Новый механизм формирования банками резервов под кредитные риски усложняет процедуру и удорожает кредиты для предпринимателей

Банковская система Украины приступила к формированию резервов под кредитные риски еще в 1998 году. И за это время достигла определенных успехов в этом направлении. Так, по состоянию на 1 июля украинскими банками был сформирован данный резерв в сумме 2014,4 млн. грн. из необходимых 3223,9 млн. грн. И несмотря на то, что процесс такого резервирования стал одним из главных факторов резкого падения прибыльности банков в последние два года, банкиры относились к этому с пониманием.

Однако новшества, которые решил ввести Нацбанк в части формирования банками резервов под кредитные риски, были восприняты банкирами без энтузиазма. Речь идет о новом «Положении о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь от кредитных операций банков» (далее – Положение), утвержденном постановлением правления НБУ №279 от 6 июня и вступившем в силу с 13 августа. Ряд изменений, внесенных этим документом в процесс формирования указанных резервов, по мнению банкиров, будет не столько содействовать снижению рисков для банков, сколько создавать дополнительные трудности предпринимателям в получении кредитов.

Требования к потенциальным заемщикам ужесточены и детализированы

Первый вывод, который сделали специалисты после анализа постановления №279, состоит в том, что банки практически лишены возможности самостоятельной оценки и классификации финансового состояния заемщиков. Предыдущее постановление, классифицируя финансовое состояние заемщика по классам («А», «Б», «В», «Г», «Д»), делает это весьма рамочно и в общих чертах, тем самым давая кредитору возможность маневра при определении финансового «качества» экономического агента. По словам заместителя председателя правления по правовым вопросам «Правэкс-банка» Анатолия Свинцицкого, новое постановление это исключает. В нем каждый класс описывается более подробно.

Видоизменение системы классификации для распределения по классам тесно связано с общим ужесточением требований к заемщику. Проявляется оно в появлении целого ряда на первый взгляд незначительных нововведений, которые могут существенно повлиять на взаимоотношения «кредитор-заемщик».

Например, по словам А. Свинцицкого, достаточно существенно пополнился арсенал экономических показателей, которым должен соответствовать заемщик. В частности, если раньше кредиторы обязаны были интересоваться коэффициентами общей и срочной ликвидности, то теперь добавлен коэффициент текущей ликвидности. Появился новый показатель – «финансовая стойкость», которую нужно демонстрировать коэффициентами маневренности собственных средств, а также соотношением привлеченных и собственных средств.

В новом Положении особо отмечается необходимость представлять такие знакомые заемщикам данные, как себестоимость продукции, прибыль и убытки, рентабельность, но теперь эти показатели должны отображаться в динамике (что может, кстати, существенно испортить в общем благополучный «портрет» клиента).

Отличается и оценка обслуживания долга заемщиком: существенно ужесточены сроки выполнения заемщиком своих обязательств. Так, обслуживание долга считается «хорошим» (самый высокий показатель), если задолженность по кредиту и проценты по нему уплачиваются в установленные сроки или с максимальной задержкой до семи календарных дней. Раньше в эту категорию попадали и кредиты, разово пролонгированные до 90 дней. Подобные изменения касаются также групп «слабая» и «неудовлетворительная».

Как отметил А. Свинцицкий, в Положении появился еще один (третий) обязательный критерий оценки кредитной операции – уровень обеспечения (гарантии и залог имущества и имущественных прав). Прежде данный критерий носил добровольный характер, и многие банки им пользовались. Теперь же это входит в «обязательную программу», что, исходя из норм нового документа, поднимет настроение только тем, кто обладает первоклассным обеспечением.

Рост «бумажной» работы банков может увеличить цену кредитов

Тема ужесточения продолжается и в приложениях к постановлению №279, в которых вполне прослеживается стремление НБУ оградить банки от неплатежеспособных заемщиков. Но при этом, как утверждают специалисты, главный финансовый институт страны несколько перестраховался, потребовав от заемщика обязательного предоставления огромного количества всевозможных данных. В частности, Нацбанк внедрил «Кредитную документацию заемщика» и «Кредитную историю заемщика», при оформлении которых необходимо заполнить 20 и 30 позиций соответственно. Причем кредитная история содержит всю информацию о нюансах взаимоотношений заемщика и кредитора. Собственно говоря, против этого никто ничего не имеет (многие банки и раньше оформляли такую документацию). Беда в том, что это необходимо делать обязательно и по единой форме. Как полагает г-н Свинцицкий, во-первых, для ведения такой документации понадобится расширение штата (поскольку возрастет документооборот), что может увеличить затраты на предоставление кредита, а значит, и его стоимость. Во-вторых, это заметно замедлит время обслуживания клиента. К тому же большинство опрошенных предпринимателей заявили, что многих требуемых данных они просто не смогут предоставить.

