Правительство вынужденно изменило своим рыночным принципам, но этот ход дает ему возможность выйти победителем из создавшейся политической ситуации

Еще, пожалуй, ни одному украинскому правительству не приходилось так трудно, как Кабинету министров Виктора Ющенко. Ибо на «молодых реформаторов» возлагалось столько надежд, что оправдать их было бы сложно даже при самом благоприятном стечении обстоятельств. А экономические и политические реалии, с которыми столкнулось нынешнее правительство, оставляют членам Кабинета министров очень мало шансов выйти из ситуации победителями.

Парламент раздражен нежеланием правительства учитывать его кадровые инициативы

Политическая осень в Украине началась с усложнения отношений между правительством и руководством Верховного Совета. Неафишируемое до поры противостояние между отцами-руководителями парламентского большинства и правительственными реформаторами выплеснулось на первой же сентябрьской пресс-конференции председателя Верховного Совета. Иван Плющ достаточно нелицеприятно отозвался об успехах и намерениях Кабинета министров. В частности, говоря о просьбе министров к парламенту принимать пакетом и бюджетХ2001, и новый Налоговый кодекс, председатель парламента порекомендовал правительству «сначала отчитаться по исполнению предыдущего (бюджетаХ2000. – Прим. «&»), а затем уже браться за дело по новой».

Парламент, как утверждают некоторые депутаты, может не торопиться в решении обозначенных вопросов хотя бы потому, что Виктор Ющенко не торопился выполнять просьбы весьма влиятельных представителей большинства относительно кадровых перестановок в правительстве. В частности, заместитель председателя Верховного Совета Степан Гавриш заявил, что Виктор Ющенко до сих пор не ответил на официальные предложения парламента относительно состава правительства. А между тем, считает г-н Гавриш, премьеру следовало бы внимательнее относиться к столь серьезным предложениям. В противном случае, сказал Степан Гавриш, «нам удастся создать такое профессиональное правительство, которого еще не знала украинская история…». Причем позиция, озвученная Гавришем, Верховному Совету реально ничем не угрожает. Так, первый вице-спикер Виктор Медведчук на днях напомнил, что до тех пор, пока не будут имплементированы результаты референдума (предполагающие, в частности, роспуск парламента в связи с неспособностью своевременно принять бюджет), «нет реальных оснований, предусмотренных законом и Конституцией, для роспуска». Так что, видимо, правы те депутаты, которые полагают, что принятие новых судьбоносных кодексов и законов затянется до зимы.

Список обиженных правительством Ющенко увеличивается

Несмотря на кадровое обрамление, реальной подоплекой скрытого противостояния между парламентом и правительством стали экономические вопросы. В неофициальных беседах самые влиятельные парламентские олигархи уверяют, что они «сами своими руками усадили Ющенко в кресло премьера» и, предварительно оговорив условия, дали власть в сфере ТЭК в руки Тимошенко. Однако, по словам олигархов, вместо благодарной покорности их протеже проявили крутой нрав.

Следствием стал не только поднадоевший многосерийный скандал между Тимошенко и Суркисом, каждый из которых якобы отстаивает интересы электроэнергетической отрасли. Упорное нежелание Виктора Ющенко покориться и отправить Тимошенко в отставку (даже после вмешательства президента) привело к кризису в отношениях между правительством и парламентом (а точнее, бизнесом, интересы которого защищаются через парламент). Впрочем, Кабинет министров дал бизнесу поводы для недовольства не только в сфере электроэнергетики. Еще памятен пример весенней попытки отменить все льготы для СП. Совсем свеж свершившийся в конце лета переворот в свободных экономических зонах, когда правительство под давлением МВФ существенно сократило список льгот и видов деятельности для СЭЗ. Первый вице-премьер Юрий Ехануров лично объяснял расстроенным бизнесменам, что «так будет лучше для страны».

Отношения с правительством намерены выяснять торговцы зерном, которые еще в августе тщетно пытались узнать, позволят ли им работать на этом рынке, а в сентябре с удивлением обнаружили, что работать можно, но лишь при условии срочного переоформления документов. Речь идет о праве на продажу зерна только через биржу, а соответствующее переоформление документов, по данным Украинской лиги предпринимателей АПК, обходится фирмам-экспортерам в 0,5% от стоимости сделки. Руководители Лиги утверждают, что такая ситуация была характерна для 1996-97 гг., во времена лицензирования и квотирования, которые сами по себе очень плохо вяжутся с принципами рыночной экономики…

