Продавцы и покупатели в преддверии «мебельного» сезона

Специалисты, работающие на отечественном мебельном рынке, отмечают, что за последний год потребительские предпочтения украинцев существенно изменились. Если раньше большинство ориентировалось в первую очередь на цену и только потом – на качество и дизайн, то сегодня главные требования, предъявляемые к мебели даже покупателями с невысоким уровнем дохода, – надежность, функциональность, оригинальность.

Продавцы мебели говорят, что образ «идеальной мебели» у отечественного потребителя уже сложился. Другое дело, что покупателю приходится «подгонять» этот идеал под конкретную сумму, которой он располагает.

Мебельную продукцию, реализуемую на отечественном рынке, специалисты условно делят на три ценовые категории: дешевую (до $1000 за комплект), среднюю (до $4000) и дорогую (свыше $5000). К последней категории относится и очень дорогая (эксклюзивная) мебель, стоимость которой сравнима с ценой хорошего автомобиля. Потребительские предпочтения, по мнению экспертов, распределяются таким образом: 60% отечественных покупателей приобретают дешевую мебель, 25% – продукцию средней ценовой категории, 10% – дорогую и только 3-5% – эксклюзивную. При этом потребительские предпочтения в каждой из групп имеют свои особенности.

Небогатые покупатели предпочитают сервис и гарантированное качество

Те, кто покупает недорогую мебель, по наблюдению продавцов, чаще всего руководствуются не эстетическими соображениями, а жизненной необходимостью (семья переехала в другую квартиру, старая мебель износилась и пр.). Поэтому критерии выбора в этом случае – доступная цена и практичность. Что касается дизайна, то, как отмечают продавцы, покупатели с невысоким уровнем дохода на внешний вид мебели внимание обращают всегда. Но при этом их вполне устраивают модели, скопированные из иностранных каталогов, что и предлагает большинство производителей, работающих в этой нише.

До недавнего времени в поисках мебели потребители этой ценовой категории отправлялись на базар, где им по «бросовым» ценам предлагали, в основном, польский ширпотреб, срок службы которого не превышал 1-2 года. Сегодня ситуация изменилась: покупатели предпочитают обращаться в магазины.

Во-первых, в магазины-склады, которые представляют широкий выбор дешевой мебели как импортного, так и отечественного производства и обеспечивают клиентам ряд преимуществ. По словам менеджера такого магазина («Флеш») Андрея Копылова, «нам невыгодно продавать совсем некачественную мебель, так как мы, в отличие от базарных торговцев, рассчитываем на длительную работу на рынке. Поэтому даже если магазин предлагает польскую продукцию, то это мебель неплохо зарекомендовавших себя фабрик, популярных и на внутреннем рынке этой страны. Кроме того, магазин в состоянии обеспечить покупателю сервис – бесплатную доставку и сборку. Цены же не выше, а иногда и ниже, чем на базаре. Предоставляются также скидки, проводятся распродажи».

Во-вторых, в салоны украинских производителей, которые также предлагают достаточно широкий выбор и невысокие цены. Как рассказал менеджер киевского фирменного салона мебельной фабрики «Ливс» (Черкасская обл.) Виталий Гончаренко, «отечественный потребитель уже не боится заходить в мебельные магазины, как это было раньше. Более того, выбирая продукцию, он не хочет покупать самую дешевую. Например, диванчик, сделанный из ДСП, который стоит до 600 грн., продается хуже, чем аналогичный, но выполненный из фанеры, с надежным раскладным механизмом. Хотя последний и дороже в три раза».

Кстати, диван вообще относится к лидерам продаж в этой категории. Особым спросом пользуются недорогие угловые диваны, обтянутые тканью типа «гобелен», однотонной или в крупную клетку, отечественных мебельных фабрик (например, «Лагода», «Ливс»).

Основные запросы «средних» покупателей – высокое качество и оригинальный дизайн

Таким покупателям нужна не просто удобная, практичная и надежная, но еще и стильная мебель с оригинальным дизайном, преимущественно классического стиля (консервативный представитель среднего класса модерн и авангард практически не покупает). За нее такой покупатель готов платить в 2-3 раза больше, чем за стандартные модели. Особое значение потребитель придает дизайну, модной обивке, фурнитуре.

По словам Андрея Копылова, большинство отечественных и зарубежных производителей, работающих в этой нише, учитывают такие требования покупателей, предлагая, например, от 50 до 300 вариантов расцветок. Но, как правило, магазины закупают ограниченное число моделей. То есть покупателю, которого не устраивает расцветка, представленная в выставочном зале, приходится ждать, пока не привезут заказанную. Срок исполнения таких заказов – от нескольких дней до 1-2 месяцев и зависит от того, где расположена мебельная фабрика. Кстати, несмотря на то, что отечественные производители работают, в основном, в «дешевой» нише, некоторые все же уже начали осваивать среднюю ценовую категорию («Меркс», «Энран-Акрос», «Прогресс» и др.). Естественно, модель от украинского производителя доставляют значительно быстрее, и этот факт, по мнению специалистов, способствует тому, что покупатели все чаще выбирают отечественную мебель.

