КОНЦЕРТЫ В Национальной филармонии Украины 28 марта состоится юбилейный концерт камерного хора «Киев», посвященный 10-летию коллектива (директор и художественный руководитель – заслуженный деятель искусств Украины Николай Гобдич). Пятикратный победитель престижнейших международных конкурсов, хор «Киев» был удостоен чести выступать на таких значимых событиях, как Экуменическое богослужение папы Иоанна Павла II возле римского Колизея, перед королевой Дании и иностранными представительствами в Копенгагенской ратуше, перед иностранными представительствами в Белом доме в Вашингтоне. Коллектив посетил с гастролями США, Ирландию, Шотландию, Англию, Францию, Голландию, Германию, Австрию, Италию, Данию, Польшу, Беларусь, Россию… Причем выступал в лучших концертных залах этих стран, включая всемирно известные Карнеги Холл (Нью-Йорк) и концертный зал ВВС (Лондон). За этими сказочными успехами стоят, в первую очередь, незаурядный талант, энергия, работоспособность и целеустремленность руководителя – Николая Гобдича – и, конечно, преданность коллективу и влюбленность в свое дело каждого из его участников. Ибо в их десятилетней истории были не только лавры, но и тернии. Созданный в декабре 1990 года на базе «Театра на Подоле», коллектив после относительно стабильного существования летом 1992 года оказался на улице, лишенный всякого финансирования, репетиционной базы и т. д. В тот момент потребовалась максимальная мобилизация воли и житейской смекалки, чтобы выстоять, не утратив творческого потенциала. Но именно в этот тяжелейший в истории хора период к нему пришел первый громкий успех на международных конкурсах за рубежом, наладились планомерные творческие контакты с современными украинскими композиторами, со временем переросшие в хоровой фестиваль «Златоверхий Киев». В 1999 году коллектив был удостоен статуса Муниципального. На сегодняшний день в активе хора «Киев» 13 компакт-дисков и 4 аудиокассеты, на которых представлены разнообразнейшие программы национальной и мировой классики; высочайший профессиональный авторитет. По словам Николая Гобдича, его коллектив «вошел в третье тысячелетие с надеждой открыть всему миру богатейший пласт национальной музыки от эпохи средневековья до современности. Потому что именно хоровая музыка может представить всему миру нашу культуру… в ней наш колорит, душа, история». В программе юбилейного концерта хора «Киев» – национальная классика, сочинения русских композиторов и украинские народные песни. |
КОНЦЕРТЫ Национальный дом органной и камерной музыки 29 марта представляет новую программу брасс-квинтета «Украина». Коллектив, созданный более десяти лет назад на базе органного зала, за прошедшее время сумел завоевать авторитет не только на родине, но и за рубежом. Музыканты неоднократно гастролировали в России, Германии, Италии, Испании, Франции, Швейцарии, а участие в международных конкурсах и фестивалях отмечалось специальными дипломами. К примеру, за выступление на музыкальном фестивале в Тулузе (Франция, 1995 г.) они были удостоены звания «Музыкальный талант мира». И хотя за истекшее десятилетие полностью обновился состав участников, коллектив тем не менее сохранил главное достоинство – высокий профессиональный уровень. Сейчас в брасс-квинтете работают недавние выпускники Национальной музыкальной академии Украины: Евгений Гориславский (первая труба), Антон Бурыко (вторая труба), Ян Барабаш (валторна, художественный руководитель коллектива), Андрей Головко (тромбон), Андрей Демченко (туба). Каждый из них – настоящий мастер своего дела, и поэтому ансамбль подкупает красивым, теплым, выразительным звучанием, виртуозностью и чувством стиля исполняемой музыки. Именно в этом составе коллектив выступал на международных музыкальных фестивалях, с огромным успехом несколько раз гастролировал в Германии, неизменно собирая аншлаги и вызывая восторженные отзывы как публики, так и критиков. Программа ближайшего выступления удивительно яркая, «легкая» и разнообразная. По словам Яна Барабаша, музыканты сознательно подбирали произведения таким образом, чтобы каждый из слушателей смог получить максимум удовольствия и отдохнуть, а каждый из участников ансамбля – в полной мере продемонстрировать виртуозные возможности своего инструмента. В первом отделении будут звучать сочинения Г. Ф. Генделя, Дж. Габриэли, знаменитые «Токката и фуга» ре минор И.-С. Баха, чрезвычайно красочные, «праздничные» по музыкальному языку Увертюра к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник» и «Сегидилья» из оперы Ж. Бизе «Кармен». Второе отделение откроет популярнейшая «Маленькая ночная серенада» В.-А. Моцарта, затем – «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, а в завершение программы – блок джазовых стандартов Г. Филмора и Д. Эллингтона. |
