Отмена кодированных счетов будет иметь последствия лишь для «оптимизаторов налогов». Но дальнейшие планы ГНАУ настораживают всех

Еще в конце 1998 года, когда кодированные счета вводились взамен ликвидируемых анонимных валютных счетов, эксперты «&», ссылаясь на необходимость соблюдения международной Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, сделали прогноз: в будущем государство может лишить граждан и этой возможности сохранить инкогнито. И вот по прошествии чуть более двух лет прогноз оправдался. Как раз во время работы в Украине международной Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) – 3 февраля – президент Украины Леонид Кучма подписал указ №70/2001, отменяющий Указ №805 от 21 июля 1998 года «О некоторых вопросах защиты банковской тайны», которым вводились кодированные счета. Еще одним – формальным – основанием для отмены президентом своего указа стало принятие в конце прошлого года нового Закона Украины «О банках и банковской деятельности», в котором полностью урегулирован вопрос защиты банковской тайны (в частности, в соответствии с этим законом банкам запрещается вступать в договорные отношения с анонимными лицами и обязательно предписывается идентифицировать всех лиц, осуществляющих сомнительные либо большие по размеру (более EUR10 тыс.) операции). Ведь согласно переходным положениях Конституции указы президента утрачивают силу после принятия соответствующего закона. Но поскольку, по словам экспертов, в переходных положениях эта процедура четко не прописана, во избежание возникновения в будущем двусмысленных юридических трактовок президент подписал отдельный указ.

Отмена же кодированных счетов инициировалась Государственной налоговой администрацией Украины и была поддержана Национальным банком. Главные мотивы для ГНАУ, по ее информации, – значительно участившееся в последнее время использование таких счетов для уклонения от налогообложения.

Кодированные cчета мешали ГНАУ выявлять лиц, осуществляющих незаконные операции

Как отмечается в пресс-релизе, распространенном пресс-службой президента, на первых порах практика использования кодированных счетов свидетельствовала, что они позитивно влияли на привлечение теневого капитала в банковский оборот и на повышение инвестиционного капитала банков (в прошлом году общий оборот по кодированным счетам превысил 10 млрд. грн. и увеличился по сравнению с 1999 годом в 1,8 раза; при этом более 80% остатков на них составляли валютные средства). Однако в последнее время, отмечается в документе, в связи с внедрением Национальным банком усиленного контроля по операциям с лоро-счетами (которые ранее также активно использовались в различных схемах уклонения от налогообложения. – Прим. «&») «кодированные счета стали функционировать исключительно как транзитные и использоваться преимущественно юридическими лицами для перечислений в национальной валюте в пользу физических лиц без надлежащей уплаты налогов». Так, в 2000 году 70% поступлений на кодированные счета составляли перечисления из украинских банков, «и практически все поступления на эти счета были списаны, причем 94% – получены наличными без возврата в банковскую систему».

Такую же точку зрения относительно использования кодированных счетов имеет и ГНАУ, в пресс-релизе которой тоже подчеркивается, что «после наведения порядка в функционировании лоро-счетов основным механизмом конвертации средств для обслуживания теневой экономики становятся кодированные счета физических лиц», которые «являются главным элементом в схеме получения неконтролируемых наличных». При этом ГНАУ приводит и конкретные примеры. В частности, во время проверки киевского расчетного центра одного из крупных украинских банков установили, что из 106 открытых в нем кодированных счетов 90 было открыто на паспорта умерших лиц. При этом ежедневно в этом расчетном центре с кодированных счетов в наличные переводилось 2-3 млн. грн. В целом же в данном банке, по информации ГНАУ, за 9 месяцев с 1 января прошлого года было открыто 197 кодированных счетов. При этом на 46 гривневых счетов поступило 1,2 млрд. грн., а на 151 валютный – $87,5 млн. И все эти средства со временем были выданы через кассу банка.

Еще пример с описанием одной из «классических» схем отмывания денег с использованием кодированных счетов. В Харькове одно из частных предприятий открыло пункт обмена иностранной валюты. Гривневая выручка этого пункта вносилась на карт-счет гражданки Б., которая давно потеряла свой паспорт. С карт-счета средства в несколько операций конвертировались и поступали в оффшорный банк, откуда уже «чистыми» возвращались на кодированный счет, открытый по этому же потерянному паспорту, и снимались наличными. Таким образом, до данным ГНАУ, дельцы получили $4,5 млн.