Особое внимание украинские мебельщики уделяют дизайну, что также дает им возможность конкурировать с импортерами. Например, как рассказала генеральный директор ДП «Меркс Мебель» Валентина Жуковская, предприятие сотрудничает с итальянской дизайнерской студией, которая готовит для него эксклюзивные разработки. По мнению г-жи Жуковской, «в Украине нет дизайнеров мирового уровня, поэтому, чтобы представлять на рынке оригинальную мебель, лучше сотрудничать с признанными «законодателями мод», хотя это и обходится значительно дороже». Однако такая возможность пока есть у очень немногих производителей, поэтому они потихоньку готовят своих дизайнеров, которые, по словам исполнительного директора ПКФ «Таик» Елены Сасько, «если и берут за основу модели из иностранных каталогов, то все равно вносят в них свои детали. Так что о полном копировании в этой нише сегодня не может быть и речи».

Мебелью средней ценовой категории в Украине торгуют многие салоны иностранной мебели (итальянской, голландской, чешской, эстонской). Их, как правило, и посещают покупатели со средним уровнем дохода в поиске подходящей модели. Такую мебель они могут купить также и в фирменных салонах отечественных производителей, работающих в этом сегменте рынка, и в магазинах их дистрибьюторов. Частично данная продукция представлена в тех же складах-магазинах, но ее ассортимент ограничен.

На эту категорию потребителей также работает немало отечественных фирм, изготавливающих мебель по индивидуальным заказам. Елена Сасько говорит, что такую услугу выбирают потребители, которых не устраивает представленный в магазинах ассортимент и которые хотят «воплотить в жизнь» собственные дизайнерские идеи. Кроме того, мебель «под заказ» является идеальным вариантом для нестандартного помещения. Продукция, изготовленная по заказу, на 30-40% дороже серийной; выполнения заказа приходится ждать от 2 недель до 2 месяцев. Тем не менее она становится все более популярной среди отечественных потребителей, особенно если последние являются почитателями классического стиля и натуральных материалов.

Состоятельные люди предпочитают эксклюзив

По словам Олега Дзюбяка, спрос на дорогую мебель в Украине достаточно стабилен. Но, как говорят продавцы, если раньше потребитель довольствовался известным именем фабрики, то сегодня он хочет приобрести настоящий эксклюзив. Представитель одесского торгового дома «Каштан» (дистрибьютора мебели более 500 торговых марок из Италии, Франции, Голландии, Германии) Елена Бабина отмечает, что в последнее время состоятельные украинцы отошли от традиции меблировать свои дома классической мебелью и отдают предпочтение стилю модерн. Особой популярностью в этом сезоне пользуется мебель, выполненная в стиле хай-тек, который отличается строгостью форм и минимумом излишеств. Ценятся, к примеру, кухни итальянской фабрики Snaidero, работающей с известной дизайнерской студией Pininfarina.

Менеджер салона-магазина итальянской мебели Bontempi Татьяна Харченко говорит, что «многие состоятельные покупатели ценят эксклюзивность, «которую можно увидеть сразу». Практически все фабрики, работающие со знаменитыми художниками и дизайнерами, всячески подчеркивают эксклюзивность своей продукции – на дверцах шкафов, стеклах часто есть «лейбл» производителя или подпись дизайнера. Так что эти подтверждения элитности мебели у всех на виду. И гости, придя в дом с подобным интерьером, сразу имеют представление об уровне доходов хозяина».

Купить эксклюзивную мебель в Украине сегодня несложно. Олег Дзюбяк считает, что количество дистрибьюторов известных зарубежных производителей (в основном – из Италии, Германии, Испании, Франции) за последние 3 года увеличилось, как минимум, в 2 раза. Ниша дорогой и очень дорогой мебели структурировалась – возрос спрос на модели конкретного производителя. При отсутствии конкуренции со стороны отечественных мебельщиков известные мебельные фабрики видят в Украине достойный и стабильный рынок сбыта. «Ужесточение конкуренции между ними способствовало тому, что цены на дорогую мебель снизились на 20%, а на эксклюзивную – на 5-7%. И если раньше хорошая мебель в Украине стоила дороже, чем в Европе, то сегодня цены такие же, а в некоторых случаях даже ниже. Кроме того, салоны, представляющие дорогую мебель, стараются соответствовать мировому образцу – и по интерьеру, и по качеству услуг. Например, мы гарантируем клиенту бесплатную доставку и сборку, гарантийное и постгарантийное обслуживание, предоставляем скидки для постоянных клиентов, приглашаем их на презентации, поздравляем с праздниками и т. д.», – говорит г-н Дзюбяк.

Залишити відповідь