ВЫСТАВКИ Дом кино предлагает вниманию зрителей фотовыставку, посвященную классику мирового кино Фрицу Лангу: «Фриц Ланг – кинообразы. Прообразы». На этой выставке можно увидеть не только киномир выдающегося режиссера Фрица Ланга (серия его фотопортретов и фотографий со съемок), но и мир немецкой эстетики 10-20-х годов прошлого века. Для своих фильмов Ланг широко использовал предметы визуального искусства – картины, иллюстрации, скульптуры. Поэтому выставка разделена на две части: зритель может увидеть фотографии картин известных немецких художников, которые Ланг брал за основу для своих фильмов, и кадры из лент, в точности повторяющие картины. Например, одна из фотографий представляет собой картину 1909 года Карла Отто Чешки. Это иллюстрация к германскому эпосу о Нибелунгах, на которой изображен пронзенный копьем герой эпоса Зигфрид. Рядом висит фото из первой части фильма Ланга «Нибелунги» 1924 года, композиционно соответствующее работе Чешки. На картине Ханса Тома (1875 г.) нарисованы дети, танцующие вокруг цветущего дерева и символизирующие таким образом обновление природы и жизнь, и то же происходит в кадре из второй части фильма «Нибелунги» (1924). А для создания своего следующего киношедевра – «Метрополис» (1926) – Ланг использовал несколько художественных работ: скульптура Рудольфа Беллинга 1923 года послужила прототипом для робота; эскиз монумента Бруно Таута (1919) – для небоскреба Метрополиса, а башня с потрясающей картины Питера Брейгеля «Вавилонская башня» (1563), хотя и в гораздо меньших размерах, но все же была воссоздана на съемочной площадке. Ланг не случайно брал за основу уже существующие в искусстве образы, поскольку эти произведения искусства были известны и любимы в Германии, так же, как и древние героические сказания. Так, эпос о Нибелунгах идеально подошел для поднятия духа немецкого народа; кроме того, именно благодаря ему была представлена миру культура страны Гете и Шиллера. Заказчик фильма, самая большая в то время кинокомпания «УФА», не жалела денег на проект, апеллирующий к традициям и генной памяти народа. Поэтому и первая, и вторая части «Нибелунгов» вошли в историю как наиболее значимые и известные кинополотна немого кино. «Благодаря мастерству режиссуры и постановочному размаху, – писал один советский киновед, – Ланг, прошедший школу экспрессионизма, сумел воссоздать атмосферу легендарной эпохи, воскресить фантастику средневековых преданий». Кстати, «Нибелунги II» будут демонстрироваться в голубом зале Дома кино 27 марта. Что касается самого дорогостоящего (DM7 млн.) и помпезного немецкого фильма начала ХХ века – «Метрополис», то изобразительный ряд, замечательные макеты, великолепные режиссерские находки до сих пор поражают и профессионалов, и зрителей. Выставка продлится до 14 апреля. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее «Ирена» 15 марта открылась выставка украинской художницы Татьяны Сопильняк. Это первая персональная экспозиция автора, однако сразу же запланирована и вторая: после окончания данной выставки, состоящей из 7 живописных работ и 23 коллажей из бумаги (1995-2000 гг.), Татьяна со своей коллекцией отправляется во Францию. Художница работает в разных техниках и жанрах, ее произведения отличаются богатством цвета и настроения. Ее специфика – натюрморты, пейзажи и абстрактные полотна, занимается она и фигуративной живописью. Кроме того, Т. Сопильняк работает в так называемой мелкой пластике, выполняя картины из майолики и терракоты. Особенно интересны коллажи-натюрморты, созданные с использованием аппликации – их многоцветие вызывает ощущение пребывания в цветущем саду, когда вокруг все пышно и сочно, и хочется дышать полной грудью. Как правило, в коллажах преобладают всевозможные оттенки красного – от алого до багрового. А вот абстрактные полотна художницы, например, «Крылья», «Витраж 1» – это полет фантазии; соцветие бежевого, желтого, красного и синего создают некие хитросплетения, ассоциирующиеся с витражами авангардных католических храмов. Для работ Сопильняк характерно движение, невидимое глазу с первого взгляда, но ощущаемое при длительном созерцании. Выставка продлится до 30 марта. