КОНЦЕРТЫ Национальный дом органной и камерной музыки Украины 13 февраля приглашает на вечер старинной итальянской и немецкой музыки. В нем примут участие известные отечественные музыканты: народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Анатолий Баженов (скрипка); Олег Серединский (скрипка); заслуженный артист Украины Иван Кучер (виолончель); заслуженный артист Украины Виктор Тимец (кларнет); заслуженный артист Украины Владимир Кошуба (орган); Екатерина Баженова (клавесин). Душой этого вечера камерной музыки станет скрипач Анатолий Баженов. И обилие участников в афише концерта отнюдь не случайно: практически за каждой программой, подготовленной Анатолием Баженовым, стоит неустанный творческий поиск, колоссальные знания, эрудиция, часто – исследовательская работа. В результате каждый концерт далек от каких-либо стандартов, он либо знакомит слушателей с ранее неизвестными сочинениями известных композиторов, либо представляет новые версии достаточно популярных произведений. В данном же случае слушатель сможет познакомиться и с непривычными типами камерных ансамблей. «Открытия» начнутся с первого же отделения – «итальянского», в котором прозвучит Соната для виолончели с органом и Соната для двух скрипок выдающегося мастера позднего барокко А. Вивальди. Затем Анатолий Баженов (скрипка) и Екатерина Баженова (клавесин) исполнят Сонату Ф. Джеминиани. Завершит «итальянскую» часть программы известный органист Владимир Кошуба сочинениями Дж. Фрескобальди. Не менее интересно и второе, «баховское», отделение концерта, в котором Владимир Кошуба, помимо сольных органных композиций гениального немецкого композитора, исполнит в дуэте с кларнетистом Виктором Тимцем «Адажио». «Изюминкой» для эстетов и знатоков классического искусства станет «Чакона» И.-С. Баха из Партиты ре минор. Все привыкли к сольной версии этого сочинения – именно так оно задумано и создано автором, именно так оно исполняется во всем мире. Но выдающийся немецкий композитор-романтик Р. Шуман, который редактировал 48-томное собрание сочинений И.-С. Баха, посвященное столетию со дня смерти композитора, предложил современникам взглянуть на сольные скрипичные сочинения И.-С. Баха по-новому, представив собственную версию фортепианного аккомпанемента. В сущности, эта редакция на концертной эстраде не прижилась. Тем не менее Анатолий Баженов в одном из немецких издательств заказал эти ноты, и оно (за достаточно большую сумму) отпечатало их в единственном экземпляре. Выступление скрипача с этой программой в США (в дуэте с киевской пианисткой Наидой Магомедбековой) анонсировалось как «мировая премьера», а американская критика оценила его как художественную сенсацию. В ближайшем концерте эта версия баховской «Чаконы» будет звучать в сопровождении органиста Владимира Кошубы. В заключение вечера – Трио-соната немецкого композитора в исполнении Анатолия Баженова, Ивана Кучера и Екатерины Баженовой. |
КИНО В киевском кинотеатре «Кинопалац» начинается показ двух фильмов, ставших чемпионами проката в своих странах: с 5 февраля будет демонстрироваться французская картина «Дансер», а с 9 февраля – американский фильм «Изгой». Популярность фильмов в первую очередь связана с именами создателей картин: продюсером ленты «Дансер» является, пожалуй, самый известный французский режиссер Люк Бессон; «Изгой» поставлен одним из самых успешных в Голливуде режиссеров Робертом Земекисом. Зрители обратили внимание также на то, что и «Дансер», и «Изгой» сняты не в той манере, в которой их создатели работали раньше. Бессон, снимавший ранее такие огромные постановочные полотна, как «Жанна ДХАрк» и «Пятый элемент», вдруг написал сценарий и спродюсировал почти камерный фильм. А Земекис, привыкший к спецэффектам («Назад в Будущее») и напряженной атмосфере («Что скрывает ложь»), снял тихую, драматическую и увлекательную картину. Интересно, что и Бессон, и Земекис натурой для своих фильмов выбрали не свою родину: Бессон снимал в США, а Земекис – на одном из карибских островов. Сделав своей героиней нью-йоркскую чернокожую танцовщицу с забавным именем Индия (ее играет дебютантка в кино, но мэтр в танцах – известный хореограф Мия Фрай), Бессон