В финале «премьериады» Леониду Кучме удалось получить «своего» премьера и одновременно существенно ослабить влияние парламента

Верховная Рада, увлеченная подготовкой к новым парламентским выборам, предпочла не ссориться с президентом и сразу утвердила предложенного им кандидата Анатолия Кинаха на посту премьер-министра.

При этом основные конкуренты Кинаха – Сергей Тигипко и Николай Азаров – в борьбе за премьерское кресло сделали вид, что взяли добровольный самоотвод. Так, С. Тигипко заявил, что не претендует на должность в новом правительстве, поскольку намерен посвятить себя вопросам партийного строительства и подготовке «Трудовой Украины» к выборам 2002 года. Н. Азаров, загадочно улыбаясь, философски заметил, что еще неизвестно, кто проиграл, а кто выиграл от такого решения президента и соответственно депутатов.

Новый премьер декларирует в целом позитивные намерения

Анатолий Кинах в переговорном процессе с парламентскими фракциями, который предшествовал его утверждению в парламенте, не скупился на изложение контуров программы, которую намерен реализовать на посту премьера. В результате консультаций выяснилось, что главными проблемами Украины, по мнению теперь уже нового руководителя правительства, являются до сих пор не проведенная налоговая реформа и низкий уровень жизни подавляющего большинства населения нашей страны. Кинах, признав заслуги правительства Ющенко в борьбе с инфляцией и удержании курса гривни, «тактично и скромно» заявил о своем намерении закрепить эти достижения, только не «бухгалтерско-административными методами», а качественными изменениями в экономике.

Большинство политологов и политиков отзываются о новом премьере позитивно и считает его сторонником умеренного протекционизма, который будет стимулировать экспорт, развивать малый и средний бизнес, корректировать отношения с МВФ в направлении недопущения какого бы то ни было диктата. Еще одним достоинством нового премьера, утверждают аналитики, является его равноудаленность от основных олигархических формирований. Разумеется, существуют в украинском политикуме и иные точки зрения относительно персоналии нового премьера. В частности, экс-вице-премьер Юлия Тимошенко, оценивая менеджерские качества Анатолия Кирилловича, со свойственной ей резкостью заметила, что придя в исполнительную власть именно на тот участок работы, который в Кабинете Пустовойтенко выполнял первый вице-премьер Кинах, пришла к выводу: «Даже правительству Ющенко, чтобы навести порядок после Кинаха, пришлось бы работать не один год». Она же утверждает, что Анатолий Кинах является ставленником влиятельной СДПУ(о).

Президент задает тон формированию нового Кабинета и существенно ограничивает его свободу действий

Несмотря на обнародование новым премьером весьма позитивных намерений, тон в формировании нового правительства, как, впрочем, и прогнозировали аналитики, задал президент. Леонид Кучма, подписав указ о назначении Анатолия Кинаха премьером, в тот же день сделал несколько переназначений министров, работавших в Кабинете Ющенко. Речь идет о повышенном до ранга первого вице-премьера О. Дубине, министре внутренних дел Ю. Смирнове, министре обороны А. Кузьмуке, министре иностранных дел А. Зленко и министре чрезвычайных ситуаций В. Дурдинце. Дискуссии о заполнении других правительственных вакансий (на которые претендовали представители парламентских фракций, поддержавших кандидатуру Кинаха) могут принять, как прогнозируют аналитики, несколько затяжной характер, поскольку 29 мая президент не только назначил нового премьера, но и существенно ограничил пределы компетенции членов правительства.

Итак, окончательно оправившийся от «кассетного скандала» президент Леонид Кучма перехватил у нового премьера (впрочем, как и у Верховной Рады), кроме кадровой инициативы, еще и прерогативу по разработке и принятию решений, связанных с определением принципов функционирования исполнительной власти. «Еще неизвестно, какое из событий, происшедших 29 мая, важнее, – шептались в кулуарах народные депутаты, – обретение Украиной нового премьера или подписание президентом указа о введении должностей государственных секретарей Кабинета министров и министерств, а также их заместителей.»

В соответствии с подписанным Л. Кучмой документом, госсекретари будут назначаться президентом (правда, по представлению премьер-министра) на пять лет. В компетенцию госсекретарей, по мнению президента, должно входить организационное, правовое, экспертно-аналитическое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности правительства. Кроме того, сказано в указе, госсекретарь Кабинета министров утверждает (согласовав с премьером) штат и бюджет секретариата, назначает и увольняет всех сотрудников правительственного секретариата. Сотрудников центрального аппарата министерств и руководителей их территориальных управлений также назначают и увольняют госсекретари соответствующих министерств.

