Как правильно оформить использование чужого товарного знака по договору франшизы

Общеизвестно, что заниматься бизнесом под «раскрученным» товарным знаком намного выгоднее, чем вкладывать немалые средства на его популяризацию и поддержку. Вопрос лишь в том, как легально и без особых затрат получить право на известный товарный знак. Одним из способов решения проблемы является коммерческое сотрудничество по системе франчайзинга.

Именно по этой схеме работает немало всемирно известных корпораций, которые в целях расширения бизнеса передают по договорам франчайзинга право на использование принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности (в качестве примера можно назвать McDonaldХs, Coca-Cola, Pepsi, ZINGER, XEROX, 1C и др.).

Стандарты классического франчайзинга

Суть общепринятого франчайзинга заключается в том, что лицо (франчайзи), заинтересованное в использовании определенного товарного знака, приобретает право (т. н. франшизу) на занятие бизнесом под этим товарным знаком (или фирменным наименованием) в течение определенного периода времени и на определенной территории. При этом франчайзи также получает право на использование технологий владельца товарного знака (франчайзера), а также его коммерческой информации. Сам товарный знак (или фирменное наименование) по-прежнему остается в собственности франчайзера.

Отношения франчайзинга закрепляются в договоре франшизы. Как правило, такой договор заключается для установления длительных деловых отношений на срок от 20 лет и более. Стандартный договор франшизы обязательно включает в себя:

  • описание товаров и/или услуг, которые должны отвечать определенному стандарту (качеству);
  • оговорки относительно всех вариантов использования фирменного наименования и/или товарного знака франчайзера (к примеру, все печатные материалы, другие средства и даже Web-страницы должны быть одобрены по форме, цвету и дизайну франчайзером);
  • основополагающие правила в отношении передачи, продления и завершения деловых отношений (обычно франчайзер имеет право осуществлять контроль за качеством ведения бизнеса со стороны франчайзи и обязуется предоставлять ему помощь в организации предприятия, обучении персонала, стратегии ведения рекламной кампании, управлении продажами, осуществлении маркетинговой и рекламной поддержки и т. д.).

Что касается денежного возмещения франчайзеру, то по общему правилу франчайзи, помимо первоначального взноса, обязуется регулярно выплачивать определенные денежные суммы (роялти) за франшизу, а также предоставляемые дополнительно товары и услуги.

То есть основная сложность предпринимателя, решившего работать по обозначенной системе, заключается в том, чтобы убедить франчайзера в своей надежности как делового партнера. Однако в Украине эта проблема усугубляется еще и отсутствием четких законодательных механизмов, регулирующих данную область коммерческих отношений.

Нюансы оформления договора франшизы

Договор франшизы представляет собой длительные взаимоотношения между сторонами, предполагающие, что все знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за определенную плату. Следовательно, прежде чем заключать договор франшизы, предметом которого являются такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, необходимо определить, зарегистрировал ли франчайзер указанные объекты на территории Украины. В частности, право собственности на изобретение, промышленный образец удостоверяется патентом, а право собственности на знак для товаров и услуг – свидетельством.

Следующий аспект – это правомерность отнесения платежей, уплачиваемых франчайзеру, к роялти. Это важно, если учесть нюансы налогообложения выплат по роялти. Так, по общему правилу налог на прибыль предприятия взимается по ставке 30%. В то же время Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» предусматривает ставку налогообложения роялти, которые выплачиваются нерезиденту, в размере 15%. А ратифицированные Украиной международные конвенции об избежании двойного налогообложения позволяют снизить и эту ставку – до 10% и ниже.

Для того чтобы платежи подпадали под определение «роялти», необходимо выполнить два условия:

  • во-первых, быть собственником прав на данные объекты;
  • во-вторых, при передаче права пользования в отношении тех или иных объектов интеллектуальной собственности договор франшизы должен быть зарегистрирован в украинском патентном ведомстве для того, чтобы иметь силу в отношении третьих лиц.

И если с первым условием проблем возникнуть не должно – франчайзер имеет соответствующие документы, признанные в его государстве, то второе – выполнить непросто.

Дело в том, что украинское законодательство не предусматривает регистрацию договора франшизы. Однако платежи по некоторым объектам интеллектуальной собственности (изобретения (полезные модели), промышленные образцы, товарные знаки), которые передаются по договору франшизы, все же можно обосновать как роялти. Просто в отношении указанных объектов необходимо заключить дополнительные лицензионные договоры (которые могут быть также неотъемлемой частью договора франшизы) и зарегистрировать их в патентном ведомстве. С нормативным обеспечением лицензионных договоров в Украине проблем нет.

Залишити відповідь