У власти сегодня нет стратегии противостояния «долговой» приватизации, которая убыточна для государства, но весьма привлекательна для покупателя

Реформы в энергетическом секторе и приватизация предприятий этой отрасли являлись системообразующими в политике, проводимой правительством Ющенко. Однако продажа за долги имущества двух облэнерго (Луганского и Донецкого) и крупнейшей энергогенерирующей компании (Донбассэнерго) поставила под сомнение как будущую стратегию реформ электроэнергетики, так и результаты предыдущих «побед» правительства над теневыми схемами.

Сам премьер, несмотря на свою осторожность и политическую корректность в официальных комментариях, назвал факт продажи активов энергогенерирующей компании «пощечиной правительству и украинской власти». Аналитики утверждают, что невзирая на столь резкие высказывания плюс решение прокуратуры приостановить продажу имущества, у правительства почти не осталось времени и легальных способов остановить процесс «долговой» приватизации.

Приватизация за долги чрезвычайно выгодна покупателю, но нуждается в поддержке высокопоставленных госслужащих

Реализация государственных активов по «долговой» схеме получила широкий резонанс при продаже в апреле текущего года активов с Донбассэнерго. Однако пионерами такого рода продажи госимущества стали Донбассоблэнерго (июнь 2000 года) и Луганскоблэнерго (март 2001 года).

Напомним, что первая продажа части активов Донецкоблэнерго прошла, в общем-то, незаметно. Имя покупателя – ООО «Сервисинвест» – ничего не говорило широкой общественности. Таким образом наиболее прибыльные линии электропередач, находившиеся в распоряжении Донецкого облэнерго, были проданы государственным предприятием «Укрспецюст» (структурой Министерства юстиции) с молотка малоизвестному покупателю за мизерный (по меркам энергетиков) долг в 25 млн. грн. перед госпредприятием «Облавтодор».

Следующая жертва «долговой» приватизации – предприятие энергосетей Луганской области. Примечательно, что энергосети Луганскоблэнерго, 60% акций которого принадлежат государству, были проданы тем же «Укрспецюстом» по долговому иску госпредприятия «Энергорынок». Покупателем энергосетей стал «Укрсоцбанк», заявивший о своем намерении создать ДП по управлению энергосетями и получить соответствующую лицензию в НКРЭ.

По признанию главы правления Донбассэнерго Игоря Смирнова, история с долговыми претензиями к руководимой им компании началась еще в августе 2000 года и завершилась лишь в конце апреля текущего года. Именно тогда правительство было поставлено перед фактом, что 3 из 5 тепловых электростанций Донбассэнерго, которые вырабатывают около 10% производимой в Украине электроэнергии (Зуевская ТЭС, Кураховская ТЭС и Луганская ТЭС), были проданы за 207 млн. грн. (или $38 млн. по курсу НБУ на день оплаты). Как и в ситуации с Луганск- и Донецкоблэнерго, с исками к компании Донбассэнерго обратилась госструктура – дочернее предприятие НАК «Нефтегаз Украины» «Топливо и энергетика». Оценка и продажа активов проходила под контролем структур, подчиненных Минюсту. Покупателем собственности Донбассэнерго стало малоизвестное на рынке ООО «Техремпоставка».

Анализ «долговых» приватизационных сделок, проведенных в течение последнего года, позволил аналитикам выделить ряд непременных атрибутов таких операций. Во-первых, обязательным элементом «долговой» сделки является «содействие» покупателю привлекательной собственности со стороны госструктур и высокопоставленных чиновников (так как истцами к предприятию-должнику выступают именно государственные предприятия). Во-вторых, торговые операции такого рода проходят довольно оперативно, для того, чтобы решение суда о реализации активов должника оспаривалось уже после факта продажи госимущества. В-третьих, из двух возможных способов возвращения денег (процедуры банкротства и отчуждения имущества) кредитор выбирает именно второй вариант. Специалисты ФГИ объясняют это тем, что в таком случае нет необходимости в созыве совета всех кредиторов и в проведении долгой и сложной процедуры банкротства.

Глава специальной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Рябченко объясняет активизацию интереса к «долговым» сделкам их чрезвычайной выгодностью для покупателя. Ведь «покупатель получает все ценное имущество и не несет ответственности по обязательствам предыдущего собственника, который при отсутствии своих активов должен расплатиться с остальными долгами. А поскольку прежним собственником было государство, то ему и расплачиваться. Получая таким образом «очищенные» от долгов активы, новый собственник находится куда в более привлекательном положении, чем тот, который приобретает всю компанию через процедуры официальной приватизации ФГИ», – считает Александр Рябченко.

Дешевая распродажа предприятий за долги не запрещена

Несмотря на «чемоданное» настроение, правительство заявило, что намерено бороться за возвращение проданных «за гроши» ТЭС, находившихся на балансе Донбассэнерго. Так, вице-премьер Олег Дубина подчеркнул, что правительство будет настаивать на признании факта продажи активов Донбассэнерго недействительным и станет инициатором проведения расследования по факту продажи активов компании. А первые вопросы по продаже активов Донбассэнерго возникли у вице-премьера к подчиненному Министерству юстиции – «Укрспецюсту», который занимается выполнением судебных решений, а также реализацией на аукционах конфискованных и находящихся в залоге товаров и имущества.

