Site icon Companion UA

Премьера спектакля «Клокло», поставленного по пьесе Ференца Легара, состоится 1 декабря в Киевском государственном театре оперетты.

ТЕАТР

Премьера спектакля «Клокло», поставленного по пьесе Ференца Легара, состоится 1 декабря в Киевском государственном театре оперетты.

Поэт и композитор Максим Балле, преследуемый полицейскими, забегает в первый попавшийся ему на пути дом, хозяйкой которого оказывается молодая актриса Клокло Мусташ. Встреча порождает в душах случайно познакомившихся людей взаимное чувство. Но эта встреча повлекла за собой и неприятности: Максима, писавшего обличительные и крайне ироничные песни о существующей власти, и Клокло, укрывшую преступника, начинают преследовать агенты министерства внутренних дел. Максима все-таки задерживают и отправляют в тюрьму. Но стены для любви не преграда: обаянием и хитростью Клокло удается вытащить любимого из-за решетки.

Сюжет пьесы достаточно прозаичен, но очень актуален, считает режиссер-постановщик театра Петр Ильченко. «Мне кажется, что именно это произведение как ни одно другое созвучно времени, в котором мы живем… Ведь не секрет, что до сих пор продолжаются дискуссии по поводу того, нужна оперетта или нет, и есть ли у нее будущее. Спектакль «Клокло» вполне может ответить на данный вопрос утвердительно», – говорит он. Впрочем, решение поставить произведение Легара обусловлено не только этим, но и специфичностью пьесы «Клокло», соединяющей в себе и мелодичную музыку, и хорошее либретто, и изобретательное пластическое решение. По словам П. Ильченко, «Клокло» написана как гранд-опера, а либретто к ней настолько совершенно, что выглядит самодостаточным и вполне годится для театральной сцены в качестве текста к драматическому спектаклю.

Театр оперетты уже ставил пьесы Легара – в частности, «Веселую вдову», и постановка пользовалась успехом. Возможно, благодаря музыке, совмещающей в себе несколько стилей: в ней присутствуют элементы оперы, джаза и мюзикла. По утверждению критиков, «она театральна и масштабна».

«Клокло» – один из важнейших проектов Киевского театра оперетты, поэтому спектакль будут играть три состава актеров. В премьере 1 декабря роль Максима исполнит народный артист Украины Сергей Павлинов, а Клокло – заслуженная артистка Украины Ирина Лапина.

ТЕАТР

Национальный академический Театр русской драмы им. Леси Украинки 23 ноября представит премьеру спектакля «Месть по-итальянски», поставленную по пьесе нобелевского лауреата в области литературы Луиджи Пиранделло.

Хотя Пиранделло – очень популярный драматург, и многие театры, в том числе и украинские, с удовольствием ставят спектакли по его произведениям, эта пьеса малоизвестна. В Украине она ставится впервые. Причина в том, что «Месть по-итальянски», написанная в 1917 году, была запрещена для огласки и тем более для инсценировки на 50 лет самим Пиранделло и изъята из сейфа драматурга только спустя 31 год после его смерти. Некоторые критики считают, что запрет был связан с определенной автобиографичностью произведения.

Завязкой сюжета «Мести по-итальянски» служат подозрения синьоры Беатриче в неверности своего мужа, директора банка. Когда нанятый ею частный детектив ничего не обнаруживает, жена не успокаивается и требует развода. В результате своих активных действий против мужа Беатриче оказывается в центре общественного внимания, причем не с лучшей стороны. Агрессия жены обернулась против нее же…

Поставила пьесу режиссер-постановщик Ирина Барковская. Она зарекомендовала себя как профессионал, умело чувствующий нюансы каждого автора: несколько лет назад ее спектакль «С вами опасно иметь дело» успешно прошел в Украине и так же хорошо его принимали на гастролях театра в Германии.

Сценографией «Мести по-итальянски» занимался один из лучших художников-постановщиков Украины, известный кинорежиссер Сергей Маслобойщиков.

КИНО

В Киеве на лицензионных видеокассетах появился один из самых экстраординарных и нашумевших российских фильмов 90-х годов «Хрусталев, машину!» знаменитого режиссера Алексея Германа.

В фильмах Алексея Германа всегда говорилось о былых временах – военных или послевоенных. Эта картина – тоже о прошлом. События «Хрусталева…» напоминают сон, но тем не менее имеют конкретную хронологическую основу: все начинается 27 февраля 1953 года, за 6 дней до смерти Сталина. Начальник госпиталя, военный врач, измученный неурядицами дома и на работе, однажды просто уходит из дома. Слоняясь по улицам, он ввязывается в драку. Однако пустяковое дело приобретает нешуточный оборот – врач попадает в НКВД. Несколько дней, проведенных с уголовниками, показались генерал-майору вечностью. К прежней жизни доктора возвращает его брат-близнец, работающий в этой системе. Но приходит в себя он только тогда, когда понимает, что его очередной пациент – не кто иной, как сам «отец народов» товарищ Сталин, безмолвно лежащий после инсульта. Спасти его уже нельзя.