меньше всего заботился о многоплановости сюжета, сделав основную ставку на динамичность повествования. Особенно много внимания он уделил танцам. В фильме они в центре: гибкое тело и пластичные движения Индии сводят зрителя с ума с первых же кадров. Но этим не соблазнить бродвейских постановщиков, а именно на Бродвее и мечтает выступать девушка. И все из-за того, что Индия от рождения немая. Однако жизнь преподносит ей, как в сказке, принца, ученого Айзека (Родни Истман). Уже многие годы он безрезультатно работает над созданием акустического аппарата, извлекающего звуки из движений человека. Индия своим танцем подсказывает ученому выход из тупика. Этим она напоминает Золушку, которую ученый-принц вытаскивает из тьмы безысходности к свету славы. Такую же услугу оказывает и Бессон режиссеру фильма, дебютанту Фредерику Гарсону. Об этом продюсер и сценарист в одном лице сказал: «Иметь бы мне такого же продюсера, как я сам, лет пятнадцать назад…», намекая на безусловный успех спродюсированной им картины. И он не ошибся – фильм стал лидером проката Франции. У Земекиса недостатка в продюсерах не было – его имя уже является гарантией качества, а потому кинокомпания XX Century Fox сразу выделила на съемки $90 миллионов. Правда, были проблемы с получением разрешения на использование логотипа компании Federal express (самолет этой компании в фильме разбивается в Тихом океане). По сюжету остается в живых лишь один работник FedEx, Чак Холанд (Том Хенкс). 4 года ему предстоит провести на небольшом островке, который не спеша можно обойти за несколько часов. Его единственным другом становится своеобразный Пятница – волейбольный мяч фирмы Wilson. Драма в духе Робинзона снималась более полутора лет, 12 месяцев из них все ждали, пока Том Хенкс похудеет и отрастит волосы и бороду, чтобы стать похожим на человека, живущего на необитаемом острове. В результате он сбросил 20 кг веса (за что получил $20 млн.). А пока съемочная группа ждала похудения Хенкса, Земекис успел снять невероятно успешный триллер «Что скрывает ложь». Роль Хенкса очень хороша, недаром он один из пяти самых высокооплачиваемых актеров мира. Его игру уже оценили критики из Голливудской ассоциации иностранной прессы и присудили третий в его карьере «Золотой глобус». Вполне возможно, что за эту же роль он вскоре получит и третий в своей жизни «Оскар». |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Город N» 15 февраля открывает персональную выставку грузинского художника Темо Свирели. У этого известного и достаточно популярного в среде ценителей современной живописи художника не только «музыкальная» фамилия, но и вполне музыкальные работы (особенно если вспомнить, что музыка является самым абстрактным из искусств). Нефигуративная серия под каламбурным названием «Без названия», часть работ которой можно будет увидеть в «Городе N», – чистая абстракция. На всех холстах изображено почти одно и то же: красные, белые, зеленые и розовые точки, образующие цветочное поле. Некоторые искусствоведы такие работы так и называют – «Цветочное поле» или проще – «Весна». Художник в этих картинах и подразумевал поле, но «наносил» на полотно не форму, а настроение. Поэтому они без названия. Сам Свирели говорит: «Как назвать картину, если каждый увидит в ней что-то свое, что может даже и не соотноситься с изображением, ведь у каждого свой взгляд на искусство, свое восприятие его. Поэтому я стараюсь не ставить точки над «i», а дать зрителю возможность самому определить и назвать то, что он видит». Эта же концепция лежит и в основе всей выставки – ее название Homo Ludens, что означает «человек играющий». По мнению художника, создание произведения искусства и его восприятие базируются на игре. Художник, рисуя, увлекается своей фантазией, следует по ее витиеватому пути, и это, по словам Свирели, очень напоминает игру. То же происходит и со зрителем, созерцающим произведение художника: он принимает правила игры создателя и начинает играть в «пойми то, что нарисовано». Кстати, многие фигуративные работы Темо Свирели тоже игривы: на картине «Портрет художника» на голове человека с кистью в руке сидит ворона. Нарисовано это