Украина не присоединится к ВТО до тех пор, пока отечественным лоббистам будет невыгодно открывать местные рынки, снижая таможенные тарифы

Заявку на присоединение к ГАТТ украинское правительство подало еще в 1993 году. За этот период сам ГАТТ уже успел трансформироваться во Всемирную торговую организацию (создана в 1994 году). Однако процесс переговоров относительно присоединения Украины к этой организации по-прежнему пребывает в начальной фазе.

Вслед за либерализацией товарных рынков ВТО переходит к либерализации рынков услуг

В то время, пока Украина топчется на месте «у дверей» ВТО, сама Всемирная торговая организация находится на пороге кардинальных изменений, которые ускорят и без того стремительный процесс мировой глобализации и экономической интеграции. Речь идет о том, что, во-первых, согласно подписанному в 1994 году соглашению (Уругвайские соглашения) страны-участницы ВТО взяли на себя обязательства в течение 5-10 лет, то есть до 2000-05 гг., произвести снижение уровня импортных пошлин в среднем на 40%.

Во-вторых, почти все пошлины после снижения станут «связанными». Это означает, что правительства стран-участниц Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО (кроме Австрии и Японии) не будут повышать тарифы выше заявленных показателей. (Восточноевропейские государства в рамках этого же соглашения обязались связать 96% всех своих импортных тарифов.)

В-третьих, участники ГАТТ/ВТО намерены отказаться от механизма квот как метода внешнеэкономического регулирования. Главный акцент будет сделан на либерализацию тщательно субсидируемых и защищенных в индустриальных экономиках рынков (с/х и текстильный), которые до этого были выведены за пределы ГАТТ. (Например, до недавнего времени существовало Соглашение (Multifabrical Agreement) по добровольному квотированию экспорта текстильной продукции из развивающихся стран. Сегодня же ЕС и США обязались до 2005 года снять (для членов ВТО) все ограничения, предусмотренные упомянутым соглашением.)

Уже в ноябре текущего года в Катаре (Оман) будет проведено третье заседание Конференции министров ВТО. Предметом этого раунда станет либерализация национальных рынков услуг (в отличие от Уругвайского, на котором рассматривались вопросы либерализации товарных рынков). Поэтому, отмечают специалисты, если Украина до окончания раунда в Омане не утрясет свои вопросы по вступлению в ВТО, то после его завершения нашим властям для присоединения к ГАТТ/ВТО придется проводить либерализацию не только национальных товарных рынков, но и рынков услуг.

Украина не готова либерализовывать даже свои товарные рынки

Несмотря на громкие заявления высших должностных лиц государства о «европейском выборе» и об «интеграции в мировую экономическую среду», практические шаги украинской власти говорят об обратном процессе. Например, если в 1993 г. усредненное значение импортных пошлин в стране составляло 6,7%, то в 2000 г. оно достигло 10,2%. Такие меры, направленные на защиту национального производителя в комплексе с нетарифными барьерами (лицензированием, квотированием и др.) вызвали непонимание у зарубежных партнеров и привели к снижению скорости и понижению эффективности переговорного процесса о присоединении Украины к ГАТТ/ВТО.

Напомним, что процедура вступления в своего рода джентльменский клуб мировой торговли, которым является ВТО, требует согласия всех стран-участниц этой организации. Поэтому процесс вступления государства в ВТО делится на два почти независимых процесса: переговоры с секретариатом ВТО и двусторонние консультации со странами-участницами ВТО, представители которых объединены в специальную рабочую группу. На консультациях с секретариатом обсуждается общее состояние внешнеэкономической политики государства. В процессе переговоров со странами рассматриваются таможенные тарифы (на предмет их дискриминационности по отношению к экспорту/импорту каждой страны-члена ВТО). Как правило, именно процесс двусторонних переговоров государства-претендента со странами-участницами ВТО (а не консультации с рабочей группой секретариата) является наиболее важным с точки зрения успешного вступления в эту организацию. Например, у Китая, не так давно вступившего в ВТО, наибольшие проблемы возникли на этапе двусторонних переговоров с членами ЕС и США. А процесс переговоров о присоединении Молдовы к ВТО был на несколько месяцев заблокирован требованиями Мексики снизить пошлины на импорт спиртных напитков.

