Президент предлагает поэтапную либерализацию налогового законодательства на фоне вновь нависшей угрозы финансового кризиса

В текущем году обсуждение темы бюджета’2002 началось нетрадиционно рано – чуть ли не в самом начале весны. Столь раннему старту бюджетного процесса, связанного со следующим годом, как сообщили «&» компетентные чиновники, существует, по крайней мере, три разных объяснения.

Во-первых, такую бюджетную активность можно пояснить банальным копированием российского опыта. Действительно, Администрация президента РФ превратила бюджетную тему в достойный сюжет для PR-акции, рассчитанной на повышение рейтинга Путина. Еще в апреле 2001 года российский президент обратился к депутатам Госдумы с бюджетным посланием и обнародовал планы широкомасштабной бюджетной реформы. «Поэтому, – не исключает источник «&», – украинскому президенту посоветовали сделать то же самое и использовать бюджет как повод для ряда мероприятий, на которых Л. Кучма мог бы произвести хорошее впечатление на окружающих.»

Во-вторых, утверждают чиновники, существует устойчивое мнение, что активизация внимания к бюджетной теме позволит предотвратить сползание страны в финансовый кризис. (О вероятности такого сценария, предполагающего резкое замедление темпов развития отечественной экономики, президент, безусловно, всесторонне проинформирован.)

И наконец, третьей причиной повышенного интереса к бюджетной теме чиновники считают приближающиеся парламентские выборы, накануне которых президент, желая укрепить свой контроль над происходящим, должен, как минимум, попытаться навязать противоборствующим политическим силам свои правила игры (и финансовые – в том числе). Так, по мнению народного депутата Валерия Хорошковского, когда рациональное решение экономических проблем парализовано предвыборной борьбой, именно институт президента должен выполнять функции антикризисного менеджмента. «Впрочем, – отмечают эксперты, – претензии президентской Администрации на роль антикризисного управляющего еще не являются свидетельством того, что у ее сотрудников окажется в наличии необходимый для реализации антикризисной стратегии профессионализм.»

Президент демонстрирует готовность к проведению либеральных налоговых реформ

Наблюдатели считают, что выступление Леонида Кучмы на состоявшейся в конце мая конференции «Бюджетная реформа в Украине: проблемы и пути их решения» можно рассматривать как демонстрацию готовности главы государства взять на себя функции кризис-менеджера. По крайней мере, в вопросах бюджетного планирования. «Справедливости ради, – говорят аналитики, – следует отметить, что выступление Леонида Кучмы было выдержано во вполне либеральном духе. Во всяком случае выяснилось, что президент не против рационализации бюджетных доходов и расходов, сокращения льгот, прекращения раздачи госгарантий и т. д., и т. п.» Таким образом, делают вывод эксперты, тезисы, с которыми глава государства выступил на бюджетной конференции, можно рассматривать в качестве отчетливых контуров той бюджетной политики (со всеми ее достоинствами и недостатками), которой будет придерживаться бюрократический аппарат в год парламентских выборов.

При этом аналитики утверждают, что из публично объявленных президентом планов реформирования бюджетной системы успешным может стать (при благоприятном стечении обстоятельств) только направление, связанное с налоговой политикой. В частности, сегодня президент говорит о «существующей договоренности с депутатами» относительно поэтапного снижения основных налоговых ставок: НДС – с 20% до 17%, налога на прибыль – с 30% до 25%, максимальной ставки подоходного налога – с 40% до 25%. Общее количество налогов в соответствии с планами президента может уменьшиться с 39 до 23. Акцизные сборы, по словам президента, следует привязать к инфляции. А налоговая политика в целом должна стимулировать инвестиционную и инновационную деятельность предприятий.

Тем не менее экономисты подчеркивают, что простой и понятный лозунг «даешь снижение налогов!» при неумелом использовании может принести гораздо больше вреда, чем пользы.

Власть не знает, как решить бюджетные проблемы при действующем налоговом законодательстве

Грамотное проведение налоговой реформы предполагает, что власть четко осознает, каким образом она будет компенсировать сокращение доходной базы бюджета. Реплика Леонида Кучмы «ну вы же (правительство. – Прим. ред.) знаете, что в таких случаях делают», свидетельствует о недооценке главой государства всей серьезности последствий бюджетных дефицитов, последующих за сокращением основных налоговых ставок.

