Политический кризис еще опасен для бизнеса, но уже не представляет реальной угрозы для власти

На что в сегодняшней Украине грех жаловаться, так это на скуку. Не скучно ни политикам, ни журналистам, ни бизнесменам, ни народу. Страна бурлит новостями и событиями. Государство живет в ожидании неминуемых и неизвестных перемен. Похоже на игру. Правда, ее правила никому до конца не ясны, цели у всех разные, а о желании участвовать в этой игре никто никого не спрашивает. И к сожалению, итог происходящего не станет просто окончанием игры, ибо этот итог – наше будущее.

Предварительный результат: власть переигрывает оппозицию

К середине февраля украинская политика имела следующие вводные: разброд и шатание в парламенте, шаткое положение правительства, обострившиеся отношения между исполнительной и законодательной властью, противостояние власти и оппозиции, а также выяснение отношений в среде самой оппозиции и перегруппировка сил во властных структурах. Из всего этого политологи «выкристаллизовали» некоторые выводы, позволяющие прогнозировать развитие политического процесса в обозримом будущем.

Во-первых, власть, по мнению политологов, уже начинает переигрывать оппозицию, свидетельством чему можно считать и арест Юлии Тимошенко как вдохновителя и финансиста противников власти. И выраженную визитом Владимира Путина поддержку украинских властей со стороны официальной Москвы. И публичный безоговорочный переход Виктора Ющенко под знамена Леонида Кучмы.

Во-вторых, перестановки в правительстве, видимо, повлияют на новую расстановку сил в парламенте. Сами депутаты считают, что увольнение Леонида Деркача с поста главы СБУ негативно сказалось на позициях фракции «Трудовая Украина», одним из лидеров которой является Андрей Деркач. Следовательно, соратники-соперники «трудовиков» – «Возрождение регионов» и СДПУ(о), по мнению некоторых народных депутатов, смогут, наконец, уравняться в возможностях с «Трудовой Украиной». Конечно, это утверждение весьма и весьма спорно со всех точек зрения. Однако бесспорным является факт проведения консультаций между парламентскими «китами» по поводу того, как быть и что делать дальше.

В-третьих, сильнейшие финансово-политические группы, чьи интересы представлены в парламенте, прилагают все больше усилий к реализации совместной цели – созданию коалиционного правительства. По сути, Виктор Ющенко получил ультиматум: либо он согласится принять под правительственную крышу представителей сильных парламентских фракций, либо готовится к отставке. Представители «Трудовой Украины» уже не раз формулировали свою позицию таким образом. С недавних пор к ним присоединились другие влиятельные фракции. Например, Александр Зинченко (СДПУ(о) считает, что «если не будет создано коалиционное правительство, то Ющенко столкнется с серьезными проблемами в отношении поддержки своих действий в Верховной Раде». Александр Волков («Возрождение регионов») еще более конкретно заявил: только коалиция спасет правительство Виктора Ющенко от выражения ему недоверия. При этом г-н Волков напомнил, что Верховная Рада не один раз принимала по просьбе Кабинета министров законы – под обещание подумать о коалиционном правительстве. По-видимому, сейчас обещания премьер-министра уже не принимаются. Требуются действия.

Задача для премьера: коалиционное правительство создать невозможно, но нужно

Срок, отпущенный Кабинету министров и его руководителю на раздумья и соответствующие действия, завершится 5 апреля. Именно в этот день правительство должно будет отчитаться перед депутатами о выполнении своей программы действий. После этого Верховная Рада получит формальное и юридическое право поставить на повестку дня вопрос об отставке Кабинета министров. Будет ли это право реализовано – пока вопрос.

Виктор Ющенко, судя по всему, не намерен уйти бесславно. Во всяком случае информированные источники утверждают, что он проводил активные консультации по поводу пресловутой «коалиционности». Однако положению премьер-министра не позавидуешь: разные группы влияния в Верховной Раде требуют от премьера совершенно разных и зачастую взаимоисключающих кадровых решений.

