Разработанная программа детенизации предусматривает жесткий для бизнеса и продолжительный по времени вариант борьбы с теневой экономикой

В разработке плана мероприятий Кабинета министров на период 2000-2002 гг. по уменьшению объемов теневой экономики (т. н. государственная программа детенизации), помимо центральных органов исполнительной власти, принимали участие и научно-исследовательские организации. В частности, к разработке программы получили доступ специалисты Научно-исследовательского экономического института, Института экономического прогнозирования и Института социологии НАН Украины, а также Гарвардского проекта в Украине.

Однако, невзирая на это, программа получились довольно расплывчатой в плане предлагаемых направлений в деле борьбы с теневой экономикой, а «местами» – явно не совпадающей с задекларированными в ней же либеральными подходами к процессу детенизации.

Реалии: детенизацию предложено провести явно административными методами

Эксперты отмечают – сенсационных или принципиально новых экономических подходов проект программы детенизации не содержит. Те же задачи, которые предусмотрены в документе, очень неконкретны, чтобы оценивать их по существу. Судите сами, программа предлагает следующие направления, по которым будет вестись борьба с нелегальной экономикой:

  • снижение налоговой нагрузки, декриминализация действий, связанных с неуплатой налогов в небольших объемах;
  • отмена льгот в сфере налогообложения;
  • изменение структуры налоговой системы с перемещением налоговой нагрузки с производства на потребление, упрощение налоговой системы в целом;
  • упрощение системы учета и отчетности;
  • упрощение системы регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
  • ограничение полномочий проверяющих и регулирующих органов с целью уменьшения их вмешательства в предпринимательскую деятельность;
  • обеспечение прозрачности в сфере исполнительной власти;
  • усовершенствование системы расчетов между субъектами хозяйствования;
  • развитие банковского сектора, финансовых рынков и институций рыночной среды;
  • создание стимулов для легализации занятости;
  • недопущение злоупотреблений в сфере государственных финансов;
  • усиление санкций за совершение противозаконной деятельности.

В противовес сказанному предусмотренные в программе методы детенизации обозначены достаточно для того, чтобы вызвать настороженность предпринимательского сообщества – «чисто экономическими» их назвать трудно даже при большом желании. Расхождение между принципом либеральности и планируемыми методами детенизации можно легко проиллюстрировать на примере «банковского сектора».

Так, документ предлагает законодательно определить порядок информирования (со стороны банковских учреждений) «компетентных органов» о значительных суммах «налички», которые получены предпринимателями из касс банков. Кроме того, согласно проекту программы в ближайшее время должен быть отработан механизм регистрации финансовых операций и идентификации клиентов банков, а также определен перечень операций с финансами, которые будут подлежать «особому» контролю со стороны государства.

В конфиденциальных беседах некоторые из разработчиков программы не скрывают, что в данном случае речь идет об ускорении принятия проекта Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации («отмыванию») средств, полученных преступным путем». А этот документ, как считают многие специалисты, способен уничтожить в самый короткий срок отечественную банковскую систему.

Но на этом потенциальные проблемы банкиров не заканчиваются – программа настоятельно рекомендует ГНАУ, НБУ и Минюсту подготовить законопроекты, которые запретили бы банковским учреждениям проводить расходные операции без предварительного о том уведомления налоговиков.

Прогнозы: бороться с теневой экономикой намерены посредством введения новых налогов

Понятно, что такая программа детенизации экономики у предпринимателей восторга не вызывает. Однако интересно то, что недовольство этим документом выразил также и правительственный комитет экономического развития, который «завернул» программу на доработку. Правда, по другой причине.

Признав документ концептуально верным, члены комитета указали на «недостаточное исследование состояния нелегального бизнеса» (речь идет о том, что разработчики лишь поверхностно изучили отношения предприятий в отраслях, считающихся наиболее «тенезированными» – ТЭК, внешняя торговля, кредитование и финансы, приватизация). Кроме того, неприятие правительственного комитета вызвало то, что в период подготовки документа не были проведены консультации с самими субъектами предпринимательства, а также – общая «затеоретизированность» документа.

Впрочем, обольщаться, что в последующем документ будет «более мягким» по отношению к бизнесу, не стоит – уже сейчас предлагаются «конкретизированные» способы детенизации.

Так, некоторые разработчики программы предлагают ввести налог на расходы. По мнению заведующей отделом Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Антонины Базелюк, необходимость такого нововведения вызвана тем, что сегодня одним из наиболее распространенных способов уклонения от налогообложения является увеличение производственных расходов. Иными словами, предприятие отображает на бумаге (при этом на совершенно законных основаниях) значительные расходы на производство, уменьшая таким образом доходы, а значит – и суммы обязательных платежей, которые необходимо отдать в бюджет. А если расходы будут облагаться налогом, полагает г-жа Базелюк, завышать их станет просто невыгодно.

Сторонники налога на расходы пока не определились с самой базой налогообложения: то ли облагать налогом непосредственно расходы, то ли – доходы (в зависимости от задекларированных расходов), то ли высчитывать его ставку как-нибудь иначе. Но на введении такого налога в любой форме будут настаивать: соответствующие предложения уже внесены в проект Налогового кодекса.

Специалисты уже сейчас отмечают, что пока неясно, как новый налог будет способствовать детенизации экономики, зато его введение явно навредит предприятиям с реальными большими производственными расходами и тем, кто вкладывает деньги в развитие своего предприятия.

Представители другой организации-соавтора документа предложили еще более кардинальные методы «борьбы с тенью». Так, заместитель директора Института социологии Эдуард Саенко предлагает «детализировать» ныне существующие начисления на заработную плату. А именно – предусмотреть в них суммы, которые необходимо «отдать» медицине, образованию, правоохранительным органам и т. д. В таком случае, по убеждению г-на Саенко, государству даже не нужно будет придумывать новые налоги, чтобы закрыть бюджетные «дыры» – достаточно лишь увеличить необходимую статью отчислений.

По самым смелым подсчетам разработчиков, если документ «заработает», существующие объемы теневого сектора должны снижаться на 2% ежегодно. Другими словами, даже при наличии 50% теневого производства государство предполагает справиться с ним не раньше, чем через 25 лет. Какими эти годы могут быть для бизнеса, представить нетрудно…

P.S. По данным опроса, проведенного Институтом статистики Госкомстата Украины, более 70% отечественных предпринимателей-респондентов при условии создания приемлемых условий для ведения бизнеса хотели бы работать только легально.

Залишити відповідь