более-менее реалистично, но в комплексе воспринимается фантасмагорично. Главное для Свирели – цвет, линия и форма. Все без исключения работы художника колоритны, богаты цветом. Линия и форма необычны. Столь живое искусство грузинского «создателя прекрасного» вполне заслуженно пользуется успехом у коллекционеров. Выставляться у себя на родине, в Грузии, он начал в 1991 году. А восемь лет назад приехал в Киев, где многие галереи заинтересовались его экстраординарной манерой. В 90-х Свирели стал настолько популярен, что теперь его картины присутствуют в частных и государственных собраниях в США, Японии и почти во всех странах Европы. Большая часть его работ находится в Австралии – особенно это касается картин с «цветочным полем». Выставка продлится до 28 февраля. |
ТЕАТР В Киев приезжает Мариинский театр, который представит премьеру спектакля «Драгоценности». Она состоится 21 февраля в Национальном Дворце культуры «Украина» при поддержке продюсерской компании «Альянс Шатро». Приезд в Украину Мариинки (как называют театр в России) можно назвать сенсацией. В Киев театр не приезжал с 1982 года. И впервые киевский зритель увидит хореографию одного из гениев балета ХХ века Джорджа Баланчина (Георгия Мелитоновича Баланчивадзе) – выдающегося американского балетмейстера, выпускника питерского хореографического училища. Спектакль «Драгоценности», который Баланчин поставил еще в 1967 году для New York City Ballet, как и все его предыдущие постановки, вызвал бурю эмоций у зрителей. Постановка была бесконечно красива по пластике и минималистична по декорациям. Единственное, что находилось на сцене – несколько подвешенных к потолку камней, окрашенных в зеленый, красный и белый цвета, что соответствует трем частям спектакля – «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты». Кстати, к драгоценным камням Баланчин был неравнодушен. Он говорил: «Я люблю драгоценности, я ведь грузин по национальности. Будь у меня достаточно денег, всего бы себя покрыл драгоценными камнями». Возможно, поэтому сам спектакль получился как драгоценный камень и в прямом, и в переносном смысле: постановку Баланчина называют одной из лучших, а блестящими камнями покрыты костюмы артистов. После смерти великого хореографа был создан Фонд Баланчина, целью которого являлось и до сих пор является препятствование слишком вольным интерпретациям его постановок, и особенно «Драгоценностей». Возможно, именно по причине деятельности этого Фонда в Европе не часто появлялись баланчиновские постановки. Мариинский театр – единственный в мире, который интерпретировал 5 спектаклей Баланчина. А вот для шестой постановки «Драгоценностей» в Мариинку в 1999 году из Америки специально приехали ученики хореографа – Элиз Борн, Салли Харингтон, Кэрин фон Арольдинген и Шен Лавери. Костюмы театральной труппы были сшиты по тем же лекалам, по которым они делались в 1967 году – их эскизы воссоздала Барбара Каринска, а за созданием декораций следил их автор, художник Питер Харви. «Драгоценности» – бессюжетный спектакль, что полностью соответствует представлению о балете самого Баланчина. Он говорил: «Я не люблю сюжетов. Я люблю всякие истории: с удовольствием читаю детективы, смотрю вестерны. Но балет – иное дело: он не должен ничего иллюстрировать. Достаточно появиться на сцене мужчине и женщине – и вот вам уже сюжет». В связи с этим Элиз Борн, ставящая балет в Москве, советовала артистам «слушать музыку и свою интонацию, то есть стать в своем роде героями спектакля». А музыка в «Драгоценностях» более чем благодатна: «Изумруды» поставлены по произведениям французского композитора Форе, в «Рубинах» звучит «Каприччио» Стравинского, в «Бриллиантах» – одна из трех частей Третьей симфонии Чайковского. В каждой части спектакля и своя труппа: в первой танцуют Ирма Ниорадзе, Жанна Аюпова, Дарья Павленко и др.; во второй – Диана Вишнева, Светлана Захарова и др.; в третьей – Ульяна Лопаткина и Игорь Зеленский. |
