Планируемая в ГНАУ новая упрощенная система налогообложения невыгодна плательщикам единого налога

С утверждением, что «действующая ныне упрощенная система налогообложения и отчетности более или менее выгодна как казне, так и предпринимателям», согласны большинство специалистов. Более того, в необходимости существования такой системы убеждены и налоговики.

Так, в письме ГНАУ №618/3/15-1310 от 30.06.2000 г., адресованном Кабмину, было указано, что по итогам года работы по упрощенной системе налогообложения поступления в бюджет от субъектов малого предпринимательства увеличились на 24%. При этом налоговики признали, что многие предприятия погасили долги перед бюджетом и отказались от бартера. В целом же ГНАУ в означенном письме утверждала, что «одной из позитивных сторон упрощенной системы налогообложения является стабильность поступлений единого налога в бюджет, отражение малыми предприятиями-юридическими лицами своих доходов, уменьшение числа убыточных предприятий».

Впрочем, отдавая должное положительным сторонам введения в действие упрощенной системы налогообложения, ГНАУ в том же письме указывает на ряд «недостатков этой системы», которые необходимо учесть в процессе доработки соответствующих положений проекта Налогового кодекса.

Налоговикам кажется, что плательщики единого налога недоплачивают

Доработанная в ГНАУ глава 98 проекта Налогового кодекса Украины, предусматривающая новую версию упрощенной системы налогообложения (режим специального налогообложения малого предпринимательства), встревожила не только предпринимателей, но и представителей структур власти.

Вот что, к примеру, заявила по этому поводу председатель Госкомпредпринимательства Украины Александра Кужель: «Весь проект нового Налогового кодекса, который подан правительством, полностью перечеркивает упрощенную систему налогообложения». А директор юридической фирмы «ЮрМаэлс» Валерий Рубченко, проанализировавший по просьбе корреспондента «&» главу 98 документа, отметил следующее: «Во-первых, согласно проекту кодекса юридические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются лишь от уплаты четырех налогов – налога на прибыль (это не относится к уплате налога с доходов в виде процентов, дивидендов и т. д.), на имущество, школьного налога, рыночного сбора. В то же время в соответствии с текущим законодательством малые предприятия, ныне работающие по такой системе, освобождены от шестнадцати налогов и сборов. То обстоятельство, что в проекте НК общий перечень налогов и сборов сокращен с 39 до 23, именно в этом случае роли не играет – «упрощенцы» будут вынуждены платить сбор в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, вносить плату за патент, местные налоги и т. д.

Во-вторых, в базу обложения единым налогом, кроме сумм, полученных на расчетный счет и/или в кассу (как сейчас), включаются «нереализационные доходы и средства, полученные от другой реализации» (например, суммы от продажи основных фондов и иного имущества, ценных бумаг). Если это предложение ГНАУ пройдет, то в некоторых случаях субъекты малого предпринимательства будут обязаны увеличить свою налогооблагаемую базу.

В-третьих, в проекте не предусмотрено установление действующей ныне ставки налогообложения в размере 10% (куда входил и НДС). Разработчики кодекса предложили для юридических лиц универсальную ставку в размере 5%, кроме которых необходимо еще будет уплачивать НДС и отчисления в фонд заработной платы.

В-четвертых, если нынешнее законодательство не предусматривает специальной финансовой ответственности для плательщиков единого налога, то в соответствии с проектом кодекса за несвоевременную уплату сумм единого налога начисляется пеня в размере 120% годовых от размера учетной ставки НБУ, рассчитанной за каждый день просрочки платежа до дня списания средств со счета плательщика.

В-пятых, не повезло и предпринимателям, работающим без создания юридического лица. Для них расширен список товаров, которыми запрещено торговать субъектам упрощенной системы отчетности и налогообложения. Так, к ликероводочным и табачным изделиям и горюче-смазочным материалам добавились пиво, спирт этиловый и транспортные средства.

В-шестых, физлица-«упрощенцы» освобождены от уплаты НДС только при объемах реализации до 62 тыс. грн. (раньше они вообще были освобождены от его уплаты). Кроме того, по проекту НК они обязаны наравне с другими платить социальные налоги, нанимать не более 5 человек (сейчас – 10) и ограничивать свой оборот суммой в 0,2 млн. грн. (по действующему законодательству – 0,5 млн. грн.)».

