НБУ поставил под сомнение законность большинства финопераций и порекомендовал банкам сообщать о них в СБУ и МВД

Телеграмма НБУ №18-112/1467-2599 от 19.04.2001 г. была разослана в коммерческие банки для того, чтобы разъяснить нюансы практического применения некоторых норм нового Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Эксперты отмечают: этот документ на фоне схожих разъяснений Нацбанка имел все шансы остаться незамеченным, если бы не один его пункт. Речь о том, что в указанной телеграмме НБУ приводятся признаки, по которым банковская операция может квалифицироваться как «сомнительная». При этом финучреждениям настоятельно рекомендуется «предоставлять информацию относительно осуществления их клиентами значительных и/или сомнительных операций в произвольной форме специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью Службы безопасности Украины и Министерства внутренних дел Украины областного уровня по местонахождению банка».

Комментирует начальник управления активно-пассивных операций банка «Форум» Николай Титаренко: «В телеграмме НБУ №18-112/1467-2599 упомянуты практически все банковские операции по зачислению/выдаче наличных. Однако при этом каждый из признаков сомнительности выписан настолько расплывчато, что требует дополнительных разъяснений. К тому же телеграмма не является документом, обязательным к исполнению. Так что пока не появится соответствующее постановление НБУ, рекомендации телеграммы банки могут и не выполнять».

Но большинство экспертов отнеслись к телеграмме достаточно серьезно, посчитав ее не меньше чем «пробой сил».

Перевод денег на карточку – лучший способ попасть под подозрение

Прежде всего специалисты обратили внимание на то, что под сомнение поставлено превращение наличных средств в банковские чеки и перевод денег в другие платежные системы. «Следует понимать, – отмечает старший юрист адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Богдан Яблонский, – что НБУ рекомендует автоматически подозревать в отмывании средств или других противоправных действиях любое юридическое или физическое лицо, которое переводит деньги, скажем, на пластиковую карточку или приобретает в банке чек. Более того, клиент, осуществивший подобную операцию, вполне может ожидать, что им заинтересуются сотрудники СБУ и МВД. И даже если потом удастся доказать, что все было проведено на законных основаниях, нервов и времени на это может уйти предостаточно.»

По словам г-на Яблонского, упомянутые банковские инструменты действительно используются для перевода средств в наличность, и, возможно, в некоторых случаях делается это не совсем законно. Но в то же время следует учесть, что такие банковские операции являются общепризнанными во всем мире, и квалифицировать их как сомнительные «по определению» не совсем корректно.

При этом возникает еще одна проблема. Так, по разным данным на сегодня отечественные банки эмитировали более 1 млн. только международных пластиковых карт. Поэтому отследить движение средств по ним просто невозможно. И правоохранительные органы, отмечают эксперты, вряд ли справятся с обработкой такого информационного потока. Следовательно, аналитики делают предположение: СБУ и МВД смогут получить неограниченный доступ к финансовой информации «заинтересовавших» их лиц.

Крупные финансовые операции подозрительны априори

Еще одним из признаков сомнительности в телеграмме НБУ назван перевод значительных сумм на счет клиента в качестве оплаты за выполненные работы, если они не имеют отношения к деятельности клиента. Комментирует президент юридической фирмы «Грамацкий и партнеры» Эрнест Грамацкий: «Сейчас отечественные фирмы довольно часто меняют профиль деятельности, в связи с чем банкам будет весьма непросто определить, какие работы, выполненные его клиентом, относятся к его деятельности, а какие – нет».

При этом, по мнению г-на Грамацкого, подозревать в отмывании средств крупные фирмы, на счета которых поступают значительные суммы из-за границы в счет оплаты за предоставленные услуги, просто нецелесообразно. «ГНАУ уже давно создала так называемые офисы крупных налогоплательщиков и работает с ними в индивидуальном порядке. А значит, налоговые органы и без того хорошо информированы обо всех операциях своих подопечных и при необходимости сами сообщат «куда надо».

В то же время практика показывает, что отмыванием средств подобным образом занимаются мелкие фирмы. Но при этом доказать противозаконность финансовых операций, которые они осуществляют, достаточно сложно. Ибо недобросовестные субъекты хозяйственной деятельности, как правило, обеспечивают себя всей надлежащей документацией. Зато у предприятий, работающих легально и в рамках отечественного правового поля, теперь могут возникнуть проблемы. Особенно если учесть то обстоятельство, что в телеграмме отсутствует определение «значительной суммы», которая была переведена на счет украинской фирмы нерезидентом», – резюмирует Эрнест Грамацкий.