Комментируя подписанный Леонидом Кучмой указ, глава президентской Администрации Владимир Литвин сказал следующее: теперь «фактически все рычаги влияния будут сосредоточены в руках секретарей министерств». Помимо этого, В. Литвин сообщил, что «указ был заранее согласован Леонидом Кучмой с новым премьером Анатолием Кинахом, который высказывался за то, чтобы в ходе реформы в Кабмине министры получили статус политиков, а непосредственная профильная работа министерств курировалась госсекретарями».

Впрочем, судя по тексту документа, президент несколько расширил предложение Кинаха. Так как в соответствии с указом Кучмы, и премьер, и первый вице-премьер, и остальные вице-премьеры теперь будут исключительно политическими фигурами, на которых не распространяется действие закона о госслужбе.

По мнению директора Института политики Николая Томенко, указ о введении должностей госсекретарей свидетельствует об установлении в Украине президентской республики. «Фактически, – утверждает Н. Томенко, – в случае вступления указа в действие президент становится премьером, и более корректно говорить о правительстве Леонида Кучмы.» «Вся реальная власть теперь сосредоточена в руках у президента, поскольку министры как политические фигуры будут лишены права самостоятельно (то есть без согласования с госсекретарем. – Прим. ред.) принимать решения», – подчеркивает один из лидеров Соцпартии Йосип Винский.

Более лояльные по отношению к действующей власти аналитики утверждают, что указом предусмотрено введение английской модели правительственного устройства, для которой характерно сосуществование сменяемых политиков-министров и постоянных чиновников-заместителей. В частности, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский видит позитив в том, что указ президента разделяет политические функции и управленческие.

Леонид Кучма получил «своего» премьера и ослабил растущее влияние парламента

Оправившись от первого шока, нанесенного президентским указом, политики и политологи попытались понять причины столь кардинальных новаций. По мнению социалиста Йосипа Винского, реализованный главой государства сценарий реорганизации структуры исполнительной власти и усиления контроля над ее деятельностью со стороны президентской Аадминистрации разрабатывался на случай назначения исполняющего обязанности премьер-министра. Вопрос – почему при полноценном (с юридической точки зрения) премьере А. Кинахе был избран именно этот вариант преобразований – остается открытым.

Косвенное объяснение таких действий президента, в конечном итоге направленных не столько на создание «ручного» Кабинета, сколько на ограничение возрастающих политических амбиций претендующей на формирование правительства Верховной Рады, дал экс-премьер Виктор Ющенко в интервью канадскому изданию The Globe and Mail. По мнению В. Ющенко, именно «действующий парламент не соответствует уровню политического сознания общества, так как неоднократно демонстрировал свою зависимость от кланово-олигархических структур и неспособность руководствоваться национальными интересами». И следовательно, заслуживает того, чтобы его амбиции были ограничены.

О том, что истинные причины последних инициатив Леонида Кучмы связаны прежде всего со стремлением ограничить растущее влияние парламента (а точнее – амбиции лидеров олигархических фракций) говорит и Михаил Погребинский. В частности, политолог утверждает, что обнародованную версию указа готовила группа людей из президентского окружения, привыкших «бороться с тенденцией». Суть «тенденции», фиксирует Погребинский, состоит в том, что влияние украинского парламента увеличивается. Поэтому делегированные сильным парламентом в правительство министры будут полноценными хозяевами своего ведомства. Политолог (в отличие от экс-премьера, видящего определенную целесообразность в ограничении притязаний парламентских олигархов) высказал мнение, что «тенденция (речь идет о дальнейшем усилении Верховной Рады. – Прим. ред.) победит».

Рассматривая данный указ как достаточно странное завершение «премьериады» и вялую реакцию на его подписание со стороны основных политических игроков, Николай Томенко приходит к выводу, что президентскому окружению все же удалось убедить отечественную политическую элиту в целесообразности сохранения действующего президента до 2004 года. В качестве цены такого компромисса, предполагает политолог, власть могла предложить тем, кто поддержит действия президента по реструктуризации исполнительной власти, поддержку на парламентских выборах 2002 года.

Залишити відповідь