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее L-ART продолжается выставка украинской живописи 50-70-х годов «Цветы и женщины». Галерея, не отступая от своей главной линии (знакомство современного зрителя с живописью «эпохи» социалистического реализма), создала великолепную, выразительную и богатую экспозицию, радующую глаз чисто весенним взрывом чувств и эмоций. На ней представлено около сорока работ украинских мастеров 50-70-х годов, при этом, помимо киевской живописной школы, показаны также харьковская, донецкая и западноукраинская. По жанрам это женские портреты, натюрморты и весенние пейзажи. И хотя термин «социалистический реализм» сейчас стал едва ли не нарицательным, подлинное искусство, как известно, никогда не укладывалось в искусствоведческие, а тем более идеологические схемы. И чем больше временная дистанция между художественными полотнами и сегодняшним днем, тем очевиднее становится простая истина: на них зафиксирована история, которая не повторится никогда. Она – в женских ликах, запечатленных кистью мастеров тех лет, ибо известно, что у каждого поколения «свои лица», свое выражение, свой взгляд на сколь изменчивый, столь и неизменный мир. Так же как и своя гамма чувств и эмоций – свое видение красок, темпов и ритма жизни, свой идеал. А если прибавить, что украинская живописная школа по праву считалась одной из самых сильных, интересных и ярких в бывшем Советском Союзе, совершенно очевидно, что эта выставка представляет отнюдь не исторический, а художественный интерес. Внутренняя доминанта одного из разделов экспозиции – работа Петра Слеты «Окно в сад», захватывающая и покоряющая весенним половодьем чувств. Насквозь пронизанная светом, струящимся, вибрирующим воздухом, она поражает чистотой цветовой гаммы. А рядом – выразительнейшие (но совершенно в ином плане) полотна его жены, тоже известной художницы Галины Зари: «Натюрморт» и «Женский портрет». Совершенно изумительный, классический, одухотворенный «Портрет жены» Ефима Вайсбурга. Один из самых любопытных и оригинальных фрагментов экспозиции – своеобразный «иконостас» женских обличий, в котором соседствуют полотна мастеров прошлых лет с двумя работами молодой талантливой киевской художницы Светланы Галдецкой (единственной участницы выставки, хронологически «выпадающей» из заявленной в афише эпохи). Тем не менее это соседство внутренне настолько органично и гармонично, что наталкивает на мысли: подлинное искусство – всегда искусство, а человек во все времена остается человеком. Выставка «Цветы и женщины» продлится до 31 марта. Адрес галереи L-ART: Андреевский спуск, 2 а. |
ТЕАТР На сцене Киевского театра оперетты 31 марта и 1 апреля зритель сможет увидеть премьеру российской антрепризы «Все проходит» в постановке известного кинорежиссера Дмитрия Астрахана. В спектакле участвуют Александр Абдулов, Ирина Алферова, Сергей Никоненко, Григорий Мартиросьян, Ирина Григорьева. К современной театральной антрепризе отношение разное: спектакль ставится на двух-трех громких именах, в короткие сроки, практически без декораций, с одной лишь целью – заработать деньги. Вместе с тем антреприза – это не обязательно халтура, она может быть основана на хорошей пьесе и хорошо сыграна. Спектакль «Все проходит» именно такой: в этом году он с успехом «премьерствовал» в Санкт-Петербурге и не без успеха поездил по Америке, «выбивая» ностальгическую слезу у русских эмигрантов, которые хорошо помнят и Абдулова, и Алферову, играющих главных героев. Постановщик спектакля – известный кинорежиссер Дмитрий Астрахан – наверняка знал историю любви Абдулова и Алферовой (в реальной жизни они когда-то были мужем и женой, считались самой красивой актерской семейной парой), потому, наверное, и решил «соединить» их в этом проекте в качестве главных героев – мужа и жены. Может быть, им и не надо играть – только вспомнить. Этому звездному дуэту, безусловно, есть что сказать друг другу и зрителю. А мастерства и профессионализма им не занимать, чтобы облагородить и индивидуализировать, в принципе, банальный жизненный сюжет. В основе сюжета – простая история звездной пары представителей современного шоу-бизнеса с двадцатилетним супружеским стажем. Любовь, по Его словам, «ушла, никого об этом не предупредив». Он увлекается молоденькими девушками, не обращая внимания на Нее. Она увлеклась немолодым мужчиной, который делает Ей предложение. И вот тут-то и начинается игра страстей, амбиций, страха перед будущим… «Суета сует», одним словом. Не зря названием спектакля послужило мудрое изречение царя Соломона «Все проходит». Но может быть, не все? На этот вопрос и отвечает спектакль-воспоминание о любви и молодости. Гастроли организованы при помощи продюсерской компании «Интер классик». |