Что касается Украины, то с 1997 года состоялось несколько безрезультатных встреч с представителями стран рабочей группы. По мнению Валерия Пятницкого, члена экспертной группы по вопросам имплементации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, тот факт, что Украина до сих пор не согласовала спорные вопросы ни с одной из стран-участниц ВТО, не позволяет даже приблизительно определить дату присоединения Украины к международной торговой организации. При этом совокупность уже выставленных требований такова, что их удовлетворение Украиной в сжатые сроки, по словам Пятницкого, является довольно сомнительным.

Наибольшее количество вопросов к Украине по тарифам и условиям торговли возникло у США и Евросоюза. При этом США делают акцент на вопросах защиты интеллектуальной собственности, а члены ЕС обращают внимание на привилегированное положение некоторых отраслей, в частности, автомобилестроительной индустрии (имеется в виду «АвтоЗАЗ-Дэу»).

Немало нареканий со стороны членов ВТО связано и с действующими в Украине тарифами на импорт с/х продукции. Так, ставка на импорт большинства продуктов сельского хозяйства сегодня превышает 20%. И если ЕС, в пределах которого сильная протекционистская политика в отношении сельского хозяйства является нормой, не считает вопросы украинских тарифов в этой сфере ключевыми, то такие страны, как Австралия и Новая Зеландия, ставят вопрос о заключении двустороннего соглашения с Украиной в прямую зависимость от снижения ставок на импорт с/х продукции. А представители Канады вообще придерживаются мнения, что Украине целесообразно вернуться к уровню импортных тарифов 1993-94 г., то есть понизить их практически в 2 раза.

По оценке Саула Аланоки, эксперта Украинско-европейского центра по вопросам законодательства, Украине (если она действительно намерена вступить в ГАТТ/ВТО) предстоит снизить свой усредненный импортный тариф до уровня его среднего значения по странам Восточной и Центральной Европы (т. е. с нынешних 10% до 6%). Кроме того, украинской стороне придется пойти на снижение максимальной ставки импортных пошлин, которая сейчас составляет 25%.

Отечественные бизнесмены не заинтересованы во вступлении в ВТО

Таким образом, вступление Украины во Всемирную торговую организацию предполагает реализацию украинской властью целого комплекса, направленного на адаптацию украинского законодательства под требования ВТО. Сделать это сегодня, подчеркивают аналитики, в условиях, когда даже правительство не имеет единого мнения, например, в отношении методов поддержки с/х производителей, будет очень непросто. Так, большинство претензий со стороны секретариата ВТО предполагалось устранить в процессе принятия Таможенного кодекса, рассмотрение которого было запланировано на нынешнюю сессию. Но пока депутаты, увлеченные вопросами урегулирования политического кризиса, так и не определили дату рассмотрения этого документа.

Что касается основных спорных вопросов двусторонних переговоров – снижение импортных тарифов и упорядочение системы господдержки некоторых отраслей, то, как свидетельствует опыт последних лет, отечественные лоббисты, как правило, отстаивают свои позиции в условиях украинской правовой специфики. В частности, неоднократные попытки Кабмина поднять акцизы на пиво и снять экспортную пошлину на подсолнечник, выступавшего с соответствующими законодательными инициативами, завершались полным фиаско для правительства. Вероятность того, прогнозируют аналитики, что аграрное лобби в парламенте и на этот раз проголосует за снижение пошлин на агропродукцию, близка к нулю.

Кроме этого, далеко не всех устроит условие «связывания» тарифов (которому должны подчиниться субъекты отечественной экономики в случае вступления Украины в ВТО), что автоматически устранит практику частого изменения тарифов по каждой просьбе отечественных отраслевых лоббистов (аграриев, металлургов и др.).

Таким образом, наиболее активными противниками вступления Украины в ВТО являются украинские лоббисты, недовольные тем, что данный процесс потребует снятия внешнеэкономических барьеров. Следовательно, считают эксперты, у правительства, поддерживающего идею интеграции в ВТО, сегодня немного шансов преуспеть в этом процессе.

Залишити відповідь