Украинские металлурги начали скупать предприятия машиностроения, предполагая скорое введение налоговых льгот для них

По оценке экспертов Фонда государственного имущества машиностроительные предприятия в ходе приватизации в Украине всегда считались малопривлекательными. Тем не менее специалисты уверены, что в ближайшее время привлекательность машзаводов может заметно возрасти. По мнению эксперта Агентства промышленной политики Александра Хицова, подобный прогноз связан с февральской инициативой Госкомпромполитики по распространению экономического эксперимента, введенного в 1999 г. в металлургии, на отечественную машиностроительную отрасль.

Машиностроителям снизят налоги

По словам первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Василия Гуреева, «еще в конце февраля на подпись премьер-министру было передано постановление, которым предполагается распространить льготы, предусмотренные налоговым экспериментом в ГМК, на украинское машиностроение».

Напомним, что в июле 1999 года парламент утвердил Закон «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины». Согласно закону ставка налогообложения прибыли предприятий ГМК была уменьшена до 6%, а сбор в Государственный инновационный фонд – на 50%. Для металлургов также были отменены отчисления на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог. В результате, по информации ИА «Українськi Новини», с начала эксперимента до конца 2000 года предприятия отечественного ГМК увеличили производство на 19,6%, а их прибыль возросла на 29 млрд. грн.

Несмотря на то, что постановление правительства о предоставлении налоговых льгот машзаводам еще не принято, эксперты отмечают большую вероятность его подписания в самое ближайшее время. Так, по мнению Василия Гуреева, «введение налоговых льгот для машиностроительных предприятий лежит в контексте экономического эксперимента для ГМК». А в середине марта председатель Государственного комитета промышленной политики Владимир Новицкий назвал включение машиностроения в экономический эксперимент в ГМК «одной из важнейших задач украинской промышленности на 2001 год».

Специалисты подчеркивают, что снижение налогов позволит машзаводам через 10-12 месяцев сделать производство прибыльным. Поэтому эксперты Центра производственного мониторинга утверждают, что в результате распространения экономического эксперимента на машиностроение отрасль станет привлекательной для отечественных инвесторов.

Контроль над машиностроением – путь к уменьшению производственных затрат металлургов

Необходимо заметить, что в отличие от других отраслей отечественной промышленности во время приватизации машиностроительных предприятий украинский инвестор практически не имеет зарубежных конкурентов. Так, руководитель отдела международного наблюдения Украинской лиги экономического анализа Павел Сацкий отмечает, что отсутствие интереса западных корпораций к отечественным машзаводам объясняется значительными долгами последних и дороговизной модернизации производства. Однако специалисты указывают, что отечественного инвестора вышеперечисленные негативы не отпугивают и объясняют это следующими причинами.

Первое. Отсутствие конкуренции на приватизационных тендерах приводит к тому, что заводы продаются фактически на безальтернативной основе, а значит – по очень «гуманным» ценам (например, контрольный пакет акций Дружковского машзавода был продан за 18 млн. грн.) Второе. Эксперты утверждают, что машзаводы приобретают металлургические ФПГ, рассчитывающие на то, что включение предприятий машиностроения в их структуру позволит уменьшить затраты цикла металлопроизводства.

По словам консультанта по ресурсам ГАХК «Артем» Александра Ткачука, украинские меткомбинаты начинают ощущать последствия неблагоприятных тенденций металлорынка, которые могут спровоцировать сокращение производства на металлургических заводах и падение их прибылей. Во-первых, по данным Украинского финансового сервера, в начале 2001 г. на мировом рынке произошло падение цен на некоторые виды металлопродукции. Так, стоимость отечественной катанки в конце января-середине февраля снизилась на $7 за тонну (с $190 до $183), горячекатаного рулона – на $2 за тонну (с $155 до $153), арматуры – также на $2 за тонну (с $195 до $193). Во-вторых, Александр Хицов считает, что серьезные неприятности отечественным металлургам доставят антидемпинговые процессы. В-третьих, эксперты прогнозируют значительный рост внутренних цен на сырье и энергоносители для меткомбинатов (см. «&» №5 и №11, 2001 г.)

В результате, по оценке Александра Хицова, падение объемов металлоэкспорта, вызванное негативной конъюнктурой рынка металла, в ближайшее время может составить по различным товарным позициям от 10 до 50%.

