Несмотря на первые неудачи советников, топ-менеджер Raiffeisen Investment Ukraine считает, что Украине рано отказываться от их услуг в приватизации предприятий

В эксклюзивном интервью «&» Вячеслав Якимук, генеральный директор Raiffeisen Investment Ukraine (дочерней компании Raiffeisen Investment AG), говорит, что по первым неудачным результатам не стоит делать поспешных выводов. Он уверен, что многие условия для успешной покупки-продажи госсобственности в Украине уже есть. Привлечение же к приватизации советников будет способствовать упрощению внутренних процедур приватизации, применяемых ФГИ, и адаптации их к существующей международной практике.

«&»: Г-н Якимук, в чем, по вашему мнению, причины срывов двух тендеров, проводившихся с помощью советника?

В. Я.: Есть много технических моментов, которые могут влиять на результат. Но я бы не делал технические моменты главной причиной неудач. На мой взгляд, относительно «Крымсоды» не было последовательной политической воли к продаже. Что касается Харцызского трубного, то здесь был выбран не самый лучший момент для продажи: отрасль, к которой он относится, переживает не самые лучшие времена. Отсюда вывод: пока не разобрались внутри, горячиться не надо, и это касается как первого, так и второго случая. Насколько мне известно, руководство ФГИ тоже считает, что приватизация должна осуществляться после тщательного анализа и согласованности всех вопросов.

«&»: Но как поступать ФГИ, если на данном этапе приватизация в Украине принесена в жертву интересам госбюджета?

В. Я.: Обеспечение поступлений в бюджет – это важно, никто не спорит. Но очевидно, что сводить всю приватизацию к денежным показателям нельзя. С другой стороны, если бы четко определенных денежных заданий не было, то ФГИ было бы намного труднее проводить приватизацию. Поскольку тогда ему станет очень сложно противостоять ее противникам и проявлениям различных узконаправленных интересов.

Однако в любом случае предприятия надо выбирать более обдуманно, вплоть до проведения отраслевых анализов на глобальном уровне. На это требуются деньги, но это даст положительный результат. Скажу, что ЗАлК сейчас выбран удачно – алюминиевая отрасль на подъеме.

«&»: Вы считаете, что политической воли и удачного выбора предприятия достаточно, чтобы обеспечить деятельность советника по приватизации?

В. Я.: Скажу сразу: все необходимые предпосылки для того, чтобы советник мог выполнить свою работу, в Украине уже есть. Кроме политической воли, есть интерес к украинским предприятиям и долгосрочная стратегия приватизации, которая определяет государственные интересы и приоритеты. Если есть последовательность и целеустремленность в этом вопросе, тогда советнику остается выполнить техническую сторону дела – предоставить помощь во внедрении механизма эффективной и прозрачной продажи активов, принадлежащих государству. Эта работа предполагает взаимодействие между специалистами Фонда госимущества и советника. Пока, к сожалению, сложилось очень упрощенное понимание роли советника, еще продолжается формирование его функций и задач, о чем свидетельствует принятие ФГИУ нового Положения о конкурсном отборе советников, а практическое применение еще предстоит отработать и внедрить в жизнь. Для этого, с моей точки зрения, необходима заинтересованность специалистов Фонда, согласованность совместных действий между ФГИ и советником, тесное их взаимодействие при решении проблем и вопросов, неизбежно возникающих в ходе приватизации крупных стратегических объектов.

И я рад, что у нас с ФГИ налажены конструктивные взаимоотношения. Если говорить конкретно о предприятии, продажу которого проводит Фонд, то на сегодня могу с уверенностью сказать, что и ФГИ, и мы сделали все возможное, чтобы тендер состоялся. Теперь включаются рыночные законы. Не забывайте, что сегодня Украина – это рынок покупателя, а не продавца. При этом инвесторы щепетильно оценивают все риски, в первую очередь политические, которые оказывают влияние на сделку.

«&»: По словам специалистов, в случае с приватизацией «Крымсоды» советник встретил сопротивление руководства продаваемого предприятия, что стало довольно серьезной проблемой. Удается ли избежать подобных проблем вашей структуре?