Со своей стороны правительство, располагая нынешним объемом политических полномочий, отставленных ему президентом, тоже вряд ли знает, как заполнять будущие бюджетные бреши. Во всяком случае, о том, что у власти нет системных инструментов выхода из бюджетного тупика, свидетельствует регулярно «всплывающая» угроза финансового кризиса. И нынешний бюджетный год, к сожалению, также не стал исключением. Так, цену несбалансированного бюджета текущего года Министерство финансов оценивает в 3,5 млрд. грн.

Кучма считает такой дефицит виной правительства Ющенко. Основными причинами сложившейся ситуации, по мнению президента, являются, во-первых, нереальность заложенных в бюджет 5,9 млрд. грн. приватизационных поступлений и, во-вторых, плохая работа правительства по выполнению требований МВФ. Однако аналитики говорят, что в нереальности заложенных в бюджет поступлений от приватизации виновато не отставленное правительство Ющенко, а политическая нестабильность в Украине (стоимость продаваемых предприятий упала за последние полгода в 2-3 раза). «Без смены политической власти в Украине, – отмечают аналитики, – печальные тенденции в приватизации не изменятся.»

Все той же нестабильностью (в отличие от президента, считающего, что переговоры с донорами зашли в тупик исключительно из-за банка «Украина») эксперты и члены отправленного в отставку правительства Ющенко объясняют и проколы в отношении западной помощи.

Украину ожидает либо секвестр бюджета, либо инфляция

Пока Леонид Кучма демонстрирует свою готовность возглавить подготовку бюджета’2002 и инициирует понижение налогового пресса на экономику, «автоматическое» секвестрирование (то есть сокращение расходной части) бюджета текущего года представляется аналитикам почти неизбежным. Так, 23 мая тогда еще первый вице-премьер Юрий Ехануров заявил о весьма большой вероятности секвестра бюджета в этом году на 1,5 млрд. грн. При этом он не объяснил, где будут «изысканы» еще 2 млрд. (ведь дефицит бюджета составляет 3,5 млрд. грн.). Ситуация усугубляется тем, что на другие доходы, кроме поступлений от приватизации и внешнего финансирования, для выполнения бюджета текущего года правительство даже теоретически не рассчитывает. Реальными инструментами предотвращения секвестра, кроме применения прошлогодней схемы денежной политики, предполагающей покупку валюты НБУ и рост бюджетных доходов вследствие инфляции, власть, похоже, тоже не располагает.

Снимая вину со своего правительства за сложившуюся ситуацию, экс-премьер Виктор Ющенко утверждает, что секвестр целиком на совести политических сил, которые «мутят» Украину несколько месяцев. «Правительство было брошено на произвол, у него не было партнеров, оно боролось один на один с любой государственной проблемой. Политически это нечестно», – заявил Интернет-изданию «Форум» отправленный в отставку руководитель правительства. Вместе с тем В. Ющенко считает, что близость выборов не позволит новому Кабинету секвестрировать бюджет. «Я мало верю в секвестр, – подчеркнул экс-премьер. – Когда идет такая активная подготовка к политическим выборам, то в социальном и политическом плане новому правительству не дадут его сделать. Поэтому «слабые» (политически «сладкие») модели покрытия финансовых проблем будут тиражироваться одна за другой, начиная от эмиссии и дефицитного бюджета.» Сам Ющенко не говорил о последствиях реализации такого сценария, но для экономистов они в общем достаточно прогнозируемы. Прежде всего цена «несеквестра» бюджета – дополнительная денежная эмиссия НБУ. При этом темпы роста инфляции становятся целиком зависимыми от профессионализма нового Кабмина. Это то, что касается текущего бюджета.

Однако нынешняя бюджетная ситуация имеет непосредственное отношение и к будущему бюджетному году. Так, министр финансов Игорь Митюков назвал величину в 26 млрд. грн. (около 45% бюджетного плана), на которую уже сегодня «законные» обязательства государства больше реальных возможностей их финансирования. Эту же сумму министр считает источником будущих политико-экономических противоречий, которые обострятся накануне выборов и утверждения бюджета’2002. Не исключает риска ухудшения ситуации и председатель совета НБУ, советник президента Анатолий Гальчинский. Однако президент Украины (в отличие от российского президента Путина) не высказался относительно того, как власть собирается спасать бюджет текущего года, и какой будет ее позиция накануне торгов, связанных с утверждением бюджета на 2002 год. И это лишь увеличивает будущие политические риски.

Залишити відповідь