По мнению Павла Сацкого, объединение в рамках единой структуры добычи угля, производства кокса, металла и изготовления горношахтного оборудования машиностроительными предприятиями даст возможность уменьшить себестоимость производимой металлопродукции. Как сообщает Интернет-газета «Прометалл», металлурги попытаются снизить затраты на производство металла путем директивного снижения стоимости произведенного на машзаводах оборудования для подконтрольных шахт и меткомбинатов на 5-7%, что приведет к экономии от 10 до 15 млн. грн. ежемесячно. Эксперты не сомневается, что таким образом ФПГ планируют частично компенсировать потери, связанные с негативными тенденциями металлорынка.

Приватизация машзаводов будет успешной

По мнению наблюдателей, подтверждением возрастающей рыночной привлекательности предприятий машиностроительной отрасли служит то, что крупные отечественные финансово-промышленные объединения начали активно покупать украинские машзаводы.

Некоторые ФПГ уже имеют в своем составе машиностроительные предприятия. Так, Александр Ткачук отмечает, что «еще с 1999 г. в руках ООО «Грата» (входит в пул Court Holding, близкий к партии СДПУ (о), находится блокирующий пакет акций ОАО «Сумское машиностроительное научно-производственное объединение им. Фрунзе». При этом Сумское НПО – один из ключевых участников консорциума «Металлургия», который включает также ОАО «Запорожский завод ферросплавов», ОАО «Электрометаллургический завод «Днепроспецсталь» им. А. Кузьмина», Украинский кредитный банк, ОАО «Полтаваоблэнерго», ОАО «Прикарпатьеоблэнерго» и др.».

По сообщению Интернет-агентства Transparent Ukraine, «в конце 2000 года Нижнеднепровский трубопрокатный завод, входящий в группу «Интерпайп» (близкую к народному депутату Виктору Пинчуку), приобрел контрольный пакет акций Днепропетровского вагоноремонтного завода».

В конце февраля 2001 г. был продан контрольный пакет акций ОАО «Дружковский машиностроительный завод» (победителем конкурса признали Авдеевский коксохимический завод). По информации Интернет-газеты «Прометалл», ОАО «Авдеевский коксохимический завод» контролирует донецкая компания «АРС». По данным ИА «Українськi Новини», ЗАО «АРС» занимает лидирующие места на украинском рынке коксующегося угля и совместно с еще одной донецкой ФПГ – «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) – поставляет на отечественные коксохимические заводы около 70% угля.

Учитывая огромный интерес к украинским машзаводам со стороны отечественных ФПГ, специалисты прогнозируют успех запланированным на 2001 год конкурсам по продаже Краснолучского и Джанкойского машиностроительных заводов. И наиболее активные действия по приобретению заводов, уверены аналитики, предпримут металлургические финансово-промышленные объединения. Так, по информации Интернет-газеты «Укрметалл», ОАО «Краснолучский машиностроительный завод» поставляет вагонетки, шахтные конвейеры и горнорежущий инструмент (шахтам им. Засядько, «Краснолиманская-Западная» и ПО «Краснодонуголь»). А концерн «Джанкойский машиностроительный завод», производящий комплектующие к автопогрузчикам и малым грузотранспортерам, продает свою продукцию ММК им. Ильича, Алчевскому коксохимическому заводу, Запорожскому заводу ферросплавов (ЗЗФ) и др. По информации экспертов «Укрметалла», перечисленные «шахты и ММК им. Ильича находятся в сфере влияния ИСД и компании «АРС», Алчевский коксохимический завод контролирует группа «Интерпайп», а ЗЗФ – член консорциума «Металлургия». Таким образом, Краснолучский и Джанкойский заводы входят в технологические цепочки металлопроизводства крупнейших украинских ФПГ. Поэтому, уверены аналитики, финансово-промышленные группы примут самое активное участие в приватизации как этих двух предприятий, так и всей машиностроительной отрасли Украины.

Василий Гуреев, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства

– Льготы в ГМК приводят к перекосам в смежных отраслях, к неравному их положению. Необходимо создавать равные благоприятные отношения и в смежных отраслях. Нельзя «создать рай» в отдельно взятой металлургии. Предполагалось сначала поднять меткомбинаты, а потом подтянуть и машиностроительные заводы, которые обеспечивают их техникой. Эксперимент – это не предоставление льгот, а создание элементарных условий для работы.

Владимир Новицкий, председатель Государственного комитета промышленной политики

– Нужно распространить эксперимент, как минимум, на те машиностроительные предприятия, которые производят оборудование для меткомбинатов и горной металлургии. Его распространение будет содействовать развитию внутреннего рынка продукции, что в свою очередь положительно повлияет на работу украинских производителей. Ведь меткомбинаты – участники эксперимента добились наиболее высоких показателей.

Залишити відповідь