В заключение приведем слова эксперта юридической фирмы «Чернявский и партнеры» Юлии Морозовой: «В Законе Украины «О банках и банковской деятельности» к разряду сомнительных причислены лишь безналичные расчеты в сумме, превышающей 50 тыс. евро, а также операции, осуществляемые при неопределенных или неоправданно запутанных условиях. Нацбанк же определил еще 21 признак, по которому банковская операция может идентифицироваться как сомнительная. Впрочем, это всего лишь признаки, а устанавливать, является конкретная операция сомнительной или нет, будет сам банк. Так что именно от банка зависит, узнают ли о сделке правоохранители».

И не раздумьями ли банкиров объясняется тот факт, что подавляющее большинство из них отказались высказаться по проблеме?..

Сергей Маноха, директор казначейства «Райффайзенбанк-Украина»

– Скорее всего, этот документ – дань борьбе с отмыванием средств, которая сейчас активизировалась в развитых странах. И Украина просто не хочет отставать от мировых процессов. Однако, к примеру, в США нет нормативно оформленного определения сомнительных операций. Просто банки, дабы сберечь свою репутацию, сами устанавливают «фильтры» для таковых. Скажем, американское финучреждение оставляет за собой право получать разъяснения о причине проведения финансовой операции или платежа. Во всяком случае, это уже не юридическое регулирование вопроса сомнительности, а исключительно внутрибанковское.

Какие финоперации Нацбанк считает сомнительными?

В своей телеграмме №18-112/1467-2599 Нацбанк отнес к категории сомнительных операции со следующими признаками:

  • если операции с наличными проводятся регулярно, иногда по нескольку раз в день;
  • частый обмен большого количества купюр мелкого номинала на купюры более высокого номинала;
  • если договоры с наличными на значительную сумму осуществляются явно в пользу третьих лиц;
  • размещение на счете значительной суммы наличных клиентом, который по уровню дохода или сфере деятельности не может осуществить операцию на эту сумму;
  • обращение наличных в банковские чеки, переведение денег в другие платежные средства;
  • размещение и снятие наличных клиентом, который обычно осуществляет оплату чеками, переводами;
  • стремительное увеличение размеров вклада клиента за счет внесения на его счет наличных с последующим переводом этих средств лицу, не связанному с клиентом коммерческими отношениями;
  • перевод больших сумм наличных за границу с требованием их выдачи получателю также наличными;
  • если на счет клиента осуществляются значительные переводы средств в счет оплаты работ, за предоставление услуг и т. д., не имеющих отношения к деятельности клиента;
  • инкассация чека на значительную сумму, который выдан иностранным банком на предъявителя;
  • размещение значительной суммы средств на только что открытом счете;
  • зачисление на счет (вклад) наличных в упаковке, опечатанной другим банком;
  • открытие клиентом счета, на протяжении дня поступают средства от многих коммерческих структур, которые различными способами переводятся в наличные или переводятся на другой счет, в результате чего на этом счете на конец дня не остается средств;
  • зачисление и/или списание средств в значительных размерах юридическим лицом, операции по счетам которого являются незначительными;
  • поступление иностранной валюты на счет юридического лица по внешнеэкономическим контрактам, которые фактически этим юридическим лицом не исполняются;
  • зачисление на счет денежных средств, поступивших от юридического (физического) лица, которое находится или проживает и/или является собственником счета в банке в оффшорных или свободных экономических зонах, а также в регионах с нестабильной политической, экономической ситуацией или связанных с производством наркотических средств, при этом получатель средств не имеет с этим лицом стойких коммерческих отношений;
  • перечисление средств на счет юридического (физического) лица, которое находится или проживает и/или является собственником счета в банке в оффшорных или свободных экономических зонах, а также в регионах с нестабильной политической, экономической ситуацией или связанных с производством наркотических средств, при этом получатель средств не имеет с этим лицом стойких коммерческих отношений;
  • снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не соотносится с характером деятельности этого юридического лица;
  • получение физическим лицом денежных средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя, или по чеку, сумма которого оглашена как выигрыш;
  • перечисление денежных средств в иностранной валюте за границу в сумме свыше $100 тыс. одновременно или на протяжении короткого срока (до 10 суток);
  • осуществление операций, по которым один и тот же финансовый инструмент многоразово продается и выкупается по договорам с одной и той же организацией.

Залишити відповідь