Обязав водителей приобретать полисы гражданской ответственности, правительство забыло ввести санкции для нарушителей

История с введением/отменой обязательного страхования гражданской ответственности водителей продолжается в Украине с 1994 г., когда правительство своим постановлением №816 от 06.12.1994 г. дополнило п. 2.1 Правил дорожного движения подпунктом «е» (в соответствии с которым водитель должен был иметь при себе полис такого страхования). Впрочем, уже через месяц, 13.01.1995 г., действие этого подпункта было приостановлено также постановлением КМУ №21.

Возрожден данный вид страхования был 28 сентября 1996 г. посредством принятия нового правительственного постановления. Полисы продавались на протяжении двух месяцев 1997 г., но затем этот вид обязательного страхования снова был приостановлен.

Третий раунд – появление постановления №1276 от 18.08.2000 г., которым Кабмин вновь возобновил действие подпункта «е» п. 2.1 Правил дорожного движения, изложив его в такой редакции: «водитель обязан иметь при себе действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств».

Как это понимать?

Санкций не будет пока…

Начнем, пожалуй, с вопроса, ответ на который больше всего беспокоит автомобилистов – о возможных санкциях, которые последуют со стороны сотрудников ГАИ в случае, если после 1 октября у водителя не окажется полиса обязательного страхования гражданской ответственности. Слово Александру Миленину, начальнику управления ГАИ МВД Украины: «Время, отпущенное водителям с момента подписания постановления до 1 октября, конечно, недостаточное для того, чтобы каждый владелец транспортного средства мог застраховать свое авто. Поэтому МРЭО предоставит в своих зданиях комнаты для размещения представительств страховых компаний. Планируется (если возникнет такая необходимость) и размещение страховых агентов на дорогах, на стационарных постах ГАИ.

Однако с 1 октября никаких санкций к лицам, не застраховавшим свой автотранспорт, ГАИ применять не станет. Ведь пока что в Кодексе Украины об административных правонарушениях нет статьи об ответственности за невыполнение постановления Кабмина №1276. Инспекторы ГАИ будут лишь проводить разъяснительную работу с водителями о целях и порядке страхования».

Впрочем, такой ответ Александра Миленина не означает, что ответственность за игнорирование п.п. «е» п. 2.1 Правил дорожного движения не предусматривается вообще. По информации «&», проект соответствующих изменений должен быть в ближайшее время передан в Верховный Совет. При этом вопрос лишь в том, когда его депутаты рассмотрят – в октябре или позже.

Тем не менее, как оказалось, водителям имеет смысл покупать полисы даже при отсутствии угрозы быть оштрафованными инспектором ГАИ. Дело в том, что полис-2000 выгоднее полиса-1997.

Чем хорош новый полис?

Постановление КМУ от 28.09.1996 г., в соответствии с которым проводилась продажа полисов для автовладельцев в 1997 г., предусматривало сумму страхового возмещения на случай причинения застрахованным водителем вреда здоровью или жизни пострадавшего в ДТП в размере 2000 грн. При этом страхование ответственности за причинение ущерба имуществу третьих лиц в ДТП вообще не было введено (это просто не успели сделать до отмены правительственного постановления).

Условия страхования гражданской ответственности автовладельцев, вводимого с 1 октября нынешнего года, более привлекательны для водителей. Говорит Юрий Шакун, менеджер отдела автострахования компании Utico (Украинская транспортная страховая компания): «В прошлый раз сумма страхового возмещения была невысокой – 2000 грн., а после инфляции – вообще смешной. Сейчас же она составляет 25,5 тыс. грн. за причинение ущерба транспорту и 8 тыс. грн. – за нанесение вреда здоровью или жизни человека».

Конечно, данные суммы несравнимы с теми, которые выплачиваются пострадавшим в странах Западной Европы. В частности, генеральный директор Украинской акционерной страховой компании «АСКА» Александр Сосис привел такие данные: «В Польше максимальная ответственность по одному страховому событию (в целом по имуществу и здоровью) составляет 600 тысяч евро, в Германии – DM7,5 млн. Есть страны, в которых ответственность вообще не лимитируется. Однако в этих странах и страховые тарифы выше. В Польше, например, они составляют от $75 до $150-200 в год». В Украине же они колеблются от 3,4 грн. (страховка на 15 дней для пенсионеров, владельцев легковых автомобилей с объемом двигателя до 1200 куб. сантиметров) до 195,5 грн. (годичный полис для собственников грузовых автомобилей грузоподъемностью более 2 тонн).

Впрочем, по мнению некоторых страховщиков, автовладельцы выигрывают еще в одном – правительство, по сути, навязало свои (и как считают многие) заниженные тарифы по этому виду страхования. До принятия постановления №1276 полис страхования гражданской ответственности, приобретаемый в добровольном порядке, обходился собственникам автомобилей гораздо дороже. Если не углубляться в подробности, достаточно будет сказать, что некоторые страховщики определяли этот тариф исходя из фактической стоимости автомобиля и стажа водителя.

О долговечности нововведения

Естественно, мы не могли не затронуть вопрос, изложенный в подзаголовке – приведенная в начале статьи непростая история обсуждаемого вида обязательного страхования порождает скептическое отношение к его «долгожительству». Но страховщики уверены, что рано или поздно данный вид обязательного страхования в Украине закрепится надолго. Даже при всем критическом отношении некоторых из них к варианту, предложенному правительством на этот раз.

Говорит Александр Сосис: «Такой вид страхования существует в подавляющем большинстве стран мира. В Европе только одна страна не ввела его ни в каком виде – это Россия. Остальные его вводят потому, что оно социально значимо. При этом данный вид страхования регулируется двумя способами: либо правительство само издает постановление, устанавливая тарифы (как произошло у нас), либо (как делается в большинстве стран) страховым компаниям не диктуют тарифы. Страховщики все считают сами, но устанавливаются максимальные выплаты по событию. За счет конкуренции выравнивается и цена».

Таким образом, страховщики, «кивая на Европу», готовы к тому, чтобы страховать гражданскую ответственность автовладельцев в «продолжительном» режиме. Даже несмотря на возможную убыточность для них этой страховой услуги сегодня. Пожалуй, и водителям стоит привыкать к мысли о том, что если уже не в нынешнем, то в начале следующего года полис покупать все же придется.

В одном из ближайших номеров «&» расскажет об интересах и рисках страховщиков в этом виде страхования.

Залишити відповідь