Конвертационные центры как «высшая форма» фиктивного предпринимательства

Оговоримся сразу – нижеследующий анализ не претендует на истину в последней инстанции хотя бы потому, что деятельность конвертационных центров (далее КЦ. – Прим. ред.) постоянно модифицируется в зависимости от усилий, предпринимаемых контролирующими структурами. Однако более или менее детальное представление о КЦ и их методах работы на «рынке обналички» получить можно.

Что такое конвертационный центр

Типовой КЦ, как правило, формируется при банке и включает в свой состав группу предприятий (от 10 до 30) различных форм собственности: от частных предприятий (ориентированы на работу «подешевле»), ООО («средний класс», наиболее распространены) и до ЗАО («посолиднее»). При этом самыми распространенными видами услуг, предоставляемых КЦ (операции производятся как в гривнях, так и в СКВ), являются:

  • перевод безналичных средств в наличные («обналичка»);
  • перевод наличных средств в безналичные («обезналичка»);
  • документарное обеспечение бартерных либо иных операций, не предусматривающих движение средств по р/с.

Выстраивая иерархию фиктивных фирм по принципу от «простого к сложному», КЦ позволяют клиенту выбрать приемлемый для него уровень оплаты за «обналичку» и соответственно гарантии безопасности (имеется в виду степень «нивелировки» возможных проблем со стороны контролирующих структур). Так, стоимость услуг, предоставляемых через первый уровень КЦ, – частные предприятия (далее – «черные» фирмы) – составляет 4-5% от суммы сделки при условии получения наличных «из первых рук» (последнее означает получение денег либо непосредственно в кассе конвертационного центра, либо от дилера КЦ). Размер комиссионных для зарегистрированных в качестве ООО предприятий второго уровня (далее – «серые» фирмы) колеблется от 5% до 7% с оборота. Третий уровень обналичивания, в котором задействованы АО или ЗАО (далее – «светленькие» фирмы), предполагает 10% от обналичиваемых средств в качестве комиссионных за сделку.

Каждая из указанных выше категорий фирм-«обналичников», входящих в состав КЦ, имеет свой сегмент рынка, поскольку ориентирована на различных клиентов из бизнес- и хозструктур.

«Обналичка по-черному» ориентирована на малый бизнес

1. Отличительные черты.

«Черные» фирмы регистрируются с использованием документов, имеющих зачастую криминальное происхождение, и в большинстве случаев – как частные предприятия. Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен тем, что для регистрации ЧП требуется всего один учредитель, который может совмещать обязанности руководителя. В этой категории «обналичников» встречаются иногда и ООО, при оформлении которых также использованы нелегальные документы.

В большинстве случаев «черные» фиктивные фирмы, входящие в конвертационный центр, проходят государственную регистрацию, но допускают при этом различные нарушения правил. Так, «черные» не утруждают себя получением разрешения на изготовление печати предприятия, подделывают документы о предоставлении юридического адреса и т. д. Случаи откровенного уклонения от госрегистрации, подделки уставных документов, свидетельства плательщика налога (НДС) хотя и имеют место, однако общим правилом не являются.

Руководители «черных» фирм, формально обладающие правом подписи на банковских и финансово-отчетных документах, на практике исключительно «фиктивны» (иными словами, человек может не иметь даже косвенного отношения к возглавляемой им на бумаге фирме, которая была зарегистрированы на его утерянный/украденный паспорт).

«Черные» не ведут бухгалтерского и налогового учета проводимых операций. Отчетность о деятельности такой фирмы подается в налоговую инспекцию «через раз» либо не подается вовсе.

2. Клиенты.

Услугами «черных» фирм пользуются, как правило, те субъекты бизнеса и хозяйствования, которые прежде всего заинтересованы в снижении затрат на «обналичку». С учетом этого клиентами «черных» фирм могут быть:

  • представители малого бизнеса, в силу разных причин не перешедшие на упрощенную систему налогообложения (к примеру, из-за необходимости выписывать налоговые накладные или проведения операций с алкогольной и табачной продукцией);
  • работники субъектов хозяйствования, не занимающие руководящие должности, либо те, кому поручается проведение несистематических закупок (например, снабженцы, завхозы).

«Черные» фирмы создаются для потребностей самого конвертационного центра, а именно – для проведения «непрозрачных» операций (использовать в этих целях фирму с «живыми» руководителями и учредителями нецелесообразно).

3. Гарантии безопасности.