В октябре ряды «обиженных» правительством, возможно, вновь пополнятся. Во-первых, вступит в силу Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», вызывающий уже обнародованные в СМИ опасения по поводу увеличения размера взяток при оформлении лицензий. Во-вторых, разгорается скандал, связанный с законопроектом «О системе регистрации субъектов хозяйствования». Документ, разработанный Госкомитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и одобренный правительством, породил недовольство ГНАУ, опасающейся уменьшения доходов казны после принятия такого закона. (Подробнее об двух этих документах читайте в рубрике «Законодательство».) И совсем небольшой, но вызывающий множество негативных эмоций нюанс – введенный с 1 октября запрет на эксплуатацию транспортных средств без страховки. Сумма страховки для большинства легковых автомобилей составляет 5,8 необлагаемых налогов минимумов доходов граждан (зависит от объема двигателя – см. «&» №37 за 2000 год, стр. 60), но огромную армию украинских автомобилистов возмущает тот факт, что «правительство пытается решить свои проблемы за счет простых граждан».

Правительство ищет выход из жесткого финансового цейтнота

Правительство действительно вынуждено собирать с миру по нитке, призывая при этом всех и вся надеяться на собственные силы, не уповая на помощь международных финансовых организаций. Но, видимо, собственных сил и резервов у Украины не так много. По крайней мере министр финансов Игорь Митюков не так давно попытался предложить парламенту секвестрировать – в случае дальнейшего отсутствия внешних заимствований – на 5% расходную часть бюджетаХ2000. Г-н Митюков пояснил, что изначально в проект бюджета на текущий год закладывались 1,8 млрд. грн., заимствованных из внешних источников. «Этих денег пока нет…», – сказал министр финансов. Вероятно, поэтому правительство вынуждено экономить буквально на всем, временами изменяя даже собственным рыночным принципам. Показательным в этом смысле можно считать обращение Юрия Еханурова к Верховному Совету с просьбой продлить хотя бы на год срок действия шести дополнительных сборов в Пенсионный фонд. Ранее, как известно, Кабинет министров поклялся отменить со временем (планировалось осенью-зимой этого года) всевозможные дополнительные сборы.

Парламентарии, по их же словам, не намерены удовлетворять подобные просьбы правительства. Например, председатель Комитета по вопросам бюджета Александр Турчинов заявил: «Предложение о секвестре не может быть одобрено Верховным Советом, поскольку секвестрирование расходов приводит прежде всего к сокращению финансирования социальной сферы, которое и так мизерно». Турчинов считает, что в сегодняшней ситуации подобные шаги правительства могут быть использованы «криминально-олигархическими кланами» как повод для того, чтобы отправить Кабинет министров в отставку. Посему руководитель парламентского комитета рекомендовал правительству «радикализировать реформы, а не идти на компромисс с олигархами и их криминальным окружением».

Впрочем, не все так просто. У правительства действительно нет денег (чего стоит только скандал, связанный с тем, что Минфин задолжал НБУ около 3 млрд. грн.!). И даже если сентябрьский оптимизм Виктора Ющенко относительно скорого возобновления МВФ программы расширенного финансирования для Украины имеет основания, время для «радикализации реформ» упущено. Правительство, похоже, не просто не хотело или не умело проводить реформы, но и не имело такой возможности, занимаясь преимущественно – в отсутствие внешнего финансирования – латанием бюджетных дыр.

Рискованные шаги правительства

Снежный ком финансовых проблем уже вынуждает правительство к решительным и рискованным мерам – начинается осенне-зимний период. Так, парламентский Комитет по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности заявил, что украинская энергетика к зиме не готова. По данным Комитета, накоплена только треть планировавшихся запасов топлива. А УСПП в свою очередь выразил недовольство действиями правительства в сфере ТЭК. «Неприемлемо применение исключительно административных методов вместо усилий по структурным преобразованиям в реальном секторе экономики», – сказано в соответствующем заявлении УСПП. Промышленники и предприниматели считают, что, в частности, в электроэнергетике начата подготовка к льготной приватизации стратегических объектов. Например, топливо и оборудование на некоторые крупные электростанции, по данным УСПП, поставляется в виде кредитов под залог имущества. Расплатиться станции в сложившихся условиях смогут только пакетами акций.

Похоже, правительство готово передать в управление, аренду или собственность (окончательный вариант пока не озвучен) крупные пакеты акций нефте- и газотранспортной инфраструктуры Украины. Очень хорошо информированные источники в Кабинете министров уверяют, что именно таким образом планируется погасить долги за российский газ. И если сейчас против не выступает даже Виктор Ющенко, имеющий репутацию патриота и прозападника, то, видимо, иного выхода у Украины уже действительно нет.

Об остром дефиците денег можно судить и по тому, что Министерство финансов выступило с инициативой ввести в следующем году в оборот приватизационные облигации. Минфин надеется, что приватизация в 2001 году принесет в бюджет $1 млрд. Но если в начале текущего года новое правительство горячо поддерживало идею исключительно денежной приватизации, то сегодня готово изменить свое мнение и продавать иностранным инвесторам приватизационные облигации, по которым те – в будущем – смогут получить акции крупнейших украинских предприятий.