«Хрусталев, машину!» шокирует не только сюжетом и развитием событий, но и стилистикой, впоследствии высоко оцененной большинством российских кинокритиков. Фильм черно-белый с бессвязным, казалось бы, повествованием. Однако в то же время прослеживается четкая сюжетная линия. Герман по-своему показывает прошлое страны, не светлое и великое, как считалось, а черное и страшное.

Почти 140-минутный фильм снимали 7 лет – начатый в 1991 году «Хрусталев…» был закончен в 1998, в аккурат к Каннскому фестивалю. И хотя директор кинофорума в Канне Жиль Жакоб сказал Алексею Герману: «Ваш фильм через несколько лет будут изучать в киношколах мира», на фестивале картину приняли очень прохладно. Герман, обиженный непониманием со стороны зрителей и жюри, вернулся домой. А через месяц все французские киножурналы запестрели заголовками-извинениями и просьбами вернуться, чтобы представить картину для полноценного крупномасштабного проката во Франции.

На прошлогоднем кинофестивале в Сочи «Хрусталев, машину!» получил приз как «лучший фильм года» и приз за «лучшую режиссуру». После чего, в конце 1999 года, вышел уже в российский прокат и вызвал невероятный ажиотаж.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ателье Карась» открылась выставка Тиберия Сильваши «Живопись».

Основоположник и лидер ненаративного (нефигуративного) направления в отечественной живописи, создатель художественной группы «Живописный заповедник» (1991 г.) Тиберий Сильваши является художником, для которого живопись – основная форма высказывания. Он мыслит цветом как самостоятельным образом. Цвет – внутренняя доминанта художественной концепции Тиберия Сильваши, а художник в данном случае выступает в роли «чуткого инструмента», призванного «освободить» цвет. «В работах Тиберия Сильваши, – написал искусствовед Александр Соловьев, – полотно существует именно как возможность выхода в бесконечность, оно не несет информационного кода, оно призвано излучать метафизику цветосветовых импульсов. Благодаря этому к подобным полотнам наконец-то можно подойти со старинной, но не устаревшей меркой – «комментарии излишни».

В чисто же эмоциональном плане работы Тиберия Сильваши чрезвычайно экспрессивны, они способны захватывать, завораживать, будить воображение и фантазию зрителя.

Кстати, за последние семь лет у художника состоялось 10 персональных выставок, восемь из которых – в различных выставочных залах Киева и две – на Западе: в Gallery Wiener Platz (Мюнхен, Германия) и в галерее Espace Croix-Baragnon (Тулуза, Франция).

На выставке в галерее «Ателье Карась» демонстрируются около сорока работ Тиберия Сильваши. Она продлится до 11 декабря. Адрес галереи: Андреевский спуск, 22, второй этаж.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 25 ноября состоится очередной концерт цикла «Антология симфоний Густава Малера». В программе – Седьмая симфония гениального австрийского композитора в исполнении Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Сиренко.

Сказать, что Густав Малер был не только выдающимся дирижером, но и совершенно потрясающим композитором – не сказать ничего. Музыковедам известно, что оглушительная слава, всеобщее признание и восхищение Малером-дирижером настолько заслоняли перед современниками Малера-композитора, что это стало одной из мучительнейших коллизий в жизни выдающегося музыканта.

«По всеобщему признанию, – написала доктор искусствоведения, музыковед Лариса Неболюбова, – Малер принадлежит к вагнеровской школе дирижирования, точнее, к школе вагнеровского типа… Однако у Малера было столь смелое, столь обогащенное развитие традиций, это был такой качественный рывок вперед, что можно смело говорить о собственно малеровской школе дирижирования. В недрах ее были воспитаны Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Отто Клемперер. А если рассматривать проблему широко, то, по существу, каждый крупный, интересный дирижер ХХ века в своей творческой практике так или иначе отдал дань дирижерским принципам Малера. Бесспорная слава Малера-дирижера долго, слишком долго заслоняла Малера-композитора. И признание не просто задерживалось, а с трудом пробивало себе путь через тернии, глухую чашу непонимания, недоумения, насмешек и скепсиса».

Симфония №7 создана композитором в 1905 году, в так называемый «венский» период его творчества, в десятилетие (1897-1907 гг.) наибольшего расцвета всех граней малеровского таланта, а также во время наивысшего подъема и всемирной славы возглавляемого им театра – Венской Придворной оперы. В концерте это сочинение будет звучать в интерпретации Владимира Сиренко, дирижера, которому дано с удивительной чуткостью уловить «само существо» партитур великого венца, ощутить «оголенный нерв» малеровских полотен, где запечатлен – по словам самого композитора – «человек во всех его проявлениях: чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий».

В программе филармонического вечера также Концерт для скрипки с оркестром Л. Бетховена, солировать в котором будет Борис Громов.

Exit mobile version