Впрочем, даже банкиры не отрицают факта, что кодированные счета в основном использовались в неблаговидных целях. В частности, заместитель главы совета Нацбанка Петр Порошенко согласился с мнением, что кодированные счета на 80% использовались как транзитные в различных схемах по уклонению от налогообложения.

Начальник главного управления налогообложения физических лиц ГНАУ Сергей Лекарь отметил, что нюанс контроля операций по кодированным счетам заключается еще и в том, что операции может осуществлять не только владелец счета, но и любое другое лицо, знающее код. То есть, даже если доказать, что по тому или иному кодированному счету осуществлялись незаконные операции, невозможно доказать, что эти операции осуществил непосредственно владелец счета, а не кто-либо иной.

Физлица не заметят отмены кодированных счетов

Большинство экспертов полагают, что отмена кодированных счетов вряд ли существенно отразится на обычных вкладчиках, поскольку данная услуга не пользовалась массовым спросом со стороны населения. Как известно, кодированные счета в свое время вводились как альтернатива упраздненным анонимным для тех граждан, которые хотели по тем или иным причинам сохранить инкогнито. Ведь далеко не всегда гражданин пытается не нарушать анонимность только с целью осуществления махинаций.

Вместе с тем с точки зрения анонимности кодированные счета вряд ли могли устроить потенциальных вкладчиков, поскольку механизм открытия таковых практически ничем не отличался от открытия обыкновенного счета, и инкогнито сохранялось только при осуществлении операций по счету. Владелец счета мог быть легко «засвечен», о чем свидетельствует и уже упомянутый пресс-релиз ГНАУ (информация о том, что в одном из банков большая часть кодированных счетов была открыта на паспорта умерших. Каким образом ГНАУ узнала, на какие паспорта эти счета были открыты?)

С точки зрения анонимности более выгодны сберегательные сертификаты на предъявителя, позволяющие клиенту скрыть свое лицо наравне с упраздненными ранее анонимными счетами (которые в 1999 году стали облагаться подоходным налогом). И, как отметил один из банкиров, «нуждающиеся в анонимности» разделились на тех, кто стремится уклониться от налогов, и тех, кто действительно хочет просто остаться инкогнито. Первые стали в основном использовать кодированные счета, доход по которым не облагался налогом, а вторые – сберегательные сертификаты на предъявителя и платить 20% подоходного налога. Отсюда и указанное отсутствие массового спроса на кодированные счета.

Однако не только маловостребованность кодированных счетов сделает их отмену относительно безболезненной для вкладчиков-физлиц. Как отметил почетный президент «Правэкс-банка» Леонид Черновецкий, новый Закон «О банках и банковской деятельности» гораздо сильнее по сравнению с отмененным указом президента защищает конфиденциальность счетов физических лиц, «причем всех без исключения счетов, а не только кодированных». По его словам, физические лица «вполне могут рассчитывать на еще более «строгую» конфиденциальность со стороны коммерческих банков при открытии обычных счетов взамен кодированных», что предусмотрено ст. 62 указанного закона, которая «категорически запрещает коммерческим банкам выдавать правоохранительным органам любую информацию о владельце (физическом лице) обычного счета, в том числе и о движении по этому счету, чего не было ранее». Леонид Черновецкий напомнил, что тайна вклада может быть нарушена только по требованию суда или следователя, как это было и в случаях с анонимными и кодированными счетами, и только по возбужденным уголовным делам.

Последствия отмены кодированных счетов для предпринимателей очевидны. Но при этом один из банкиров обратил внимание на то, что это лишь очередное красноречивое свидетельство борьбы с последствиями, а не с причинами. «Предприниматели занимаются обналичиванием не от хорошей жизни. И отмена кодированных счетов действительно будет для многих ударом. Но надо понимать, что в нынешних условиях многие предприниматели просто не могут выжить без снижения своих затрат, в том числе за счет операций по обналичиванию. После отмены кодированных счетов предприниматели просто будут искать новые схемы ухода от налогов, как это было после ужесточения операций с лоро-счетами», – сказал банкир.