Банки будут вынуждены отказывать в предоставлении кредитов

На первый взгляд более жесткие требования, влияющие на классификацию заемщиков, имеют значение только для банков, поскольку от этого зависит показатель кредитного риска, а следовательно, и размеры резервов. Но, как утверждают специалисты, если созданную в соответствии с постановлением новую матрицу требований наложить на существующую ныне систему оценок кредитной способности банковских заемщиков, кредитным управлениям и отделам почти всех банков придется существенно корректировать градацию (причем в сторону понижения) своих клиентов. Найти в нынешней экономической ситуации почти идеального заемщика (класса «А» или «Б») очень трудно, а количество просроченных кредитов в кредитных портфелях банков иногда достигает 70%.

Все это свидетельствует о том, что банкирам придется массово понижать «кредитный рейтинг» своих клиентов, что приведет к необходимости формирования большего объема резервов по кредитным рискам, а значит – и к ухудшению показателей баланса. Чтобы этого избежать, финансовые учреждения вынуждены будут или игнорировать требования нового постановления, или отказываться от потенциально нестабильных заемщиков. В первом случае могут пострадать банки, т. к. НБУ обязал предоставлять своим контролерам кредитную документацию по каждому заемщику. И формально невыполнение какого-то требования Нацбанка считается нарушением, что может повлечь за собой соответствующие санкции. Во втором случае пострадают заемщики, и таких «пострадавших», которых, опять же, учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, может быть очень много.

В целом же, оценивая новое Положение, банкиры единодушно отмечают, что оно, во-первых, приведет к дальнейшему снижению прибыльности работы коммерческих банков, и во-вторых, делает процесс получения кредита более трудоемким для банков, а сами кредиты – менее доступными для клиентов. Как справедливо отметил Анатолий Свинцицкий, эта классификация подходит для развитой и «правильной» экономики с постоянно растущим бизнесом с образованным руководством во главе. С ним согласился и генеральный директор фирмы «Мономах» Владимир Барабаш: «Данное постановление несвоевременно. Мало кто из предпринимателей успел нарастить активы до требуемых показателей… Но это естественно, поскольку отечественный бизнес еще молодой. Поэтому постановление прежде всего ударит по малому и среднему бизнесу. Новый документ резко уменьшит возможность кредитоваться».

Александр Захаренко, начальник управления кредитования «ВА-банка»

– Данное постановление можно оценивать как шаг вперед. Его цели вполне понятны – это стремление к цивилизованному банковскому бизнесу, попытка достичь того уровня взаимоотношений, который принят в развитом финансовом мире. К сожалению, учитывая реальное состояние отечественных заемщиков, данное Положение в целом и предусмотренную им классификацию финансового состояния заемщика в частности можно оценить как очень жесткие. Предприятий, соответствующих требованиям класса «А» сегодня в Украине найдется не так много. Документ несколько идеализирован в части оценки финансового состояния заемщиков, и с этой точки зрения выглядит преждевременным.

И я надеюсь, что постановление будет корректироваться с тем, чтобы установить более либеральный подход к оценке заемщиков.

Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»

– Это постановление из ряда таких документов, как, например, постановление правления НБУ о предоставлении информации ГНАУ. Подобные документы – негативные признаки в преобразовании нынешней бизнес-среды. Можно ли добиться преследуемой постановлением №279 цели – обеспечение надежности кредитования – иными, чем ужесточение требований к заемщику, методами? Конечно, можно. Подобное достигается более активной, глубокой и аналитической работой менеджмента банка.

Мне нужны кредитные ресурсы. С мая я консультировался с 15 банками. Так вот, у нас банки все одинаковые: деньги короткие, залог такой-то, коэффициент такой-то, процент такой-то… Менеджеры банка не проникаются проблемами клиента. И такие документы не способствуют тому, чтобы банк и клиент стали партнерами.

К сожалению, вопрос получения необходимых мне кредитных ресурсов в банке я буду рассматривать в последнюю очередь. Если до этого я как-то принимал во внимание этот вариант, то сейчас я буду искать другие пути.

Залишити відповідь