самых популярных ныне американских актрис, выпускницу Института Ли Страсберга и киношколы при Нью-Йоркском университете, лауреатку «Оскара» и трех «Золотых глобусов» Анджелину Джоли. Однако критики не оценили ни игры актрисы, ни самой картины: «Нью-Йорк Таймс» с сарказмом написала, что «смотреть фильм так же весело, как наблюдать за тем, как кто-то другой играет в компьютерную игру «Атлантида: затерянная империя» – новый мультфильм компании Disney. Зрителям понравился красочно и виртуозно нарисованный, по жанру научно-фантастический фильм. По стилю он напоминает «Остров сокровищ» Стивенсона.

Еще один анимационный фильм – «Шрек» студии Dream Works. Он уже участвовал в официальном конкурсе Каннского кинофестиваля (кстати, первый мультфильм, попавший в Канн). Потрясающую графику по достоинству оценили и критики, и зрители, а история о смешном толстяке Шреке оказалась на редкость оригинальной и захватывающей.

В новом триллере «Рыба-меч» в главной роли – Джон Траволта. Он играет антигероя, опытного шпиона, обладающего талантом убеждать людей в том, что ему нужно. Его нанимает ЦРУ, чтобы он уговорил только что выпущенного из тюрьмы хакера украсть $6 млрд. из неиспользованных правительственных фондов.

Еще одна картина – «Перл Харбор», третий (после «Титаника» и «Патриота») самый дорогой фильм в истории кино. Он просто обязан был завоевать успех у американских зрителей. Во-первых, его снимал Майкл Бей («Плохие парни», «Скала», «Армагеддон»), способный почувствовать то, что нужно зрителю. Во-вторых, трагедия, случившаяся 7 декабря 1941 года, когда японские самолеты уничтожили тихоокеанский флот США, дислоцировавшийся на военно-морской базе на Гавайях, стала оглушительным поражением для Америки во время второй мировой войны. Впрочем, в центре сюжета не бомбардировка базы США, а любовный треугольник.

В центре сюжета комедийно-фантастического фильма «Эволюция» (в котором сыграли Джулиан Мур, Дэн Эйкройд и Дэвид Духовный) – микроорганизмы с упавшего на Землю метеорита, которые вызывают в людях генетические мутации.

Exit mobile version