В. Я.: Это объективная проблема. Директорский корпус и министерства традиционно управляли отраслями. Нельзя занижать их роль и вклад в развитие предприятий. Но на предприятиях никто и никогда до прихода частного собственника не занимается серьезно финансовыми вопросами. Для этого нужны высококвалифицированные специалисты. Директора занимаются вопросами производства и до сих пор считают, что чем больше они произведут, тем лучше. Поэтому позиции министерств и руководителей не всегда совпадают с задачами ФГИ – передать госактивы в руки частникам. Я же более чем уверен, что только собственник способен решить, сколько и куда вкладывать средств.

Что же касается ЗАлКа, то нам удалось найти компромисс: учесть задачи ФГИ, самого комбината и определить все это так, чтобы могло быть интересно инвестору. Не скажу, что это было легко.

«&»: От специалистов в приватизации приходилось слышать такое: если тендер по продаже ЗАлКа не состоится, то не по причине высокой цены за пакет или еще какой-либо другой, а из-за того, что возможны судебные иски со стороны проигравшего. Можно ли как-то с этим бороться?

В. Я.: Этот подход укоренился, а другого – не видят или не хотят видеть региональные игроки на рынке. Действительно, намного сложнее играть по новым, формирующимся правилам приватизации и внедрить принципы и практику, которые успешно применяются во всем мире – взять хотя бы ту же форму открытых торгов или тендеров. Выход, я считаю, в отработке процедуры – так, чтобы не давать поводов для подобных действий. И это тоже, по моему мнению, входит в задачи советника.

«&»: Иными словами, советник призван сформировать новые правила игры в приватизации в Украине?

В. Я.: Можно сказать и так. Хотя если брать в целом, то советник – это в первую очередь профессиональный финансовый посредник, работающий со стратегическими инвесторами – крупными промышленными компаниями, – осуществляющими прямые инвестиции. Работа советника не является чем-то заменяющим работу специалистов Фонда. Советник призван дополнить возможности ФГИУ, расширить круг участников приватизации, вывести ее на международный уровень, а именно – создать возможности для участия в приватизации промышленных инвесторов. И это просто невозможно без наработки Фондом положительного опыта продажи предприятий иностранным инвесторам. Поэтому ФГИ больше чем кто-либо другой заинтересован в работе с инвестиционными банками, выполняющими роль советников. Если о каких-то позитивных изменениях говорит само правительство Украины – это одно, а если советник, известный в мире, – это другое.

Задача советника – убедить покупателя при всех видимых недостатках инвестиционного климата, самого предприятия, политической ситуации и т. д. в тех положительных моментах и потенциальных возможностях предприятия, которые он сможет использовать после покупки как действующий бизнес. Решения о покупке предприятия принимают, как правило, первые лица компаний, им некогда вчитываться в информацию, анализировать. Для того чтобы их заинтересовать, надо дать краткую, концентрированную информацию, где необходимо объективно вложить только рациональное с точки зрения интересов и стратегии развития инвестора. И здесь все зависит от профессионализма советника.

У нас есть большой интерес в развитии этого финансового сектора в Украине как самостоятельного бизнеса, мы заинтересованы в постепенном совершенствовании этих услуг для привлечения иностранных инвесторов в страны СНГ. Соответственно новая долгосрочная стратегия банковской группы «Райффайзен» предусматривает расширение присутствия и развитие банковской деятельности на финансовом рынке Украины. Поэтому для компании «Райффайзен Инвестмент» не менее важно активное участие в формировании нового для финансового рынка Украины сектора финансовых услуг, которым является инвестиционная банковская деятельность.

«&»: В адрес советников уже высказаны упреки в том, что они не понимают «приватизационных нюансов» и проблем «политического характера», связанных с приватизацией в Украине…

В. Я.: Лучше, чем ФГИ, ни один советник не сможет понять и разобраться в тонкостях политических вопросов, которые неизбежно возникают вокруг стратегически важных предприятий. Данная область не является сферой компетенции советника. Он должен учитывать эти политические аспекты, но советник, являясь в большинстве случаев иностранным инвестбанком, не может вмешиваться во внутреннюю политику.

Залишити відповідь