Впрочем, деятельность «Укрспецюста» по реализации конфискатов давно вызывала упреки как со стороны народных депутатов, так и самого правительства, обвинявших этот орган в непрозрачном проведении аукционов. По мнению народного депутата Сергея Терехина, такая структура, как «Укрспецюст», продавая имущество предприятий-банкротов, вообще выполняет несвойственные ей функции. «Сегодня у нас есть Минюст, который, по идее, должен действовать в сфере юридического оформления. Но министр юстиции почему-то решила, что министерство должно заниматься и бизнесом. В результате появился «Укрспецюст», который на законных основаниях часть денег от этих продаж кладет «к себе в карман», – считает Сергей Терехин.

Решение о необходимости реформирования «Укрспецюста» окончательно сформировалось после организованной им в июне 2000 года продажи части имущества Донецкоблэнерго. И осенью прошлого года был даже подготовлен проект постановления Кабинета министров, предусматривавший разделение функций «Укрспецюста» по подготовке к продаже имущества и самому проведению аукционов. Однако окончательное решение этого вопроса было отложено в связи с необходимостью «доработки» данного проекта постановления Кабинета министров. Это сохранило госпредприятию жизнь и возможность продолжать продавать госсобственность по ценам в несколько раз ниже ее балансовой стоимости.

Почему продажи идут именно по таким правилам, мы попытались узнать непосредственно у продавца. В пресс-службе «Укрспецюста», отвечая на вопросы автора материала, сообщили, что в их компетенцию входит исключительно организация продажи имущества должника. «А оценку имущества, – подчеркнули в пресс-службе «Укрспецюста», – производит другая компания, специально уполномоченная проводить оценку конкретного предприятия Государственной исполнительной службой, еще одним подразделением Министерства юстиции.» А поскольку в каждом конкретном случае это может быть новая компания, складывается впечатление, что поиск истины в историях с распродажей стратегической собственности будет длиться бесконечно.

Активизация долговой распродажи может свидетельствовать об усилении региональных бизнес-элит

После того как «долговая» приватизация активов Донбассэнерго стала свершившимся фактом, у наблюдателей осталось всего два вопроса. Первый – кто же является новым собственником электроэнергетики в Донецком регионе. А второй – какие последствия будут иметь для экономики Украины случившиеся изменения.

На вопрос о том, кому проданы электростанции, нам пока не смогли ответить ни представители Кабинета министров, ни непосредственные «торговцы» – представители «Укрспецюста». Впрочем, дальняя цель покупателей становится понятнее, если учесть, что, купив Донецкоблэнерго и Донбассэнерго, неизвестный покупатель получил в пользование своего рода «энергоостров» на Востоке страны. И как следствие – почти полный энергетический контроль над экономикой региона.

Приняв во внимание эти соображения, аналитики вспомнили «знаменитый» сотый Указ президента «О некоторых мерах по развитию базовых отраслей экономики в Донецкой и Днепропетровской областях» (№100 от 27.01.2000 г.). Данным указом правительству предписывалось в месячный срок решить вопрос относительно передачи Днепропетровской облгосадминистрации полномочий по управлению корпоративными правами государства в имуществе ОАО «Днепрэнерго», «Днепроблэнерго», а Донецкой облгосадминистрации – ОАО «Донбассэнерго» и «Донбассоблэнерго». Этот указ, несмотря на «усилия» вышеуказанных областных администраций, в жизнь воплощен не был. Хотя, подчеркивают аналитики, именно «долговая» приватизация может способствовать регионализации энергетики. Такая идея давно лоббируется представителями донецкой областной власти и приближенной к ней финансово-промышленной группой, специализирующейся на бизнесе в рамках схемы «уголь-кокс-металл».

Если говорить о глобальных тенденциях, подчеркивают наши эксперты, можно заметить, что начался не только процесс смещения акцентов в приватизации госимущества, но и процесс автономизации отдельных регионов (пока, правда, в экономическом плане). По мнению Владимира Лупация, аналитика центра социальных исследований «София», ситуация с Донбассэнерго засвидетельствовала провал модели проведения реформ «сверху», так как покупателями активов Донбассэнерго стали не традиционные олигархи, связанные с киевской властью, и не реформаторы, ориентированные на Запад. «Скорее всего, – считает г-н Лупаций, – покупка стратегической собственности была сделана представителями регионального бизнеса. Поэтому и Кабинет министров, и президент находятся в недоумении, поскольку у власти отсутствует адекватная стратегия действий в отношении региональных элит. Следовательно, центральная власть не может влиять на ситуацию. А это ведет к потере контроля над пока что хаотическими процессами регионализации, – подчеркивает аналитик. И добавляет – в конечном же итоге, киевская власть может просто потерять самостоятельность в своих действиях.»

Вероятность развития ситуации по такому сценарию далеко не нулевая, ибо у нынешнего правительства для адекватной реакции на региональный имущественный передел уже нет ни времени, ни возможностей, ни, видимо, даже желания. О наличии же вышеперечисленных ресурсов у следующего «временного» правительства можно говорить только с большой натяжкой.

Р. S. Когда материал уже был подготовлен к печати, стало известно, что 18 мая в связи с необходимостью рассчитаться с кредитором, на Украинской универсальной товарной бирже было продано 49% акций СП «Росава», принадлежащего контролируемому государством ОАО «Росава» (крупнейшему в Украине производителю шин для легковых автомобилей). Пакет акций, оценочная стоимость которого составляла более 102 млн. грн., был продан за 4,3 млн. грн.

Залишити відповідь