Сделки с «черными» фирмами, по большому счету, не могут считаться надежными. Хотя при некоторых условиях и можно изыскать возможности для оправдания в арбитраже реального СПД, контактировавшего с «черным», шансов «проколоться» у предприятия все же больше. То есть арбитражное урегулирование подобных проблем в пользу реального налогоплательщика не может быть гарантировано, если налоговая проявит инициативу первой и предъявит иск в арбитражный суд о признании сделок с «фиктивом» либо его регистрации недействительной.

«Серая» конвертация подходит большинству клиентов

1. Признаки.

«Серые» фирмы типового конвертационного центра характеризуются корректной регистрацией в госорганах с привлечением «живых» (хоть и формальных) учредителей и назначением фиктивного руководителя. Подход «серых» к ведению бизнеса не допускает поддельных печатей и регистрационных документов, а то, что учредители или должностные лица такого СПД могут оказаться бомжами, алкоголиками или гражданами из иной социально неблагополучной категории населения, не делает фирму неполноценной в правовом отношении. Часто под «серую» покупается фирма, зарегистрированная реальными и вполне благополучными учредителями.

«Серые» фирмы не ведут бухгалтерского учета, однако регистрируют в налоговой инспекции книги учета продаж и приобретения, чем обеспечивают атрибутику ведения налогового (финансового) учета. При проведении операции они сообщают клиенту присвоенный номер налоговой накладной, которую фиксируют в собственной книге учета продаж. «Серые» в установленном порядке отчитываются в налоговой инспекции по месту регистрации и, как правило, показывают весь объем поступившей на их счет выручки.

2. Степень надежности.

Приведенный выше алгоритм введения в действие «серой» фирмы практически лишает налоговиков доводов, которые смогут убедить суд в незаконности госрегистрации этого субъекта и, следовательно, всех заключенных ими сделок. Конечно, теоретически нельзя исключить, что контролирующим органам удастся собрать достаточные подтверждения того, что в отсутствие реального директора «серой» фирмы документы о взаимоотношениях с ним сфабрикованы другими лицами. Однако вероятность этого невелика, т. к. для данного случая требуется достоверно установить таких лиц, получить документальные и экспертные доказательства их причастности к подделке документов от имени «серого» фиктива.

3. Назначение.

«Серые» фирмы являются буфером между реальным налогоплательщиком, желающим «обналичить» средства, и «черными» фиктивными фирмами. Хотя денежные средства со счета «серых» затем уходят в адрес «черных», клиенту до этого нет дела, поскольку его связь в таком случае прослеживается не настолько явно, чтобы навлечь на него нежелательные последствия.

«Серые» фирмы предоставляют услуги подавляющему большинству клиентов рынка «обналички» (особых причин, которые обусловили бы тяготение именно к «серой» конвертации со стороны той или иной категории клиентов – как это происходит в случае с «черными» и «светленькими» – не имеется).

«Светлое» обналичивание – для госпредприятий

1. Особенности.

«Светленькие» фирмы в структуре КЦ характеризуются такими признаками:

  • наличие реальных учредителей и руководителей, собственноручно подписывающих документы о проведенных операциях;
  • наличие бухгалтерского и налогового учета, сохраняющегося на протяжении установленного срока;
  • готовность к проведению встречных проверок, для которых предоставляются все документы о том, что проверяемая хозяйственная операция якобы была произведена.

В действительности «светленькие» (как и прочие фиктивные фирмы) реального хозяйствования не ведут. При этом они регулярно подают всю необходимую отчетность, в т. ч. в налоговые органы, и функционируют на протяжении длительного времени, измеряемого годами.

2. Клиенты.

К услугам «светленьких» фирм в первую очередь прибегают госучреждения и предприятия, которые вопросы безопасности «выносят» на первый план, и это вполне объяснимо с оглядкой на то, что ответственность за расхищение государственных средств значительно жестче, чем за уклонение от налогообложения (в случае частного бизнеса). Кроме того, по сложившейся практике у «светленьких» обслуживаются некоторые представительства, филиалы и подразделения маститых иностранных (либо с участием иностранного капитала) компаний, уделяющие повышенное внимание своей деловой репутации и имиджу на рынке.

СПД «помельче» обычно не пользуются дорогостоящими услугами «светленьких» хотя бы потому, что зачастую они могут перейти на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога по ставке 10% (конечно, если такой размер затрат с оборота для них является приемлемым).

3. Назначение и гарантии безопасности.

