Юрий Кармазин, народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
– Я считаю, что никаких нестыковок в законодательстве не существует. Это, во-первых, трусость, а во-вторых, Потебенько был четко уверен, что благодаря защите коммунистов его не отправят в отставку. Генеральный прокурор фактически взялся толковать Конституцию Украины, а ведь это – функция Конституционного суда. А у Верховной Рады есть право выразить Потебенько недоверие и отправить его в отставку.
Более того, генпрокурор был бы отправлен в отставку еще в ноябре прошлого года, когда ВР стало известно о преступно-небрежном отношении прокуратуры и лично Потебенько к расследованию дела по исчезновению журналиста Георгия Гонгадзе. Но тогда Иван Плющ защитил Потебенько, и сказал, что сначала нам надо заслушать его отчет, потому что так определено регламентом Верхованой Рады Украины, и не выполнить требования регламента ВР не могла. Это был бы формальный повод для того, чтоб признать решение ВР неконституционным.
Виктор Небоженко, политолог:
– Это общехарактерно для всего политического кризиса, который сейчас происходит в стране. С одной стороны, право используется в политической борьбе – как властью, так и оппозицией. То есть идет постоянная политизация правового поля Украины. И прокуратура не могла остаться в стороне от этого антидемократического процесса. В том смысле, что в любой цивилизованной стране политика и право раздельны. А в нашей стране и право, и политика применяются как орудие в политической борьбе. Вот почему оппозиция наносит свой удар по прокурору не как по главному законнику страны, а как по силе, которая защищает режим.
С другой стороны, прокуратура, используя коллизию правовых норм, занимается исключительно политической защитой своего положения. А положение у нее – не из легких. И те, и другие ведут себя неприлично по отношению к праву. И после того как «кассетный скандал» закончится, нам предстоит много лет, чтобы прокуратуру могли воспринимать как эффективный орган демократического государства.
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития:
– Если человек – политик, то он идет навстречу трудностям. А если человек – государственный служащий, то он старается уйти от трудностей.
Николай Габер, народный депутат Украины, председатель Патриотической партии Украины:
– Я думаю, главная причина в том, что у народных депутатов, у граждан Украины, у международных организаций накопилось такое огромное количество вопросов, что генпрокурор боится. Боится того, что любое привлечение к ответу приведет к оценке его работы – самой нелицеприятной и неудовлетворительной. А вслед за этим последует позорная отставка. Это просто агония, страх, желание каким-то образом увернуться от ответа, заболеть.
Олег Мусиенко, генеральный директор юридической фирмы «Олег»:
– Для того чтобы удержать свою власть. Генпрокурор Потебенько исчерпал себя как политический деятель давно, поскольку за его плечами все политические дела настоящего времени. Вместе с ним уйдет вся «элита» нынешней Генпрокуратуры.
Степан Хмара, председатель Украинской консервативной республиканской партии:
– Я вважаю, що генпрокурор в першу чергу керується вказiвками з Банкової, а не законом. Це очевидно. Тим бiльше, що Потебенько нiколи не був самостiйною фiгурою. Розумiючи, що вiн може бути в будь-який момент звiльнений президентом, генпрокурор нiколи не проявить самодiяльностi в тому розумiннi, щоб виконувати тiльки закон. I не дивно, що Потебенько категорично не реагує на матерiали по Волкову, Бакаю та iнших, тобто по тих особах, якi нанесли колосальнi збитки державi, якi загрожують нацiональним iнтересам України. Якщо Бакай за пiвтора роки зробив борг України перед Росiєю за газ бiльшим нiж мiльярд доларiв, то це означає, що газ, iмпортований Росiєю, був використаний, а грошi вкраденi. Нiякої нестиковки немає. Генпрокурор зобов’язаний звiтувати перед Верховною Радою, яка призначає його на посаду за поданням президента, тобто вiн пiдзвiтний Верховнiй Радi. Просто Потебенько демонстративно, вiдкрито, цинiчно порушує всi закони, всi правила правових вiдносин.
Георгий Почепцов, профессор Киевского института международных отношений:
– Это типичное поведение для любой бюрократической структуры, которая расширяет сферу своих полномочий. В данном случае нестыковка возникает из-за того, что ВР хочет проявить свою силу и вовлечь Генпрокуратуру в свою «игру». А Генпрокуратура с таким же успехом действует против Верховной Рады. То есть это чисто бюрократическая игра.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Я думаю, что он настолько боится своего патрона, что готов выполнить любое его желание по сохранению правящего режима. А поскольку это желание, а не законодательные нормы, то генпрокурору приходится искать лазейки и нестыковки в существующем законодательстве, чтобы, не дай Бог, не разозлить «хозяина». Главный мотив сегодняшней деятельности нынешнего генпрокурора – это панический ужас перед Кучмой. Поэтому соблюдение Конституции и украинского законодательства Потебенько не интересует.
Юрий Сосюрко, учредитель юридической фирмы «ЭЛСИ», вице-президент всеукраинской ассоциации лизинга «Укрлизинг»:
– Я расцениваю это как явное неуважение генпрокурора к высшему законодательному органу – Верховной Раде, а не как «нестыковки» в законодательстве. Это свидетельствует о низком уровне культуры. Я считаю, что так строить взаимоотношения нельзя.
Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»:
– На мой взгляд, это циничный и откровенный демарш с позиции силы, сделанный умышленно с тем, чтобы показать, на чьей стороне сила. Это правовое бескультурье, вакханалия правового нигилизма.
Вячеслав Кредисов, председатель правления группы компаний «Мезокред»:
– Люди в бизнесе стараются предельно взвешенно относиться к оценке любых действий со стороны власти, которая балансирует на грани правовых и политических коллизий. Я считаю, это свидетельствует о сегодняшней неспособности участников процесса сесть за стол переговоров и попытаться найти компромиссное решение.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:
– На мой взгляд, Потебенько не является самостоятельной фигурой, которая действовала бы в рамках существующего законодательства. Генпрокурор давно уже превратился в политическую фигуру, основная задача которой состоит в защите политического режима любыми средствами. Поэтому даже некорректно (с юридической точки зрения) требовать от Потебенько прочтения законов и их интерпретации в контексте верховенства права.
Все действия генпрокурора, в том числе и его полное пренебрежение по отношению к парламенту как к институту демократии, свидетельствуют о типичном и распространенном на постсоветском пространстве феномене, сущность которого – исчезновение какого-либо разграничения политики и права. Политическая целесообразность понимается как право более могущественных политико-финансовых группировок доминировать в политическом процессе.
В демократическом обществе это рассматривалось бы как посягательство на права и свободу человека, на самые основополагающие принципы функционирования общества и государства. А в украинском обществе, в том числе и в общественном сознании, к сожалению, это рассматривается как норма.