Председатель совета партии «Всеукраинское объединение левых «Справедливость», народный депутат Иван Чиж отмечает, что Верховный Совет не может отправить правительство в отставку в течение года после утверждения правительственной программы. «Но с точки зрения реальной жизни, особенно с позиций, как будет работать энергетика с приближением осенне-зимнего периода, как будет работать система социальной защиты, экономика в целом… Каждый из этих вопросов может стать глобальным для правительства и вызвать вопрос возможности выполнения этим правительством своих функций», – считает г-н Чиж.

У Кабмина остается шанс выстоять

Сегодня любые действия правительства встречают мощное противодействие. Причин тому несколько. Во-первых, инициативы Кабинета министров ломают сложившийся баланс сил на привлекательных рынках и в стратегических отраслях. А интересы крупного бизнеса защищены именно в Верховном Совете, что и порождает перманентные склоки между парламентом и правительством. Во-вторых, рейтинг доверия к «молодым реформаторам» падает, поскольку в силу ряда причин (в частности, в результате дефицита финансов и времени) им все же не удалось с начала года провести системные преобразования в экономике. Что касается уровня жизни в Украине в целом, то Виктор Ющенко изначально предупреждал, что улучшение ситуации возможно не через месяц и не через год, но население, балансирующее на черте бедности и нищеты, не хочет долго ждать перемен к лучшему. В-третьих, о чем уже не раз сказано, у правительства не закрыты политические «тылы» – нет сильной и влиятельной парламентской партии, которая бы всерьез защищала Кабмин Ющенко. Напротив, мощные партии, курируемые так называемыми олигархами, считают долгом чести бороться с правительством Ющенко, ибо последнее не идет на компромиссы в вопросах бизнеса. Народный депутат Александр Мороз, анализируя ситуацию вокруг Кабмина, заметил: «Правительственный кризис стремятся создать олигархи и Администрация президента. Олигархов частично отлучили от бюджетных потоков, а Администрация напугана ростом рейтинга премьера…».

И тем не менее многие депутаты и политологи в частных беседах отмечают, что т. н. «олигархи» сегодня вовсе не заинтересованы в отставке Кабинета министров. Кстати, представители мощнейших парламентских сил – «Трудовой Украины» и «Возрождения регионов» – подтверждают эту мысль вполне официально. По мнению политологов, бизнес, интересы которого отстаиваются через парламент, заинтересован в «послушности» Кабинета министров. А та «черновая работа», которая выпала на долю нынешнего правительства, стала результатом не просчетов Кабинета министров Виктора Ющенко, а ошибок и проблем, накопившихся за многие годы. «Марать руки» олигархи вовсе не хотят, а поэтому, нападая на правительство, все же позволяют ему работать.

Другая интересная деталь, по мнению политологов, состоит в том, что правительство к осени, похоже, нашло себе точку политической опоры. Ею могут стать региональные элиты, которые, как недавно заявил «&» хорошо информированный Владимир Горбулин, по своим финансовым возможностям и политическому весу уже не уступают «киевским» олигархам. По крайней мере некоторые шаги правительства наталкивают на мысль о сближении и взаимопонимании с региональными лидерами. Скажем, Минфин уже заявил о намерении увеличить с 30% до 36% долю местных бюджетов в расходах сводного бюджетаХ2001. Такой шаг на фоне общей финансовой ситуации и связанных с ней проблем выглядит действительно показательным. Аналитики считают, что если Кабинет министров устоит этой осенью, то уже к весне он сможет усилиться до такой степени, что говорить о его отставке будет непросто.

Леонид Кучма, постоянно упрекающий правительство в просчетах и напоминающий Виктору Ющенко о его личной ответственности за экономическую ситуацию в стране, все же не вмешивается в процессы и наблюдает за ситуацией со стороны. Однажды Леонид Кучма заявил, что после переизбрания на пост президента он чувствует себя «практически полностью независимым человеком». Вероятно, это следует истолковать как то, что он не намерен защищать чьи бы то ни было позиции – ни планы правительства, ни интересы олигархов.

Впрочем, как бы ни завершилась политическая осень текущего года, Леонид Кучма попытается остаться над ситуацией. Кстати, президент не так давно сказал, что он как руководитель государства не может быть доволен никаким правительством никогда, ибо всегда желает для страны лучшего. Возможно, Кабинет министров Ющенко ухватится за это заявление, как за соломинку. Тем более, что Леонид Кучма уверен: Украина переживет следующую зиму так же, как переживала до этого все зимы.

Залишити відповідь