Так, новый вице-премьер по ТЭК Олег Дубина, заявивший, что у него «свой курс и своя политика: за всю электроэнергию, за все, что взяли на рынке, все должны заплатить деньгами», устраивает на этом посту и с такими подходами далеко не всех. Например, депутаты, лоббирующие интересы приватизированных облэнерго, обрадовались обещанию Дубины отменить многочисленные предписания и распоряжения с запретами отключать от энергосети таких должников, как военные объекты и экологически опасные производства, социальную сферу, тюрьмы и т. д. В соответствии с концепцией нового вице-премьера отключать можно всех, а значит, долги за электроэнергию перестанут быть грузом исключительно энергокомпаний. Но это же решение очень расстроило депутатов, лоббирующих интересы промышленных предприятий-должников…

Кроме того, пока одни народные избранники настойчиво рекомендуют Виктору Ющенко уволить министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, другие, напротив, поддерживают министра. Кадровые вопросы, решения которых требуют от премьера, касаются еще нескольких постов в Кабмине. И каждый из них порождает закулисные споры и скандалы. Уладить дело мирным путем не представляется возможным. Даже руководитель президентской Администрации Владимир Литвин вынужден был недавно объяснять: «Чтобы реализовать идею коалиционного правительства, нужно сначала внести соответствующие изменения в Конституцию». А сегодня в Украине, подчеркнул глава Администрации, не существует ни законодательной базы, ни механизма, ни способа сформировать коалиционное правительство, учитывая интересы и пожелания всех заинтересованных партий.

Верховная Рада только собирается вернуться к давно забытому законопроекту «О Кабинете министров Украины», чтобы создать новые правила формирования правительства. Но это еще, видимо, не скоро произойдет. Поэтому-то в среде тех сил, которые мечтают об участии в работе правительства и о близости к админресурсу, постоянно возникают склоки. Шишки же в результате достаются премьер-министру. Утешить его могло разве что обещание президента пока не отправлять в отставку самого Виктора Ющенко. «Он молодой. Пусть пашет», – решил президент.

Народ – за Ющенко, экономика и политика – против

Стабильность положения Виктора Ющенко зависит от многих факторов. Политические сводятся к перспективам поддержки Ющенко партиями и финансово-политическими группами. Последние, как уже говорилось, делают Ющенко предложения, от которых он «не может отказаться», но которые также сложно принять и реализовать. Партии национал-демократической ориентации, готовые было самоорганизоваться и сплотиться в пропремьерский блок, крайне разочарованы позицией Ющенко, продемонстрированной в последние недели. Заместитель председателя временной следственной комиссии Верховной Рады по «делу Гонгадзе» Виктор Шишкин на днях так пояснил ситуацию журналистам: «Если еще недавно мы как-то связывали правый фланг с Виктором Ющенко, то его мямление, размазывание «каши по тарелке» в политических событиях последнего времени (отставка Юлии Тимошенко, ситуация вокруг палаточных городков и т. д.) четко показали, что он не может быть объединяющей личностью». Такую точку зрения в той или иной мере разделяют многие национал-демократы.

К тому же в их среде и без того нет единства. Так, часть партий и организаций вместе с «Батькiвщиной» и Соцпартией подливают масла в огонь акции «Украина без Кучмы». А например, обе части Руха, партия «Реформы и порядок» и др. декларируют «умеренную позицию и конструктивную оппозицию». Явного лидера нет ни у тех, ни у других.

Но и Виктор Ющенко, подписав вместе с президентом и председателем парламента известное обращение к народу, отказался от притязаний на личное политическое лидерство. По крайней мере – временно отказался. При этом, по данным Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, 45% украинцев по-прежнему считают Ющенко перспективным кандидатом на следующих президентских выборах. А такая народная любовь создает положению премьера дополнительную опасность, называемую «политической ревностью»…

Экономические факторы, влияющие на стабильность положения премьер-министра, как утверждают аналитики, менее значимы, ибо в период политического кризиса страна превращается в королевство кривых экономических зеркал. Скажем, о прошлогодних отчетах правительства, в которых говорилось о свершившемся «экономическом чуде» – о начале роста экономики, – уже позабыли. И почти невероятный январский рост ВВП в 9% тоже был затенен перипетиями «кассетного скандала». Ведь мало кого интересует сухая статистика об увеличении притока инвестиций, приватизационных планах и т. п. Важен ощутимый результат в виде повышения уровня жизни. Но даже представитель президента в Кабинете министров Владимир Лановой утверждает, что реальных перемен к лучшему украинцы пока не ощутили. По его словам, доходы граждан в 2000 году увеличились на 10-15%, а цены выросли на 40-50%. Кроме того, г-н Лановой считает, что в минувшем году украинское правительство исчерпало накопленные резервы на погашение внутренних и части внешних долгов.

