Украинские производители мебели завоевали дешевый сегмент собственного рынка, другие пока остаются недоступными

Сегодня даже иностранные производители и их дистрибьюторы в Украине признают, что украинские мебельщики сумели победить в конкурентной борьбе за часть собственного рынка. Например, президент корпорации D.I.O (дистрибьютор мебели ведущих европейских производителей) Олег Дзюбяк говорит, что «сейчас в Украину не имеет смысла завозить дешевую импортную мебель, так как она не может конкурировать с отечественной. Поэтому многие магазины и салоны, представлявшие на рынке эту продукцию, закрываются или начинают торговать более дорогой мебелью».

По мнению специалистов, «прорыв» отечественных производителей мебели стал возможным по нескольким причинам. Во-первых, они наконец смогли использовать имеющийся еще с советских времен потенциал – материально-техническую базу и традиции мебельного производства (65-70% мебельных фабрик бывшего СССР были сосредоточены в Украине), во-вторых, сумели накопить достаточно оборотных средств для закупки импортного оборудования, сырья и подготовки специалистов. В-третьих, и это главное, компании-лидеры, работающие на рынке, приобрели необходимый опыт и научились не только производить конкурентоспособную продукцию, но и продавать ее.

Тенденции в производстве: высокое качество при «скромном» дизайне

По словам генерального менеджера мебельного предприятия «Экми» Сергея Калачева, «на сегодняшний день отечественная мебель не хуже импортной аналогичного уровня, а по многим характеристикам даже превосходит ее. При этом она дешевле, чем серийная продукция солидных фабрик. Украинские мебельные фабрики сейчас уже имеют такое же оборудование, как итальянские, немецкие, используют то же сырье. При этом себестоимость производства здесь ниже в первую очередь из-за дешевой рабочей силы». С этим мнением соглашается директор торгового дома «Рода» Александр Воробий: «Успешной конкуренции с иностранным производителем способствуют более низкие производственные затраты, близость к потребителю, а также высокие таможенные пошлины на ввоз импортной мебели».

Председатель совета директоров концерна «Меркс» Вадим Григорьев отмечает, что отечественный производитель, пытаясь отвоевать собственный рынок, «очень долго работал над качеством своей продукции. «Меркс», например, придерживается мировых норм даже в мелочах».

Многие крупные производители уже поняли, что выпускать даже очень качественную, но «безликую» продукцию, по крайней мере, нерентабельно. Поэтому они привлекают профессиональных дизайнеров. Как правило, это украинские специалисты. Однако эксперты говорят, что пока «дизайнерские изыски» украинских мебельщиков трудно назвать очень удачными. Но они явно лучше тех, которые предлагались польскими кустарями на базарах. К тому же в нише, освоенной отечественными производителями, специфические требования и подходы к дизайну – «скромно, но со вкусом». Потребитель недорогой мебели не очень привередлив в этом плане.

Конкурентные преимущества – собственные «бренды» и гибкие системы продаж

По словам отечественных мебельщиков, еще 3-4 года назад для многих из них реализация своей продукции была проблемой номер один. Крупные продавцы, имевшие разветвленную сеть магазинов, не рисковали торговать мебелью, пользующейся незначительным спросом, а самим производителям создать такую сеть было явно не по силам. Поэтому некоторые даже вывозили продукцию на базары. Сегодня ситуацию удалось изменить.

Большинство мебельных фабрик открыли в разных регионах страны фирменные салоны. Это помогает не только продавать мебель, но и изучать потребительский спрос и гибко на него реагировать. Как рассказал менеджер фирменного салона фабрики «Ливс» Виталий Гончаренко, «администрация фабрики всегда требует детальный отчет о том, что спрашивают покупатели, какие модели им нравятся и какие элементы они бы хотели изменить. Если наши сведения совпадают с данными отчетов салонов в других городах, вносятся соответствующие коррективы в производство». Кроме системы «салонных» продаж, многие производители создают свои дистрибьюторские сети. Причем, по словам Вадима Григорьева, «эта сеть эффективно работает лишь в том случае, когда берет на себя часть обязанностей по продвижению товара, рекламе. К тому же должна быть система единых цен, которая достигается за счет предоставления оптовых скидок дилерам».

Отечественным производителям удается также добиваться конкурентного преимущества, предоставляя покупателям значительные скидки (до 30%), гарантии (до 5 лет). Некоторые практикуют продажу мебели в кредит, чего уж наверняка не могут предложить западные конкуренты.

Но главное, благодаря чему украинским мебельщикам удалось отвоевать часть собственного рынка, по мнению Вадима Григорьева, заключается в следующем: «Успех на мебельном, как и любом другом рынке гарантирован только компаниям, сумевшим создать торговую марку и поддерживать ее имидж. Иностранные же производители недорогой мебели в большинстве своем так и остались для отечественного потребителя «безымянной массой», поскольку не спешили тратиться на рекламу и продвижение товара на рынок.

Главная проблема украинского производителя – узкая специализация

Сейчас операторы мебельного рынка среди основных рисков, кроме общеэкономических, называют нестабильный спрос. Никто не знает, как долго будет популярна та или иная модель, что раскупят в этом сезоне – мягкую мебель или кухни, а что останется лежать «мертвым» грузом на складах. Для большинства фабрик риск «не угадать» грозит чуть ли не банкротством, так как они специализируются на производстве определенного вида мебели. «Для выпуска всего спектра продукции нужно иметь значительные оборотные средства и производственные мощности. Для небольших фабрик – это пока проблема», – говорят мебельщики. Чтобы диверсифицировать риски, мелкие производители, наряду с мебельным производством, осваивают смежное. Например, по словам исполнительного директора ПКФ «Таик» Елены Сасько, «компания, кроме мебели, производит также двери, окна, столярную фурнитуру. На эту продукцию всегда есть спрос, и она помогает продержаться на плаву, если поступает мало мебельных заказов». Более крупные производители стараются освоить несколько «мебельных» ниш. Например, «Меркс» начинал работать в сегменте офисной мебели, а год назад освоил выпуск кухонь. «Сейчас мы стали совладельцем большой, в прошлом государственной, фабрики, которая переживала не лучшие времена. Это даст возможность начать выпускать мягкую мебель. Приблизительно через год планируем представить на рынке корпусную мебель», – говорит Вадим Григорьев.

Завоевание отечественными производителями других сегментов мебельного рынка, судя по всему, откладывается на неопределенный период. Некоторые специалисты даже называют завоевание самой дешевой мебельной ниши наиболее крупной победой, на которую способны украинские мебельщики. При благоприятном стечении обстоятельств можно будет говорить о равных позициях украинских и западных производителей в сегменте мебели в средней ценовой категории, но произойдет это не ранее, чем через 7-10 лет. Это время необходимо для дальнейшего улучшения качества продукции, формирования собственной команды высокопрофессиональных дизайнеров, модернизации производственных мощностей. Что касается ниши дорогой и эксклюзивной мебели, то тут перспективы украинских производителей безнадежны на долгие десятилетия, утверждают эксперты. Хотя сами мебельщики отмечают, что рынок эксклюзивной мебели им неинтересен. «Чтобы успешно работать с дорогой мебелью, нужно иметь сеть сбыта по всему миру. В Украине этот рынок слишком узок, а поэтому не представляет интереса для местного производителя», – считает Вадим Григорьев.

Залишити відповідь