В целом же, полагает Валерий Рубченко, глава 98 проекта НК Украины «не совершенствует, а извращает существующую ныне упрощенную систему налогообложения и отчетности».

Предприниматели предлагают компромисс

Координационно-экспертный центр объединений предпринимателей Украины подал на рассмотрение парламента альтернативный вариант главы 98 Налогового кодекса Украины. Последний, по словам руководителя центра Ксении Ляпиной, основан на трехуровневой системе упрощенного налогообложения.

К первому уровню относятся самые мелкие субъекты предпринимательства – физические лица, не использующие труд наемных работников и осуществляющие деятельность в сфере торговли или предоставления платных услуг населению (те, кто работает на конечного потребителя). К таким предпринимателям предъявляются наименьшие требования. Им предлагается т. н. патентная форма упрощенной системы – предприниматель обязан ежемесячно уплачивать фиксированную сумму, устанавливаемую местным советом в пределах от 0,2 до 1,5 минимальных заработных плат. При этом человек, работающий на данном уровне упрощенной системы, имеет право на одну торговую «точку» и может заниматься бизнесом вместе с двумя членами своей семьи. Нет и ограничений по величине оборота (много заработать здесь невозможно, уверена г-жа Ляпина). В этой сфере учет отсутствует полностью.

Второй уровень – субъекты малого предпринимательства (как физические, так и юридические лица), объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) которых не превышает 10000 минимальных заработных плат. Так как их деятельность связана с наличными, а учет и контроль неэффективен и трудно осуществим, то предпринимателям «второго уровня упрощения» также предлагается патентная форма осуществления деятельности – фиксированную плату за патент они обязаны будут платить за каждую торговую «точку» отдельно. Верхнее ограничение этой платы не предусматривается, но местные власти, через бюджеты которых станут проходить деньги, будут заинтересованы, уверена г-жа Ляпина, в создании и продолжительном функционировании торговых «точек», а значит – и в нормальной величине платы за них. В данной сфере присутствует достаточно простой учет, подтверждающий соответствие субъекта объему реализации (Книга учета доходов и расходов – форма 10).

К третьему уровню относятся субъекты малого предпринимательства (как физические, так и юридические лица), объем выручки от реализации продукции которых не превышает 20000 минимальных заработных плат. Для таких субъектов предлагается более гибкая, процентная, форма упрощенной системы (6% – с НДС и 10% – без НДС). Требования в отношении учета возрастают. Так, если учет для физлиц ограничивается учетом доходов (Книга учета доходов и расходов), то юрлица должны строить свой учет в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете в Украине».

Совершенной системы в любом случае не придумаешь. Это относится как к «режиму специального налогообложения малого предпринимательства», предложенному ГНАУ, так и к варианту, предложенному Координационно-экспертным центром объединений предпринимателей Украины. Но вариант предпринимателей, по крайней мере, рассчитан на «долгожительство», в то время как «режим» от ГНАУ в соответствии с проектом НК просуществует лишь до 2005 г. Спрашивается: так зачем его вводить вообще?

СПРАВКА «&»

По состоянию на 01.06.2000 г. на упрощенную систему налогообложения перешли 146794 субъекта малого бизнеса: 48514 юридических и 98280 физических лиц. Если в 1998 г. субъекты малого предпринимательства перечислили в виде всех налогов, сборов и обязательных платежей (в том числе и плату за патент) 116 млн. грн., то в 1999 г. те же плательщики, перейдя на единый налог, уплатили 146, 5 млн. грн. В течение прошлого года теми, кто переходил на упрощенную систему, было погашено 1,661 млн. грн. налоговой задолженности. От бартерных операций отказались 4229 предприятий.

Ольга Аксенова, директор консалтинговой фирмы «Ажур»

– Только одно положение проекта кодекса – о существовании упрощенной системы налогообложения до 2005 года – делает переход на нее в какой-то степени бессмысленным. Логика разработчиков понятна: поработают субъекты малого предпринимательства несколько лет, окрепнут и смогут работать в обычном режиме налогообложения. Но сущность упрощенной системы в том и состоит, что, по большому счету, большинство упрощенцев уже занимают свою нишу на рынке, имеют своих клиентов и не нуждаются в расширении бизнеса. У «упрощенцев» другое предназначение – непосредственно работать на потребителя. И они не смогут нормально функционировать в обычном налоговом режиме даже после 2005 г.

Залишити відповідь