ГНАУ планирует обложить налогом доходы от депозитов физлиц

Отменой кодированных счетов планы налоговых органов относительно банковских счетов не ограничиваются. В частности, как сообщил С. Лекарь, ГНАУ будет выступать за то, чтобы в Налоговом кодексе записать норму об обложении налогом доходов, полученных физическими лицами от размещения средств на депозитах, на общих основаниях. Более того, эта норма уже прописана в существующей на сегодняшний день редакции Налогового кодекса.

Петр Порошенко подтвердил эту информацию, выразив одновременно серьезную обеспокоенность возможными последствиями принятия решения об обложении подоходным налогом процентов по депозитам. По его мнению, такой шаг будет способствовать «оттоку вкладов населения из банков, переводу значительной части этих средств в тень и соответствующему обострению ситуации на финансовом рынке. Поэтому П. Порошенко пообещал использовать свои полномочия депутата и заместителя главы совета НБУ для того, чтобы не допустить воплощения в жизнь данной инициативы налоговиков.

Отмена кодированных счетов, по большому счету, должна пройти относительно безболезненно для финансового рынка: население ими почти не пользовалось, а предприниматели, скорее всего, найдут другие схемы оптимизации налогообложения. Вместе с тем эксперты считают целесообразным, чтобы какая-либо влиятельная сила из предпринимательских или банковских кругов все же выступила противовесом ГНАУ в части дальнейшей «модификации» правил игры на рынке депозитов населения.

Воплощение в жизнь инициативы ГНАУ по отмене сберегательных сертификатов на предъявителя отложено

Такие же схемы ухода от налогов, как и с кодированными счетами, вполне возможно осуществлять и с использованием сберегательных сертификатов на предъявителя. «Сберегательный сертификат на предъявителя в любом случае может являться частью схем по уклонению от налогообложения, так как получить средства по нему может тот гражданин, которому они не предназначались», – заявил С. Лекарь.

На вопрос, почему ГНАУ не инициировала отмену вместе с кодированными счетами и сберегательных сертификатов на предъявителя, С. Лекарь ответил, что на самом деле такой вопрос поднимался, однако пока решено с этим шагом повременить. Налоговик напомнил, что при использовании в каких-либо схемах анонимных сертификатов в бюджет поступают хоть какие-то средства, поскольку доход по таким бумагам облагается по ставке 20%.

Леонид Черновецкий, почетный президент «Правэкс-банка»

– С принятием нового Закона «О банках и банковской деятельности» вводится ответственность за разглашение банковской тайны, и банки, не соблюдающие конфиденциальность, особенно в отношении операций со счетами физических лиц, должны подвергаться наказанию со стороны НБУ вплоть до лишения лицензии. Кроме того, дополнительным важнейшим стимулом для банков в соблюдении конфиденциальности при работе со счетами граждан станет потенциальная возможность владельца счета – физического лица – обратиться в суд с многомиллионными исками к банку, который по любым причинам выдал тайну вклада. Этого нельзя было сделать до принятия нового закона.

Петр Порошенко, заместитель председателя совета Национального банка

– Ограничение операций по кодированным счетам – это шаг к цивилизованной стране. Однако необходимо составить график окончательного закрытия этих счетов, а также разработать соответствующие механизмы и процедуры по сохранению прав собственности на находящиеся на этих счетах незатребованные суммы. Ведь существующие кодированные счета были открыты в соответствии с действующим на тот момент законодательством, и любые меры по реквизиции средств с этих счетов или какие-либо серьезные расследования по операциям с этими счетами будут нарушением конституционных прав граждан, открывших их, так как государство в свое время гарантировало безопасность и банковскую тайну по кодированным счетам.

Александр Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков

– Ассоциация украинских банков выступает против отмены кодированных счетов физических лиц. На кодированных счетах есть средства, работающие на экономику Украины. Если же кодированные счета закрыть, то эти средства будут выведены из Украины за границу. Это не хотят понять ни в НБУ, ни в ГНАУ.

Залишити відповідь