В связи с повышением РФ экспортных пошлин на нефтепродукты участники отечественного нефтерынка прогнозируют рост цен на бензины и дизтопливо

Летом текущего года украинский нефтерынок избежал кризиса, подобного прошлогоднему. Однако положение рынка оставалось неустойчивым, что подтвердилось ростом цен на все виды нефтепродуктов. За три летних месяца цены на дизельное топливо выросли на 2,1%, А-76 – на 12,4%, А-92 – на 9,3%, А-95 – на 10,1%.

«Благодаря» усилиям России украинский рынок ощущает дефицит нефтепродуктов отечественного производства

Нынешним летом произошло сразу несколько событий, которые привели к резкому подорожанию российской нефти, поставляемой в Украину.

Во-первых, продолжился рост мировых цен на нефть. И к концу лета цена 1 тонны нефти марки Urals, по данным агентства Bloomberg, находилась в пределах от $153,3 до $176,6.

Во-вторых, с середины июля российская «Транснефть» повысила тариф на транспортировку нефти при ее экспорте на 12,2%.

В-третьих, начиная очередную кампанию по подготовке к осенне-зимнему сезону, российское правительство увеличило экспортные пошлины на нефть, до EUR27 за тонну.

Кроме того, каждая российская нефтяная компания имеет обязательный ресурс нефти, который она должна переработать на местных НПЗ, что несколько ограничивает их возможности по поставкам в Украину. Например, согласно решению российского правительства балансовые задания по поставкам нефти на НПЗ России на третий квартал этого года составляют 46 млн. т, в том числе для ЛУКойл – 9,4 млн. т, Тюменской нефтяной компании – 3,6 млн. т, «Татнефти» – 3,4 млн. т, «Башнефти» – 1,9 млн. т, «Славнефти» – 1,8 млн. т.

И если в июле 1999 года нефть на украинские НПЗ поставили 18 компаний, то в июле 2000 – только 7. Многие компании, которые еще в конце прошлого года активно занимались поставкой и переработкой российской нефти в Украине (например, «Альфа-нафта» и Watford Petroleum), в этом году предпочли работать с украинской нефтью. Российская нефть в нынешнем году поступает только на три завода – Кременчугский (ресурсы «Татнефти», «Башнефти» и Тюменской нефтяной компании), Лисичанский (ресурсы Тюменской нефтяной компании) и Одесский (ресурсы ЛУКойл). Только 11% поступившей в этом году в Украину российской нефти было поставлено на Херсонский, Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ. Хотя за аналогичный период прошлого года на долю трех этих НПЗ приходилось до 60% российской нефти, поступившей в Украину.

Стоимость одной тонны российской нефти не опускалась в течение лета ниже отметки $140-145. Цена же российской нефти, при которой возможна рентабельная ее переработка на украинских НПЗ, по данным специалистов Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины, а также «Укрнефтехимпереработки», должна быть не выше $135 за тонну.

И если 65% нефти, которую в 1999 году переработали украинские НПЗ, было поставлено из России, то за 7 месяцев текущего года доля российской нефти составила только 41%, а объем поставок за этот отрезок времени, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился на 12% – с 1892 тыс. тонн до 1672 тыс. тонн.

Таким образом, «благодаря» принятым российским правительством мерам многие украинские поставщики нефти (аффилированные структуры, большинство из которых выступали компаниями-давальцами) были практически отрезаны от российской нефтяной трубы. А значит, украинский рынок ощущал дефицит более дешевых нефтепродуктов отечественного производства.

Импортные нефтепродукты подорожают на треть

Основной поток импортных нефтепродуктов, как известно, поступает в Украину из России, Белоруссии и стран Прибалтики (впрочем, через Латвию и Эстонию зачастую реэкспортируется все то же российское топливо). В прошлом году доля нефтепродуктов из этих стран ближнего зарубежья составляла 72,7% по моторным бензинам и 74,4% – по дизтопливу. В этом же году, особенно с наступлением осени, ситуация с импортом российских и белорусских нефтепродуктов становится все более критической.

Белоруссия вообще с конца августа запретила экспорт топлива. Россия приняла менее радикальное, но не менее жесткое решение – повысить экспортные пошлины на светлые нефтепродукты с 15 сентября. Если экспортная пошлина сейчас находится на отметке EUR20 за тонну высокооктанового бензина и EUR15 – за тонну низкооктанового бензина и дизельного топлива, то с середины сентября все виды топлива будут «уравнены в правах» – экспортная пошлина составит EUR25/т.

Естественно, столь масштабное увеличение экспортных пошлин на нефтепродукты в России отразится и на Украине. В качестве примера можно привести повышение цен горючего в мае-июне 1999 года, когда российское увеличение на 35-37% повысило цены на дизтопливо в Украине с 30 мая по 21 июня прошлого года с 0,52 до 0,90 грн./литр, а на А-76 – с 0,57 до 1,0 грн./литр и на А-95 – с 1,2 до 1,5 грн./литр.