КОНЦЕРТЫ В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 13 февраля состоится вечер симфонической музыки, в программе которого – сочинения М. Равеля и Д. Шостаковича. Творчество Мориса Равеля (1875-1937 гг.) представляет собой одно из самых ярких и самобытных явлений во французском музыкальном искусстве. Он вошел в историю западноевропейской художественной культуры как продолжатель традиций К. Дебюсси, выдающегося представителя музыкального импрессионизма. Вместе с тем эволюция творческого пути М. Равеля обнаруживает не подчинение импрессионистской эстетике, а скорее, процесс постепенного высвобождения из-под ее влияния – отход от созерцательного восприятия мира, определенной статики в развитии музыкальной мысли, преувеличенного чувства колорита. В то же время стремление композитора к новому слову в искусстве удивительно органично опиралось на классические традиции. Практически каждым своим сочинением он словно говорил о неустанном стремлении вначале постичь «азы» и «премудрости» традиционной полифонической и гармонической техники, а затем уже экспериментировать. Концерт соль мажор для фортепиано с оркестром, который будет звучать на филармоническом вечере, создан композитором в 1931 году. М. Равель на вершине славы. После триумфального исполнения знаменитого «Болеро» он добивается признания не только на родине, но и за рубежом. Композитору присваиваются почетные звания учреждениями искусства в различных странах (в том числе и Оксфордским университетом). Но титулы и почести по-прежнему мало волнуют Мориса Равеля, тем более, что он чувствует первые симптомы страшной неизлечимой болезни мозга, которая постепенно приведет к потере памяти и изолирует его от окружающего мира. Именно в этот драматичнейший момент жизни композитора из-под его пера выходит сочинение, пленяющее «солнечными» жизнеутверждающими образами, блестящей виртуозностью, ярчайшим мелодизмом и эффектностью в лучшем смысле этого слова. Во втором отделении вечера прозвучит Концерт №1 для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, гениального российского композитора ХХ века, чье творчество при жизни автора стало классикой мировой музыкальной культуры. Выдающийся мастер, наследие которого поражает универсальностью и охватом самых различных жанров, пожалуй, наиболее весомое слово сказал именно как композитор-симфонист. В концерте примут участие лауреаты международных конкурсов Мария Пухлянко (фортепиано), Марк Комонько (скрипка) и симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры. |
ВЫСТАВКИ В Национальной библиотеке им. В. Вернадского продолжается всеукраинская фотовыставка «Христианство-2001», посвященная 2000-летию Рождества Христова. Это первая фотоэкспозиция подобной тематики за все годы существования Советского Союза и почти 10-летнюю историю независимой Украины. На ней представлено 112 работ пятидесяти семи авторов из шестнадцати городов Украины. Очень примечательны работы известных ивано-франковских мастеров Ростислава Кондрата и Степана Назаренко. Особое впечатление производит триптих «Мемориам» их земляка Павла Дробязко. По-своему интересны, выразительны и значительны работы черниговского мастера Валерия Инютина («Вечность» и «Пятницкая церковь в Чернигове»), херсонских фотохудожников Вацлава Мошинского («Наскальный храм») и Демьяна Мойсова («Храм в Херсоне»). Впечатляют также работы харьковских мастеров Евгения Павлова, Григория Окуня, сумчанина Владимира Стародуба. Достаточно большое место в экспозиции отводится работам киевлян. В первую очередь, можно отметить великолепный групповой портрет заслуженного деятеля искусств Украины Николая Селюченко «Юные парафияне», выразительнейший портрет Наталии Компанцевой «Мария». Блестящая серия работ Александра Каминского, посвященная историческим памятникам города не просто восхищает, а заставляет задуматься о вечном и преходящем, об удивительной судьбе Киева и его месте в европейской цивилизации на пороге третьего тысячелетия. В экспозиции демонстрируются также фрагменты фотовыставки «Истоки», подготовленные представительством Израиля в Украине, которые повествуют о христианских святынях Иерусалима. Выставка организована Союзом фотохудожников Украины, фотофондом Украины, Патриаршей благотворительной фундацией и Национальной библиотекой им. В. Вернадского и продлится до 18 февраля. Адрес библиотеки им. В. Вернадского: Голосеевский проспект, 3. |