Правительство признало, что $2 млрд. внешнего долга в прошлом году удалось погасить только «за счет повышения финансовой дисциплины». Предпринимателям доподлинно известно, за счет чего именно это «повышение и улучшение» было достигнуто. И видимо, практика «дисциплинирующего» отношения властей к бизнесу продолжится и в дальнейшем: ведь уже с этого года долговая нагрузка на бюджет существенно возрастет, а значительного увеличения доходов в бюджет пока не наблюдается.

Директор департамента монетарной политики НБУ Наталия Гребеник также косвенно подтвердила эти слова, заметив, что запланированные на 2001 год рост ВВП – 4% и темп инфляции – 13,6% – «очень амбициозные планы». Тем более, что результаты последнего визита миссии МВФ в Украину не вселяют в правительство надежд на получение (в ближайшем будущем) очередных траншей кредитов. Председатель правления НБУ Владимир Стельмах заявил журналистам, что Нацбанк в таких условиях все же сможет обеспечить стабильность курса гривни и обслуживать внешние долги (ибо в прошлом году на внутреннем рынке НБУ выкупил $1,6 млрд.). Но в то же время В. Стельмах признал, что правительству придется нелегко: потенциальные инвесторы могут воспринять жест МВФ (решение о непредоставлении Украине очередного транша кредита EFF) как знак о рискованности вложений в экономику Украины в связи с высокой политической нестабильностью в стране.

То, что правительству будет сложно, ни у кого не вызывает сомнений. Очевидным в среде политологов считается и тот факт, что Виктору Ющенко лично будет крайне затруднительно как удержать ситуацию под контролем, так и надеяться на успешную политическую карьеру в случае, если рычаги управления Кабинетом министров уйдут из его рук.

Революции не будет: всем спасибо, все свободны…

О преждевременности сражения за президентское кресло в середине февраля заявил Леонид Кучма, сделав акцент на стабильности своей власти, предоставленной ему народом. И представитель президента в парламенте повторил, что «добровольной отставки президента не будет ни при каких обстоятельствах». А «недобровольная отставка» – импичмент – в Украине пока невозможна по техническим причинам (в связи с отсутствием законодательного определения этой процедуры). Казалось бы, вопрос исчерпан. Во всяком случае до оглашения результатов проведенной на Западе экспертизы аудиопленок, которые якобы записывались майором Мельниченко в кабинете украинского президента…

Но ни во властных коридорах, ни в обществе вопрос о возможности досрочных президентских выборов не снимается с повестки дня. И причиной тому незавершенность «кассетного скандала». Кроме того, политических сил, тайно (в отличие от оппозиции) мечтающих о смене власти ради собственного утверждения во властных структурах, как считают наши эксперты, немало. И эти силы руководствуются, в первую очередь, экономическими мотивами. Например, некоторые народные депутаты говорят, что губернаторы готовы чуть ли не войной идти на Киев – настолько им не по душе обещанное Кабинетом министров изменение концепции бюджетной политики. Потому-то, отмечают депутаты, рассмотрение Бюджетного кодекса (как и отчет правительства по ситуации в ТЭК) было перенесено на март.

Так что запланированная на март встреча Кабинета министров и Верховной Рады, возможно, станет первой пробой сил и для Виктора Ющенко, и для его противников. Окончательное же «выяснение отношений» произойдет уже в апреле. И если исходить из приведенных в начале статьи предварительных выводов, сделанных политологами, то можно утверждать, что ничего особенного не случится. Премьер может остаться на своем посту (если договорится с сильными парламентскими фракциями и сумеет удовлетворить их требования). А может и уйти в отставку. Но для Украины это – будни. Революция же и досрочные выборы уже вряд ли состоятся (если, конечно, ситуацию не подкерректируют результаты проводимой на Западе экспертизы аудиопленок), ибо Виктор Ющенко своей лояльностью к власти ослабил надеявшуюся на него оппозицию и соответственно укрепил позиции власти. Мавр сделал свое дело, и максимум, чего можно ожидать, – это формирования нового Кабинета министров.

Залишити відповідь