По мнению директора ООО Vostok Oil Юрия Лапшина, повышение правительством РФ экспортных пошлин на нефтепродукты приведет к 20-30%-ному росту цен на бензины и дизтопливо в Украине уже в течение ближайшего месяца.

Усилий Кабинета министров недостаточно для стабилизации внутреннего нефтерынка

Летом украинское правительство предприняло ряд шагов для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов.

Положительный результат дал инициированный Кабмином Закон №1813-III от 13.06.2000 г. «О внесении изменений в некоторые законы Украины». Согласно этому закону до 1 октября 2000 года дизельное топливо освобождено от обложения акцизным сбором, а украинские производители получили ряд налоговых льгот. Например, при ввозе на территорию Украины нефти не взимаются ввозная таможенная пошлина и НДС. Также до 1 октября не взимается акцизный сбор и отчисления в Госинофонд с дизтоплива, которое было произведено в Украине, вне зависимости от происхождения сырья.

Летняя ситуация на рынке нефтепродуктов была относительно стабильной еще и благодаря тому, что правительство нашло компромисс с российской НК «ЛУКойл» (владельцем Одесского НПЗ) и продало контрольный пакет акций ЛиНОСа Тюменской нефтяной компании. Так, на Одесский завод за три летних месяца поставлено 86%, а на ЛиНОС – 60% всей нефти, переработанной данными НПЗ в этом году.

Кроме того, был максимально загружен и Кременчугский НПЗ, который 45% всей нефти, поступившей на завод с начала года, переработал летом. Загрузка производственных мощностей НПЗ в таких объемах стала возможной во многом благодаря Закону №1813-III, что сделало стоимость отечественных нефтепродуктов конкурентной с импортными и доступной украинским потребителям.

Однако предложение правительства и ряда депутатов Верховного Совета о пролонгации налоговых льгот нефтетрейдерам до конца года парламентом принято не было. Таким образом, с 1 октября 2000 года акцизный сбор на бензин с EUR40/т будет увеличен до EUR60/т, а на дизельное топливо – EUR30/т, что, естественно, повлечет за собой и дополнительное подорожание импортных нефтепродуктов.

По словам опрошенных «&» операторов рынка нефтепродуктов, в ближайшие два месяца после введения в России новых экспортных пошлин на ГСМ следует ожидать повышения стоимости топлива не менее чем на 20-30%.

Однако, по мнению экспертов, если загрузка производственных мощностей отечественных НПЗ будет хотя бы на уровне августа этого года, а украинское правительство все же пролонгирует мораторий на взимание налогов с импортных нефтепродуктов до конца года, то кризиса на отечественном нефтерынке удастся избежать, и рост цен будет более плавным и менее значительным.

Юрий Лапшин, директор ООО Vostok Oil (г. Луганск, торговля нефтепродуктами средним и мелким оптом)

– Доля российского импорта в потреблении нефтепродуктов Украины настолько высока, что любое ценовое изменение на российском рынке практически мгновенно сказывается на рынке нефтепродуктов Украины. Если говорить о новых экспортных пошлинах, которые вводит Россия, то можно сказать кратко – ничего хорошего они украинским потребителям не несут. На мой взгляд, уже к середине октября цена светлых нефтепродуктов поднимется по сравнению с началом сентября на 20-30%. Тем более, что рост цен на нефть на международных биржах продолжился и сегодня уже достиг отметки в $32-33 за баррель. Стабилизировать положение смогут только украинские нефтеперерабатывающие предприятия. Например, загрузка Лисичанского НПЗ ее нынешним владельцем – ТНК – в августе полностью покрыла спрос на нефтепродукты на рынках Донбасса, Запорожской и Днепропетровской областей. Если загрузка производственных мощностей Лисичанского, Кременчугского, Херсонского и Одесского заводов будет на уровне августа, то рынок в кризис не сорвется.

Николай Ковалев, заместитель директора компании «КВ Трейд» (г. Одесса, оптовая и мелкооптовая торговля нефтепродуктами)

– Доля импортной нефти и топлива настолько высока, что является определяющей для украинского нефтерынка. Так как добыча украинской нефти составляет не более 30-35% отечественного потребления, а у украинского правительства сегодня практически нет реального рычага, который оно могло бы использовать для ценообразования на рынке нефтепродуктов.

Переработка одной тонны российской нефти при цене выше $130-140 за тонну становится нерентабельной, поэтому повышение стоимости российских нефтепродуктов наносит удар не только по потребителям, но и по участникам нефтерынка.

На мой взгляд, правительству следует облегчить работу украинским импортерам нефтепродуктов. Для этого необходимо продлить налоговый мораторий на импортное дизельное топливо, а также не взимать до конца года сборы при импорте бензинов. Иначе украинский рынок не выдержит давления российских пошлин. Минимум, что нас ожидает осенью – резкий рост цен, максимум – дефицит нефтепродуктов.

Залишити відповідь