«Светленькие» фирмы, как и «серые», выступают буфером между реальным клиентом и «черными» формами обналички. Они используются для документального обеспечения проводимых операций по «обналичиванию» средств или бартерных операций. Однако в отличие от предыдущих категорий КЦ «светленькие» фирмы напрочь избавлены от формальных признаков фиктивности (как бы их не сформулировали в ГНАУ). Более того, будучи тематически ориентированными, «светленькие» фирмы иногда получают лицензии на тот или иной вид деятельности (например, на строительство), заранее не собираясь заниматься оным.

Схема деятельности типового КЦ

Для лучшего восприятия схемы разделим общий финансовый поток на три вспомогательных: «черный», «серый» и «светлый», а также предположим, что КЦ осуществляет исключительно операции по «обналичиванию» («обезналичивание» производится тривиальным платежом б/н по указанным клиентом реквизитам взамен наличных. – Прим. авт.). В качестве плательщика «безнала» может использоваться любая фирма из трех потоков, что в любом случае не критично для получателя платежа.

Поток 1.

«Серые» фирмы 1-3 принимают от клиентов безналичные платежи в гривне, которые затем стекаются на «черную» фирму «Транзит-1», а после этого – на «черную» фирму «Узловая-1». Далее. Под внешнеэкономический контракт, заключенный фирмами «Узловая-1» (резидент) и Pribaltijas konvertas (нерезидент), банк «Крутой конверт» по поручению клиента («Узловая-1») производит покупку безналичных СКВ на «Валютной бирже», а затем перечисляет ее на лоро-счет нерезидента. Pribaltijas konvertas в свою очередь переводит средства на счет фирмы Fiktiva agentas. Последняя производит платеж в пользу резидента «Фиктивный экспортер».

Примечания:

1. «Прогон» валюты через Прибалтику связан с особенностями покупки наличной валюты за безналичную, производимой банком «Крутой конверт». Наличная валюта возвращается клиентам.

2. Кроме рассмотренного выше, практикуется вариант, когда на счет нерезидента поступает гривня, а затем производится покупка безналичной валюты по его поручению, чтобы вновь «прогнать» ее через Прибалтику.

3. Схема упрощается, если в результате «обналички» клиенты получают не СКВ, а гривню. Тогда необходимость в «прогоне» через Прибалтику отпадает, поскольку наличная гривня снимается внутри банка, к примеру, с использованием платежных карточек фиктивных физлиц.

Поток 2.

«Черные» фирмы 1-2 получают б/н средства от клиентов, которые затем перечисляются по цепочке «Транзит-2» – «Узловая-2». Это делается для того, чтобы скрыть наличие «узловой» фирмы от клиентов и контролирующих органов. В остальном – аналогично потоку 1.

Поток 3.

Схема действует так же, как потоки 1 и 2, за исключением того, что фирма «Транзит-3», принимающая платежи от «светленьких» АО и ЗАО, может быть «серой» (для придания дополнительной «солидности» всему мероприятию).

Общее примечание для всей схемы: в случае, если в банке объявились нежелательные визитеры и интересуются счетом любой из фирм конвертационного центра, данный счет автоматически обнуляется внутрибанковской компьютерной программой «Крутого конверта» (или почти обнуляется – можно оставить несколько гривен «для приличия»), а средства с него перебрасываются на заранее подготовленные счета «резервных» фирм 1-3. Пока визитеры подготовят соответствующие документы на счета этих фирм, «Крутой конверт» выигрывает время, успевая обнулить и их.

Упреждая возможные вопросы читателя, наблюдавшего по ТВ сюжеты о том, как налоговая милиция или СБУ штурмом берет «малину», демонстрируя затем обнаруженные пачки денег и пакеты с печатями фиктивных фирм, отметим – в данной статье речь шла о конвертационных центрах высокого уровня, которым, помимо сказанного, присуще также и следующее:

  • местонахождение на режимном объекте (как правило, «лежачем», а потому – сдающем в аренду помещения), охраняемом не вневедомственной или частной охраной, а сотрудниками МВД. В этом случае нежданные гости будут задержаны на время, достаточное для экстренной эвакуации наиболее значимых предметов КЦ (вариант с нападением на вооруженный милицейский наряд со стороны любой из борющихся с фиктивами служб практически отпадает);
  • деньги и печати фиктивных фирм хранятся не в одном месте, а на различных территориях, что исключает возможность единовременного захвата этих принадлежностей КЦ;
  • документы под «обналичку» печатаются и подвозятся по мере необходимости по заказу каждого конкретного клиента. При этом деньги никогда не перевозятся вместе с документами.

Столь развитая структура, как убеждает практика, является практически неприступной для контролирующих органов.

Залишити відповідь